Даже при сравнительно небольших размерах после оснащения новейшими оптико-электронными прицельными устройствами и навигационным оборудованием, установки новейшей радиолокационной станции появляется возможность расширить варианты боевого применения, используя в качестве штурмовика, близкого по характеристикам к СУ-25СМ, или многофункционального истребителя 4+ поколения. Учитывая возможность посадки на неподготовленные (в том числе грунтовые) аэродромы, его применение в некоторых случаях станет экономически более целесообразным. Следует обратить внимание на небольшую длину разбега, составляющую от 510 до 940 метров. Очень важно, что после модернизации появляется возможность нанесения ракетно-бомбовых ударов по различным целям, не залетая в зону действия войсковой противовоздушной обороны вероятного противника. Да, да, и это все о нем, самолете ЯК-130 отмечалось в информации официального представителя ОКБ им. Яковлева.
История создания
А начиналось его проектирование совсем не просто. Во-первых, необходимо было выиграть в 1991 году тендер у конкурента - МИГ-АТ ОКБ Микояна. Комиссией военно-воздушных сил предпочтение было отдано учебно-тренировочному ЯК-130. Однако финансирование разработки проекта не проводилось из-за отсутствия денег, что было обычным явлением в лихие девяностые. По этой причине привлекли к проектированию итальянскую Alenia Aermacchi, и далее разработка планера осуществлялась совместно. В процессе проектирования возникли непреодолимые разногласия, и итальянцы, получив техническую документацию, вышли из кооперации с ОКБ им. Яковлева, продолжив самостоятельно проектировать самолет. В дальнейшем итальянский самолет получил обозначение – М-346, внешне похожий на ЯК-130.
Впервые ЯК-130 выполнил пробный полет в 1996 году, в этом же году совершил первый вылет и МИГ-АТ, разработанный совместно с французскими авиастроительными фирмами. После необходимых доработок и модернизации в 2001 году было объявлено об окончательной победе самолета, разработанного в ОКБ им. Яковлева. Первый серийный самолет ЯК-130 совершил испытательный полет в 2004 году. Окончательный акт о завершении испытаний ЯК-130 был подписан лишь в конце 2009 года, хотя первый вылет самолета, из числа заказанных по контракту для ВВС России, состоялся еще в мае 2009 года. К концу 2015 года для Вооруженных Сил РФ было передано 69 самолетов. В рамках гособоронзаказа ВКС России в течение 2016-2018 гг. будут переданы еще 30 таких самолетов.
Общее описание ЯК-130
На сегодняшний день ЯК-130 представляет сложнейший учебно-тренировочный летающий центр подготовки курсантов военно - учебных заведений и совершенствования летной подготовки опытных пилотов. Оснащение и летные возможности самолета позволяют отрабатывать навыки пилотирования, необходимые для выполнения боевых задач на самолетах четвертого и пятого поколений, например, на истребителях МИГ-29, штурмовике СУ-25 и других. В соответствии с учебными планами и программами курсанты ВВУЗов практически учатся взлету и посадке, действиям при возникновении нештатных ситуаций, управлению самолетом на предельных режимах, выполнению маневров в одиночном полете и в составе группы, а также выполнять другие задачи. В настоящее время самолет является одним из элементов оснащения учебно-тренировочных комплексов.
- К преимуществам самолета можно отнести:
- отличная маневренность и управление при полетах на малой высоте;
- достойные показатели скороподъемности;
- возможность применения современного высокоточного оружия;
- первоклассные взлетно-посадочные характеристики;
- одно из лучших в мировом самолетостроении соотношение цены и качества;
- боевое применение в различных метеоусловиях.
Обучение и тренировки на ЯК-130 предшествуют самостоятельным полетам не только на отечественных самолетах, но и таких как F-16, «Мираж» и других. Особенностью самолета является то, что помимо основных топливных баков в крыльях и фюзеляже имеется возможность использования подвесных баков, хотя дальность полета и без них составляет 2000 км на высоте 12500 м. Кабина оборудована двумя катапультируемыми креслами, сохранившими жизнь не одному пилоту во время летных происшествий. По характеристикам самолет имеет полезную боевую нагрузку в 3000 кг. Это позволяет на девяти точках подвески разместить различные виды вооружений, например, управляемые и неуправляемые ракеты различного назначения, противокорабельные ракеты, а также корректируемые и обычные пятисоткилограммовые авиабомбы. Возможности новейших электронных комплексов, установленных на самолете, при его дальнейшей модернизации существенно расширят боевые возможности ЯК-130.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 или 2 человека
- Длина - 11493
- Размах крыла - 9840
- Высота - 4640
- Масса пустого - 4600 кг
- Нормальная взлётная масса - 7700 кг
- Максимальная взлётная масса - 10 290 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25
- Тяга: 2 × 2500 кгс
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 1050 км/ч
- Практический потолок: 12 500 м
- Тяговооружённость: 0,8
- Длина разбега: 510—940 м
- Длина пробега: 610—880 м
Вооружение
- Боевая нагрузка - до 3 т.
- Управляемые ракеты - ближнего боя Р-73 «воздух-воздух»
- Блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8,
- Блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13,
- Неуправляемые ракеты С-25ОФМ
- Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг
Эксплуатация
Характеристики самолета позволяют его использование в качестве истребителя-бомбардировщика, самолета – разведчика, в качестве одного из элементов системы радиоэлектронной борьбы, на его базе возможно создание мощного беспилотного средства поражения объектов и живой силы противника. По данным российского центра анализа стратегий и технологий в 2011 году продажи военной авиационной техники в целом составляют около 50% от всего экспорта оружия. На сегодняшний день эти самолеты поставлены в Алжир, Белоруссию, Вьетнам. По данным Рособоронэкспорта в 2011 году только Алжиру переданы 16 самолетов на общую сумму более 200 миллионов долларов. Обсуждаются контракты на поставку ЯК-130 в Малайзию, Филиппины, Казахстан и ряд других стран. Заинтересованность в покупке проявляют и в странах Латинской Америки.
Специалисты отмечают, что модернизация самолета расширит рынки сбыта, так как по различным причинам многие страны хотели бы купить легкие штурмовики, несущие до трех тонн различного вооружения, в том числе и управляемого. Кроме того, не имеет смысла доводить скорость ЯК-130 до сверхзвуковых величин, по аналогии с китайским L-15, так как это мало чему может научить летный состав.
ЯК-130 получил высокую оценку на различных международных авиасалонах. Как утверждают СМИ, международные эксперты на авиасалоне в Ле Бурже (2013 год) признали двухместный реактивный самолет лучшим в категории учебно-тренировочных средств. Специалисты планируют участие самолета не только на международных авиасалонах, но и эксплуатацию пилотажных групп на международных линиях. Персонаж одного известного российского фильма утверждал, что у него нет недостатков и он весь положительный. Похожая ситуация с нашим реактивным учебно-тренировочным самолетом ЯК-130. Возмущен только британский журнал The Week, которому не понравилось, что российский учебно-тренировочный самолет может нести на борту слишком много современного оружия.