Самолет ИЛ-78 заправщик

4 минуты на чтение
ИЛ-78 - российский самолет-заправщик, способный нести до 65 тонн топлива и заправлять до 3 самолетов одновременно. Предназначен для обслуживания военных самолетов самых разных классов.

Дозаправка самолетов в воздухе дает возможность бесперебойного выполнения поставленных стратегических задач. С этой целью был разработан и поставлен на вооружение ВВС РФ ИЛ-78. Самолет ИЛ-78 осуществляет снабжение топливом военных самолетов непосредственно в воздухе. Это значительно увеличивает возможности расширить радиус действия боевых единиц и выполнять поставленные им задачи в полном объеме. На вооружении ВВС состоит с 1987 г. На сегодняшний день это единственный самолет в своем классе.

Задачи ИЛ 78

Создание самолета Ил-78 было продиктовано острой необходимостью обеспечивать топливом самолеты различных классов и типов: тяжелые бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160, тактические самолеты МиГ- 29СМТ, МиГ-31 Б, Су-24М, Су-27ИБ, Су-30 и Су-35, противолодочные самолеты Ту-142, самолеты дальнего радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50, а также другие имеющиеся и перспективные модели.

Внедрение ИЛ-78 позволило решить стратегически важные задачи:
  • обеспечить бесперебойное снабжение авиации в отдаленных регионах;
  • повысить мобильность и маневрирование боевых соединений между районами и точками дислокации;
  • выполнять доставку топлива в короткие сроки;
  • осуществлять перемещение груза и личного состава.

История создания и эксплуатации

Инженерное проектирование самолета-заправщика ИЛ-78 началась в середине 80-х годов. Необходимость в самолетах подобного класса была обусловлена отсутствием используемых на практике универсальных моделей самолетов-заправщиков. Успешные испытания провели 26 июня 1983 г. Базой для начала разработок послужил ИЛ-76МД. Первые попытки конструирования заправщика нового поколения были осуществлены еще в 1968 г., однако, они оказались несостоятельными, так как созданный прототип самолета ИЛ-76 не отличался выдающимися техническими характеристиками и был способен на передачу только 10 т топлива.

Расширение авиационного парка тяжелыми бомбардировщиками и истребителями делало вопрос о внедрении самолета-заправщика все более актуальным. Постановлением Совмина СССР были поставлены приоритетные задачи по обеспечению ВВС СССР самолетами этого класса. В короткие сроки конструкторское бюро под руководством Р.П. Папковского подготовило проект ИЛ-78 на базе ранее разработанного ИЛ-76. 26 июня 1983 г. проведены первые успешные испытания в условиях заводского аэродрома, расположенного в Ташкенте. После официальных государственных проверок, ИЛ-78 поступает в серийное производство в 1984 г., при этом выпуск ИЛ-76 не прекращается. На вооружении ВВС он находится с 1987 г. Самолеты ИЛ-78 в советское время обеспечивали работу фронтовой и бомбардировочной авиации, а также часть их была перебазирована на дальневосточные и арктические аэродромы для боевого дежурства и снабжения патрулирования стратегических авианосцев.

Распад СССР внес свои коррективы. Самолеты, находящиеся на территории Украины оказались невостребованными по своему прямому назначению. Активно реализовывалась их транспортировочная функция, также происходила сдача в аренду, лизинг, продажа иностранным авиакомпаниям. В ВВС России первый самолет поступил в начале 1989 г. в распоряжение 1230 АПЗС (Энгельс). География их деятельности покрывала всю территорию СССР. К концу 1991 г. в производство было выпущено 45 самолетов как ИЛ-78, так и ИЛ-78М, на балансе ВС РФ в 2013 г. находилось 20 единиц заправщиков.

Технические характеристики

  • Длина - 46,54 м
  • Высота - 14,76 м
  • Размах крыла - 50,5 м
  • Площадь крыла - 300 м2
  • Экипаж - 6 человек
  • Максимальная взлетная масса - 190 т (Нормальная 170 тонн)
  • Тяга - 4 × 12300 кгс
  • Максимальная скорость - 830 км/ч
  • Крейсерская скорость - 750 км/ч
  • Практическая дальность - 7300 км (С полными топливными баками для заправки - 4000 км)
  • Практический/Стратегический потолок - 11230 м

Топливная система

Взлетная масса самолета составляет 190 тонн. При удалении от аэродрома до 1000 км осуществляется передача топлива объемом 65 тонн, максимально возможное удаление 2,5 тысячи км с передачей 32-36 тонн со скоростью 900-2200 л/м.

Топливная система снабжена унифицированным подвесным агрегатом заправки УПАЗ-1, расположенный под консолями крыльев и в задней части фюзеляжа. Управление заправкой осуществляет оператор в специально оборудованном отсеке, который заменил кормовую стрелковую установку. Внедренная система ближней навигации «Встреча» танкер производит поиск и сближение с боевым самолетом с расстояния до 300 м даже в ухудшенных метеорологических условиях.

Предусмотрена автоматическая передача топлива после совершения контакта между заправляемым самолетом и заправочного конуса. Окончание происходит только по завершению полной передачи заданного объема оператором. Однако, возможно экстренное прекращение подачи как оператором заправщика, так и экипажем заправляемого самолета. При необходимости имеется возможность перепрофилирования самолета в транспортный: для этих целей в грузовом отсеке демонтируются система заправки и цилиндрические баки для топлива. В среднем работы по демонтажу занимают до 6 часов и могут выполняться силами инженерно-технических бригад аэродрома, где находится самолет. Восстановление заправочных функций занимает 10-12 часов. Передача топлива в воздухе может осуществляться одновременно трем самолетам-истребителям либо 1 тяжелому бомбардировщику и 2 истребителям.

Модификация ИЛ-78М

Последующей разработкой становится ИЛ-78М, в которую вносятся существенные конструкторские изменения. Его создатели отказываются от возможности перепрофилирования заправщика в транспортный самолет, так как эта функция на практике оказалась невостребованной. В свою очередь, ИЛ-78М получает возможность увеличения собственной взлетной массы до 210 т, по сравнению со 190 т его предшественника. С этой целью грузовой отсек самолета оборудуется несъемными цилиндрическими баками, объем которых составляет 36 т топлива, что на 8 т больше, чем у его предшественника. Также при проектировании пришлось отказаться от грузового погрузочного люка, десантно-транспортного оборудования. Такие изменения позволили уменьшить собственный вес самолета на 5 тонн.

Система передачи топлива была усовершенствована, и самолет получил обновленную УПАЗ 1М, что позволило увеличить скорость передачи топлива до 2900 л/м. Кроме того, это расширило возможности для проведения заправки самолетов «тяжелого» класса. Свой первый полет Ил-78М совершил 7 марта 1987г. Успешно пройдя испытания, он поступил на вооружение наравне с ИЛ-78. На сегодняшний день РФ осуществляет поставки самолетов ИЛ-78 в Индию, Пакистан, КНР.

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Самолет ЯК 130 - основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью
Самолёт-амфибия Бе-103 - легкий самолет-амфибия, разработанный в 90-ых годах, один из самых неприхотливых самолетов в мире. История
Боинг 707 - это коммерческий пассажирский самолет, разработанный американской компанией Boeing в 1950-х годах. Он был первым коммерческим реактивным самолетом, предназначенным для перевозки большого количества пассажиров.