Учебно-боевой самолет ЯК 130

5 минут на чтение
Самолет ЯК 130 - основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью разработанный с нуля в России после распада СССР.

Даже при сравнительно небольших размерах после оснащения новейшими оптико-электронными прицельными устройствами и навигационным оборудованием, установки новейшей радиолокационной станции появляется возможность расширить варианты боевого применения, используя в качестве штурмовика, близкого по характеристикам к СУ-25СМ, или многофункционального истребителя 4+ поколения. Учитывая возможность посадки на неподготовленные (в том числе грунтовые) аэродромы, его применение в некоторых случаях станет экономически более целесообразным. Следует обратить внимание на небольшую длину разбега, составляющую от 510 до 940 метров. Очень важно, что после модернизации появляется возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по различным целям, не залетая в зону действия войсковой противовоздушной обороны вероятного противника. Да, да, и это все о нем, самолете ЯК-130 отмечалось в информации официального представителя ОКБ им. Яковлева.

История создания

А начиналось его проектирование совсем не просто. Во-первых, необходимо было выиграть в 1991 году тендер у конкурента - МИГ-АТ ОКБ Микояна. Комиссией военно-воздушных сил предпочтение было отдано учебно-тренировочному ЯК-130. Однако финансирование разработки проекта не проводилось из-за отсутствия денег, что было обычным явлением в лихие девяностые. По этой причине привлекли к проектированию итальянскую Alenia Aermacchi, и далее разработка планера осуществлялась совместно. В процессе проектирования возникли непреодолимые разногласия, и итальянцы, получив техническую документацию, вышли из кооперации с ОКБ им. Яковлева, продолжив самостоятельно проектировать самолет. В дальнейшем итальянский самолет получил обозначение – М-346, внешне похожий на ЯК-130.

Впервые ЯК-130 выполнил пробный полет в 1996 году, в этом же году совершил первый вылет и МИГ-АТ, разработанный совместно с французскими авиастроительными фирмами. После необходимых доработок и модернизации в 2001 году было объявлено об окончательной победе самолета, разработанного в ОКБ им. Яковлева. Первый серийный самолет ЯК-130 совершил испытательный полет в 2004 году. Окончательный акт о завершении испытаний ЯК-130 был подписан лишь в конце 2009 года, хотя первый вылет самолета, из числа заказанных по контракту для ВВС России, состоялся еще в мае 2009 года. К концу 2015 года для Вооруженных Сил РФ было передано 69 самолетов. В рамках гособоронзаказа ВКС России в течение 2016-2018 гг. будут переданы еще 30 таких самолетов.

Общее описание ЯК-130

На сегодняшний день ЯК-130 представляет сложнейший учебно-тренировочный летающий центр подготовки курсантов военно - учебных заведений и совершенствования летной подготовки опытных пилотов. Оснащение и летные возможности самолета позволяют отрабатывать навыки пилотирования, необходимые для выполнения боевых задач на самолетах четвертого и пятого поколений, например, на истребителях МИГ-29, штурмовике СУ-25 и других. В соответствии с учебными планами и программами курсанты ВВУЗов практически учатся взлету и посадке, действиям при возникновении нештатных ситуаций, управлению самолетом на предельных режимах, выполнению маневров в одиночном полете и в составе группы, а также выполнять другие задачи. В настоящее время самолет является одним из элементов оснащения учебно-тренировочных комплексов.

