Несмотря на все проблемы отрасли, в 2016 году в России появилось сразу несколько новых самолетов, не все из них конечно созданы абсолютно с нуля, многие из них это развитие и модернизация старых серий.
МС-21
О выкатке МС-21 не слышал наверно только ленивый. Эта новость тиражировалось везде где только можно в течении нескольких дней. И действительно, важность этого события трудно переоценить. При всем уважении к пассажирским самолетам Ту и Ил, они уже порядком устарели, и если в России еще могли как-то конкурировать за счет низкой цены самолетов и обслуживании, то на мировом рынке их доля стремилась к нулю. От ОКБ им. Яковлева требовалось создать не просто пассажирский самолет, а самолет, способный быть конкурентным на мировом рынке. О конкуренции в мировом масштабе еще совсем рано судить, так как ни один серийный МС-21 еще не взлетел, однако его заявленные характеристики впечатляют. По всем экономическим параметрам он превосходит всех своих конкурентов за счет отличных аэродинамических показателей и внедрению инновационых решений.
Всего в линейке МС-21 планируется выпуск трех основных моделей, МС-21-200, МС-21-300 и МС-21-400, где последняя цифра это количество перевозимых пассажиров. Предзаказ уже составляет 72 машины, так же заключены соглашения о намерениях на покупку 250 машин, и если все заявленные характеристики подтвердятся, то производство будет загружено как минимум на 5 лет вперед.
Ил-76МД-М
Следующий самолет так широко не освещался, да и все-таки это модификация уже готового самолета. В первый полет Ил-76МД-М отправился в феврале 2016. По словам конструкторов, начинка была обновлена почти полностью по сравнению с исходной моделью, за счет чего возможности этого транспортника серьезно увеличились. Одной из важнейших новинок является новый комплекс обороны, который способен защитить транспортник практически от всех современных средств поражения. Так же трудно не заметить и изменившуюся кабину, на которой теперь установлена оптико-электронная визирная система, позволяющая наблюдать за площадками для десантирования. А вот замены двигателей придется подождать, так он находится еще на стадии разработки, и ждать придется года 3-4 как минимум.
Ил-22ПП «Порубщик»
Этот самолет так же является глубокой модернизацией старой модели семейства ИЛ-18. ИЛ-22ПП "Порубщик" одна из его последних версий, оснащенная самыми современными средствами РЭБ. Основное его назначение - противодействие самолетам дальнего радиолокационного обнаружения, а так же борьба с радиотехническими системами ПВО вероятного противника. Однако спектр выполняемых задач нового самолета не заканчивается на данных задачах. "Порубщик" способен вести радиоэлектронную разведку, а так же групповую защиту своих самолетов от средств РЭБ.
Первые три подобные самолета Минобороны получило в ноябре 2016 года. Все три самолета были переделаны из ИЛ-22, служивших ранее командным пунктом управления. Несмотря на устаревшую конструкцию, самолеты данного типа очень востребованы у военных, так как обладают высокой надежностью и неприхотливостью, а так не требуют сложного обслуживания.
Бе-200 ЧС
Несмотря на то, что БЕ-200 ЧС уже более 10 лет служит в МЧС России, серийное производство самолета началось только в 2016 году, а до этого было выпущено всего два экземпляра, переделанные под нужды заказчика из обычного БЕ-200. Причина как обычно очень проста - на закупку подобных самолетов просто не было денег. Разработкой самолета занимался ТАНТК имени Г. М. Бериева. Первый серийный самолет даже получил свое название - «Александр Разгонин», подполковник гвардии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза. Основное назначение самолета - тушение пожаров, а так же перевозка людей при черезвычайных ситуациях.
A-100 «Премьер»
В 2016 году свой первый полет совершил А-100 премьер, самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления, созданный на базе ИЛ-76МД. Он создается для замены существующих ныне А--50 и А-50У, которые активно используются ВКС России и доказали необходимость эксплуатации подобного класса самолетов. По своим характеристикам он будет превосходит все существующие зарубежные аналоги и тем сам задаст высокую планку. Выпуск А-100 так же будет поручен ТАНТК имени Г. М. Бериева.
Учебно-тренировочный самолет Як-152
В сентябре 2016 года совершил свои первый полет учебно-тренировочный самолет ЯК-152. Основная его задача это первоначальная подготовка летчиков на ранней стадии обучения. Данный самолет полностью унифицирован с учебно-боевым ЯК-130, и именно поэтому именно он и принят в эксплуатацию министерством обороны, так как подобных обучающих комплексов в нашей стране ранее просто не создавалось. Характеристики самолета не особо впечатляют, однако это именно то, что нужно для подготовки курсантов летных училищ, чтобы потом им было проще осваивать более сложную технику.
МиГ-35
В начале 2017 года состоялось знаменательное событие, упомянуть о котором нужно обязательно, а именно выкатка новейшей модернизированной версии МиГ 29, получивший серийный номер МиГ-35 ОВТ. Внешне он почти не отличается от своего предшественника, однако по многим характеристикам он существенно превосходит базовую версию, а установленное на него самое современное оборудование, делают самолет одним из лучших в своем классе в мире. МиГ-35 относиться к поколению 4++, и именно поэтому это уже не просто модернизация 29-ой модели, а самостоятельная модель, которую давно ждали в ВВС России, ведь в последнее время у нас сложился довольно странный перекос в пользу тяжелых истребителей Сухого, хотя баланс всегда должен быть.
МиГ 35 многоцелевой истребитель, поэтому на него возложен целый ряд задач от перехвата воздушных целей до завоевания господства в воздухе. Его планируется использовать в ВКС России вплоть до 2035-40 гг как недорогой и массовый легкий истребитель и в ближайшее время замены ему не предвидеться.