Сокол-250 - Проект российского скоростного пассажирского поезда, так и не вышедшего на линию.
Судьбы электропоездов похожи на судьбы людей. Так иногда бывает. В семье рождается долгожданный ребенок. Родители, дедушки и бабушки, многочисленные родственники вкладывают в его развитие силы и средства, энергию и талант. Все надеются на то, что будущее будет светло и прекрасно. Но к определенному возрасту с горечью видят, что судьба ставшего почти самостоятельным ребенка складывается крайне неудачно, окружающие его не понимают и считают нецелесообразным вкладывать средства в дальнейшее развитие и становление.
История создания
Нечто подобное произошло и с электропоездом ЭС Сокол-250. Техническое задание перспективного высокоскоростного электропоезда проекта «Сокол» было готово в 1993 году. В соответствии с программой «Высокоскоростной экологически чистый транспорт» стране нужен был электропоезд, способный развивать скорость 250-350 км/час. Планировалось его использование на контактной сети постоянного 3000В и 25000 переменного токов. При 6 пассажирских вагонах вместимость электропоезда предполагалась до 350 человек. Разработка проводилась в течение семи лет с участием более чем 60 предприятий и организаций, многочисленными коллективами ученых, инженеров и высококвалифицированных рабочих. Ведущим предприятием–разработчиком было ЦКБ МТ «РУБИН».
По сообщениям СМИ, на проектирование и изготовление опытного образца было затрачено свыше 450 миллионов долларов. Свыше ста предприятий обеспечивали для него поставку комплектующих узлов и деталей. От начала изготовления опытного образца в 1998 году до приемочных испытаний на Октябрьской железной дороге, во время которых двухсистемный электропоезд показал рекордную на то время скорость в 236 км/час, прошло три года. Как позже заявляли специалисты и ученые, на время разработки и испытаний электропоезд Сокол-250 ни в чем не уступал зарубежным аналогам. Россия готовилась вступить в клуб наиболее развитых стран мира по высокоскоростному подвижному составу.
Электропоезд Сокол-250 был построен на заводе транспортного машиностроения в г. Тихвин, Ленинградской области в 2000 году. В конструкцию поезда были заложены новейшие на то время технические решения, такие, как энергопоглощающие элементы в лицевой и хвостовой частях поезда, значительно повышающие безопасность пассажиров при лобовых столкновениях. Были использованы «сминаемые» тамбуры, сохраняющие при ударах конструктивные элементы вагонов и повышающие безопасность при авариях. Новые отечественные разработки асинхронных приводов позволяли экономить до 20% электроэнергии по сравнению с находившимся в эксплуатации электропоездами ЭР-200.
Проблемы проекта
Наверное, сложно, а может быть и невозможно, найти электропоезд или локомотив, который бы не требовал доработки после всего цикла испытательных поездок. Точно так же и с «Соколом-250» - после серии испытаний с пробегом более 60000 км, были обнаружены и недостатки. В частности, при торможении диски нагревались до температуры почти в 500 градусов, при допустимых 80 градусах. Были зафиксированы неисправности антиблокировочной системы, которые, по заключению комиссии, могли стать причиной заклинивания колесных пар.
Тормозная система не обеспечивала безопасного движения на стрелочных переводах, а дисковая тормозная система не обеспечивала требуемого межремонтного интервала в 300000 километров. Требовалась определенная доработка пантографа ТП-250. В кабине машиниста превышались уровни шумов в различных режимах движения. Из-за недостаточной герметизации внутри пассажирских вагонов превышена подвижность воздуха.
Отмечались недочеты и в системе пожарной безопасности. Устранение этих недостатков не представляло значительных технических трудностей и могло быть реализовано в сравнительно короткое время с небольшими финансовыми затратами. Хотя в целом по большинству параметров электропоезд удовлетворял техническому заданию и отвечал требованиям мировых стандартов, по совокупности причин комиссия сделала довольно неожиданное заключение о невозможности дальнейшей эксплуатации электропоезда с пассажирами.
Закрытие проекта
Как отмечают специалисты, на разработку подобных электропоездов за рубежом уходит от 8 до 10 лет. В таких же временных пределах разрабатывался «Сокол» и в России. Однако, после окончания испытаний финансирование этого проекта с целью доработки конструкции и устранения недостатков было прекращено. При этом готовность электропоезда составляла около 90 процентов. Сравнительно недавно было принято решение о передаче электропоезда для изучения студентами железнодорожных ВУЗов. Ведь и сейчас в «Соколе» есть немало оригинальных технических решений, интересных для изучения, например, кузова и тележек, разработанных специалистами мирового уровня. Достаточно напомнить о том, что высокоскоростные вагонные тележки были изготовлены специалистами по танковым разработкам из ВНИИтрансмаша, двухуровневую компьютерную систему управления сделали в НПО «Аврора». К разработке привлекались специалисты железнодорожного транспорта нескольких ведущих иностранных фирм.
Окончательно работы по проекту ЭС«Сокол»-250 были остановлены в 2002 году. Вопрос о возможной реанимации электропоезда является, пожалуй, риторическим, так как нет главного элемента – уникального коллектива инженеров, конструкторов и ученых, создававших проект «Сокол». Следует отметить, что многие технические решения, разработанные в рамках проекта «Сокол-250», нашли применение в более поздних разработках ЦКБ МТ «РУБИН».
Конечным результатом внедрения высокоскоростного сообщения на участке Санкт-Петербург – Москва стала поставка фирмой Сименс (Германия) известных высокоскоростных поездов «Сапсан». Многие специалисты и сейчас высказывают мнение, что нужно было завершать разработку российского скоростного электропоезда «Сокол-250», вкладывая огромные средства в развитие отечественного транспортного машиностроения. Это позволило бы усовершенствовать технологии и сохранить рабочие места в нашей стране.
Говоря словами выдающегося английского писателя В.Шекспира: «Нет повести печальнее на свете…», чем история рождения и скорого угасания замечательного отечественного проекта «Сокол-250».