  • К преимуществам самолета можно отнести:
  • отличная маневренность и управление при полетах на малой высоте;
  • достойные показатели скороподъемности;
  • возможность применения современного высокоточного оружия;
  • первоклассные взлетно-посадочные характеристики;
  • одно из лучших в мировом самолетостроении соотношение цены и качества;
  • боевое применение в различных метеоусловиях.
Учебно-боевой самолет ЯК 130

Обучение и тренировки на ЯК-130 предшествуют самостоятельным полетам не только на отечественных самолетах, но и таких как F-16, «Мираж» и других. Особенностью самолета является то, что помимо основных топливных баков в крыльях и фюзеляже имеется возможность использования подвесных баков, хотя дальность полета и без них составляет 2000 км на высоте 12500 м. Кабина оборудована двумя катапультируемыми креслами, сохранившими жизнь не одному пилоту во время летных происшествий. По характеристикам самолет имеет полезную боевую нагрузку в 3000 кг. Это позволяет на девяти точках подвески разместить различные виды вооружений, например, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, противокорабельные ракеты, а также корректируемые и обычные пятисоткилограммовые авиабомбы. Возможности новейших электронных комплексов, установленных на самолете, при его дальнейшей модернизации существенно расширят боевые возможности ЯК-130.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 или 2 человека
  • Длина - 11493
  • Размах крыла - 9840
  • Высота - 4640
  • Масса пустого - 4600 кг
  • Нормальная взлётная масса - 7700 кг
  • Максимальная взлётная масса - 10 290 кг
  • Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
  • Тяга: 2 × 2500 кгс

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 1050 км/ч
  • Практический потолок: 12 500 м
  • Тяговооружённость: 0,8
  • Длина разбега: 510—940 м
  • Длина пробега: 610—880 м

Вооружение

  • Боевая нагрузка - до 3 т.
  • Управляемые ракеты -  ближнего боя Р-73 «воздух-воздух»
  • Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8,
  • Блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13,
  • Неуправляемые ракеты С-25ОФМ
  • Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг

Эксплуатация

Характеристики самолета позволяют его использование в качестве истребителя-бомбардировщика, самолета – разведчика, в качестве одного из элементов системы радиоэлектронной борьбы, на его базе возможно создание мощного беспилотного средства поражения объектов и живой силы противника. По данным российского центра анализа стратегий и технологий в 2011 году продажи военной авиационной техники в целом составляют около 50% от всего экспорта оружия. На сегодняшний день эти самолеты поставлены в Алжир, Белоруссию, Вьетнам. По данным Рособоронэкспорта в 2011 году только Алжиру переданы 16 самолетов на общую сумму более 200 миллионов долларов. Обсуждаются контракты на поставку ЯК-130 в Малайзию, Филиппины, Казахстан и ряд других стран. Заинтересованность в покупке проявляют и в странах Латинской Америки.

Специалисты отмечают, что модернизация самолета расширит рынки сбыта, так как по различным причинам многие страны хотели бы купить легкие штурмовики, несущие до трех тонн различного вооружения, в том числе и управляемого. Кроме того, не имеет смысла доводить скорость ЯК-130 до сверхзвуковых величин, по аналогии с китайским L-15, так как это мало чему может научить летный состав.

ЯК-130 получил высокую оценку на различных международных авиасалонах. Как утверждают СМИ, международные эксперты на авиасалоне в Ле Бурже (2013 год) признали двухместный реактивный самолет лучшим в категории учебно-тренировочных средств. Специалисты планируют участие самолета не только на международных авиасалонах, но и эксплуатацию пилотажных групп на международных линиях. Персонаж одного известного российского фильма утверждал, что у него нет недостатков и он весь положительный. Похожая ситуация с нашим реактивным учебно-тренировочным самолетом ЯК-130. Возмущен только британский журнал The Week, которому не понравилось, что российский учебно-тренировочный самолет может нести на борту слишком много современного оружия.

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Самолёт-амфибия Бе-103 - легкий самолет-амфибия, разработанный в 90-ых годах, один из самых неприхотливых самолетов в мире. История
Подробности Категория: Военные Вертолеты России Опубликовано: 24.08.2017  Ми-28Н «Ночной охотник» - боевой ударный вертолет Ми-28Н
Ту-334 - пассажирский самолет, который в 90-е годы должен был сменить такие знаменитые модели, как Як-42 и Ту 134. Однако, ввиду того, что в 90-е годы