- Подробности
- Категория: Современная Россия
- Опубликовано: 28.02.2016
Тепловоз ТЭП 80
Тепловоз ТЭП 80 - односекционный восьмиосный пассажирский тепловоз, установивший рекорд скорости для машин такого типа. Разработан на Коломенском тепловозостроительном заводе.
Глядя на наши российские железные дороги в последние годы, нельзя не заметить общий прогресс, у нас наконец появляются современные локомотивы, появляется все больше скоростных маршрутов, и крупные города связаны между собой сеткой скоростных линий, а наше отставание от других передовых стран постепенно сокращается, однако если хорошенько вдуматься, то отставание это не от Европы или Японии, а скорее мы отстали сами от себя. Например самый наш скоростной собственный поезд — Невский Экспресс (Сапсан не российский поезд), доезжает от Москвы до Петербурга за те же 4 часа, что и Сапсан, а ведь 25 лет назад мы могли бы ездить еще быстрее, если бы ни распад СССР и общая разруха, а что бы было в наше время и представить себе трудно.
Обогнавший время
Можно сколько угодно приводить в пример Европу и Японию, с их высокоскоростными линиями железных дорог, где скорость в 300-500 км/ч является нормой, но все же размеры этих стран и России несравнимы, и к примеру если построить скоростную ветку от Москвы до Новосибирска, то она вряд ли вообще когда-нибудь окупится. В 80-ых годах прошлого века советские железнодорожники пошли по другому пути — увеличение средней скорости перевозок до возможного максимума на обычных магистралях, и даже не электрифицированных. Под эту стратегию разрабатывались новейшие локомотивы, которые ничем не уступали ведущим мировым образцам, а венцом этого прогресса стал ТЭП 80 — ставший самым быстрым тепловозом в мире, и не отдающий это почетное звание до сих пор.
Несмотря на свой рекорд, основная задача, поставленная Министерством путей и сообщений была в создании нового локомотива, с максимальной скоростью движения 160 км/ч, при этом достаточно мощного, чтобы он мог использоваться на абсолютно любых магистралях, ведь использующиеся в то время поезда при максимальной скорости, не всегда давали необходимую мощность и приходилось спаривать два локомотива, что резко увеличивало расходы на перевозку. Так же планировалось в будущем создать и электровоз, а на базе тепловоза обкатать все современные достижения советского машиностроения.
Характеристики
При создании ТЭП 80 были использованы все наработки, в том числе и неудачные, от предыдущих моделей. В качестве колесной модели была выбрана восьмиосная, а приводил в движение эту глыбу самый мощный на то время советский дизельный двигатель V-образный четырёхтактный двадцатицилиндровый дизель 1Д49 , выдававший мощность в 6000 лс. Так же на тепловоз были установлены гидравлические гасители колебаний и благодаря им локомотив имел очень плавный ход, и по рассказам испытателей, на скорости в 160 км/ч можно было ставить на панель до верха налитый стакан с водой, и ни капли бы не пролилось мимо. На самых же рамах устанавливались тяговые электродвигатели ЭД-121ВУХЛ1, выдававшие мощность 4552 кВт.
Рекорд Скорости
Окончательные испытания тепловоза проводились уже в начале 90-ых годов, и 5 октября 1993 на перегоне Шлюз-Дорошиха был установлен не побитый до сих пор, рекорд скорости для тепловозов, равный 271 км/ч. Однако тяжелый кризис не щадил никого, и тепловоз так и остался никому не нужен, ведь на него просто не было средств. А сейчас, спустя 25 лет нам приходится догонять самых себя, и даже современные наши локомотивы уступают ТЭП 80 в самом главном — он был полностью нашей разработкой и нам не нужно было сотрудничать с зарубежными компаниями, чтобы создать хороший и качественный тепловоз, практически все, из чего он был сделан, производилось в СССР.