«Геофизика», или М-55 – это советский разведчик, относящийся к классу высотных и дозвуковых. Всего было произведено пять единиц техники, из которых одна эксплуатируется и на сегодняшний день. О том, какова история создания самолета и каковы его основные технические характеристики далее.
История создания
Представленная модификация создавалась на базе высотного самолета-перехватчика с индексом М-17. Строительство самолета началось еще в конце 60 годов 20 века на базе ОКБ Мясищева. Данный перехватчик предназначался для выполнения следующих функций:
- перехват не только высотных, но и разведывательных аэростатов;
- осуществление других разведывательных действий;
- исследовательские функции.
В связи с различными факторами (наличие более перспективных проектов, недостаток финансирования) строительство М-17 растянулось до 1980 годов, а первый полет состоялся лишь спустя два года – 26 мая 1982. Однако к этому времени разведывательные аэростаты уже не казались такими интересными, потому было принято решение построить на базе самолета другой – более современный и соответствующий реалиям того времени. Именно им и оказался М-55. Изначально он назывался М-17РМ и представлял собой самолет-разведчик с наземным разведовательно-ударным комплексом.Его первый поле пришелся на 16 августа 1988 года, а позже описываемая модификация была переименована в М-55 «Геофизик».
Модификации
На сегодняшний день инженерами реализован проект М-55У, который представляет собой учебную конструкцию. Кроме того, ведутся работы, направленные на создание двухместного самолета с названием «Геофизика-2». Он будет предназначаться для высотного воздушного наблюдения, а также, в соответствии с проектами, будет иметь усовершенствованную аэродинамику и удлиненный тип фюзеляжа. О том, каковы характеристики представленного самолета, далее.
Конструкция
Описываемая модель самолета обладает двухбалочной конструкцией с высоко располагающимся крылом значительного удлинения. Он набран из высоконесущих профилей сверхкритического типа, что и на сегодняшний день вызывает интерес у инженеров. В фюзеляже, а именно в передней его части, располагается кабина пилота и специальный отсек, который оборудован разведывательной аппаратурой. Специалисты обращают внимание на то, что ее общая масса составляет не меньше 1,5 тонн.
Задняя часть фезюляжа представляет собой отсек моторного типа. Именно там располагаются два высокоэкономичных двигателя двухконтурного типа с индексом Д-30В12 (на М-17 стоял один двигатель РД-36-51В). Показатели емкости, связанные с топливной системой, составляют 8300 литров.
Летные характеристики
Отдельного внимания заслуживают так называемые «летные» характеристики модификации. Максимальная скорость составляет 743 км в час и 332 (на высоте 20000 и 5000 метров соответственно). Среднее время патрулирования составляет не менее 48 минут. Еще более впечатляющими следует считать такие показатели, которые указывают на максимальную дальность полета на различных высотах. Так, для потолка она равна 1315 км, а для 17000 м – 5000 км.
Технические характеристики
- Длина - 22670
- Размах крыла - 37,46 м
- Площадь крыла - 131,6 м.кв.
- Масса - 14 тонн
- Экипаж - 1 человек
- Подъемная масса груза - 1500 кг
- Максимальная взлетная масса 23 400 кг (топлива до 7900 кг)
- Тяга - 2 × 88,26 кН
- Максимальная скорость: 743 км/ч (на высоте 20 км)
- Крейсерская скорость - 0,7М (М - число Маха, крейсерская скорость М-55 зависит от высоты полета)
- Практическая дальность - 1220 км
- Практический/Стратегический потолок - 5000 км (средняя высота полета 17км)
Эксплуатация
Длительность полета на потолке составляет 134 минуты, а на высоте 17000 м – 6,5 часов, что является более чем впечатляющими показателями. В связи с этим нет ничего удивительного в том, что «Геофизик» используется и на сегодняшний день. Безусловно, это происходит не на постоянной основе, однако он участвует в некоторых испытаниях, а также он является постоянным участников выставок и других международных конкурсов.
Хотелось бы отметить, что самолет высотного назначения М-55 в состоянии осуществлять исследования в области стратосферы, а точнее на высотах до 20 км. Кроме того, именно для него не представляет особенного труда мониторинг в области воздушной среды, суши, а также водных бассейнов. Помимо этого, описываемый самолет может выступать в роли ретранслятора для последующего обеспечения радио- и телефонной связи. Примечательно и то, что на базе указанной модификации была спроектирована целая система противоградовой протекции.
Учитывая все это, необходимо отметить, что именно М-55 является одной из самых надежных и часто эксплуатируемых модификаций. Она разрабатывалась на протяжении многих лет и, в том числе во многом благодаря этому, позднее на базе самолета разрабатывались другие, не менее перспективные, устройства. Таким образом, можно по праву считать «Геофизика» легендой.