Бульдозер ДЭТ-250

5 минут на чтение
Подробности
Категория: Бульдозеры и тракторы
Опубликовано: 09.06.2016

 Бульдозер ДЭТ-250

Бульдозер ДЭТ-250 - первый советский сверхтяжелый и сверхмощный бульдозер. Выпускается на Челябинском Тракторном Заводе

Если говорить о легендах Челябинского тракторного завода, то нельзя не вспомнить бульдозер марки ДЭТ-250. Данный агрегат был спроектирован и выпущен в далеком 1957 году. Это был первый сверхтяжелый трактор, аналогов которому не было ни заграницей, ни в СССР. Его габаритные размеры также поражают, в длину он – больше шести с половиной метров, а в высоту более 3-х. Впервые техника была выставлена на обозрение широкой аудитории первого мая 1957 года. Аббревиатура «ДЭТ» расшифровывается как Дизельный Электрический Трактор, а «250» говорит о 25-м тяговом классе. То есть его тяговое усилие составляет 250 кН. Бульдозер стал первым в СССР промышленным энергонасыщенным трактором, а также первым трактором с электрической трансмиссией. Серийно стал производиться, начиная с 1969 года. Бульдозер ДЭТ-250 предназначен для особо трудоемких и тяжелых землеройных и транспортных операций. Также применяется для строительства крупных объектов, таких как гидротехнические и мелиоративные сооружения, шоссейные дороги и т.д.

Преимущества

К основным особенностям трактора можно отнести высокую топливную экономичность, очень высокую мощность, а так же бесступенчатую электрическую трансмиссию. ДЭТ-250 обладает чрезвычайно высокими характеристиками надежности и просто поражает своей проходимостью. Помимо работ по бульдозированию рыхлению почвы трактор может быть основой для другого оборудования специального назначения, такого как ямобур, бурокрановая машина (для установки опор линий электропередач), траншейный экскаватор и т.д. Благодаря электрической трансмиссии трактор имеет высокие тяговые и скоростные характеристики, а также значительно упрощается управление столь огромной техникой.

Бульдозер ДЭТ 250

Основные узлы

Двигатель

Трактор оснащен V-образным четырехцилиндровым двигателем В-31, который работает на дизельном топливе. Двигатель бескомпрессорный и имеет нераздельную камеру сгорания. К особенностям трактора, и в частности его двигателя можно отнести инжекционное охлаждение (энергия выхлопных газов не теряется в пустую), подобное тому, которое используется на танках. Двигатель имеет мощность в 323 лошадиные силы. Номинальная мощность двигателя составляет 242.6 кВт. Запускается двигатель при помощи силового генератора, который получает питание от аккумулятора. 

Трансмиссия

Бесступенчатая электромеханическая трансмиссия работает от постоянного тока и позволяет изменять скорость бесступенчато, исходя из величины внешней нагрузки. В конструкции применяют многодисковую, постоянно замкнутую фрикционную муфту. Силовая передача устроена довольно-таки сложно и состоит из генератора, электрического двигателя, передачи, сложных планетарных механизмов и конечной передачи. В приводе силового генератора установлен цилиндрический, косозубый мультипликатор. Марка самого генератора – ГПА-222, а тяговый двигатель – ЭДН-196. Объем топливного бака этого тяжеловеса составляет 670л. Главная передача состоит из пары конических шестерен, зубья которых имеют сложную спиральную форму.

Навесное оборудование

Управление главным рабочим оборудованием – землеройным механизмом происходит при помощи гидравлической системы, что делает его работу плавной и позволяет достигать высоких усилий. В конструкции трактора используются очень надежные ленточные тормоза, плавающего типа. Кроме этого, для управления специальными навесными и прицепными оборудованием, которые располагаются как спереди, так и сзади, была предусмотрена раздельная агрегатная гидросистема, которая состоит из масляного бака, трубопровода, насоса, распределителя и цилиндров.

Гусеницы 

Гусеничные тележки жестко связаны со сварной рамой. Компоновка ДЭТ-250 такова, спереди находится электродвигатель, а трансмиссия сзади. Бортовые редукторы имеют сложную конструкцию, так как помимо пары шестерен используется элементы планетарного редуктора. Перемещается трактор при помощи гусеницы, которая имеет гидравлический механизм натяжения. 

Кабина

Кабина располагается посредине. Она трехместная и полностью герметизирована, также она обладает качественной термо, звуко и виброизоляция. Если сравнивать ДЭТ-250 с другими советскими тракторами, то в глаза явно бросалось огромное превосходство в комфорте рабочего места машиниста. В кабине находятся все необходимые приборы и рычаги для максимального контроля над работой агрегата. 

Технические характеристики

Длина - 6620
Ширина - 3180
Высота - 3215
Масса - 41 340 ( С рыхлителем )
Максимальное давление на грунт - 0,093 МПа
Мощность двигателя - 323 лс
Объем двигателя - 38,8л
Частота вращение коленвала - 1400 об/мин
Запас крутящего момента - 11%
Максимальное тяговое усилие - 377 кН
Рабочая скорость - 4-15 км/ч
Количество опорных катков с одной стороны - 6
Число поддерживающих катков - 2
Ширина башмака гусеницы - 560/690
Колея - 2450 / 3218

Из истории ДЭТ-250

Первого мая 1957 года, на параде трудящихся, трактор впервые был показан широкой публике. Пройдя по улицам Челябинска, наряду с работниками тракторного завода, он просто поразил своими габаритами. Это было не странно, так как на тот момент это был единственный советский сверхтяжелый и сверхмощный трактор. До начала производства трактора ДЭТ-320, 250-й был единственным в мире трактором с электромеханической трансмиссией. Такую особенность объясняют тем, что в США и Японии, еще 50-х годах считали более целесообразным использование гидромеханической трансмиссии. Считалось, что для трактора мощностью свыше 200 л.с. нецелесообразно использовать механическую трансмиссию. В связи с этим было принято решение конструировать трактор с электромеханической трансмиссией, что значительно увеличило вес машины (свыше 10 тонн по сравнению, с тракторами аналогичного тягового класса, только с гидромеханической трансмиссией).

Эти особенности обусловили основные недостатки ДЭТ-250, в частности невысокий КПД и необходимость применения сложных систем охлаждения. Но наряду с этим, трактор стал незаменимым в холодных климатических зонах страны, в которых гидромеханическая трансмиссия во многом уступает электромеханической. До того как с конвейера сошли первые трактора Т-330, с аналогичным тяговым классом, ДЭТ-250 оставался единственным на весь сою тяжелым промышленным трактором, который активно применялся на всех масштабных стройках. В заключении можно сказать, что бульдозер ДЭТ-250 навсегда останется в истории как пионер советского тяжелого машиностроения и первый в мире трактор с электромеханической трансмиссией.

Читайте так же

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Подробности Категория: Бульдозеры и тракторы Опубликовано: 04.08.2016  ДЭТ-400 ДЭТ-400 - это бульдозер, который с 2007 года выпускает
Подробности Категория: Бульдозеры и тракторы Опубликовано: 27.08.2016 Бульдозер ЧЕТРА Т 40 Бульдозер Четра Т-40 - одна из самых
Подробности Категория: Бульдозеры и тракторы Опубликовано: 13.06.2016 Бульдозер Б-10 Бульдозер Б-10 является детищем Челябинского