Ледокол Ямал

5 минут на чтение
Подробности
Категория: Морской Транспорт
Опубликовано: 19.04.2016

Ледокол Ямал

  1. Общие сведения
  2. История создания
  3. Технические характеристики
  4. Силовая установка
  5. Особенности конструкции
  6. Интересные факты

Отечественный атомный ледокол, относящийся к классу Арктика, был создан на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Его разработка началась в 1986 году, спущенным на воду он оказался в 1989, а введен в эксплуатацию – в октябре 1992 года. «Ямал» характеризуется достаточной мощностью, крепостью и степенью проходимости для того чтобы преодолеть самые толстые ледяные тоннели.

Ледокол «Ямал» и на сегодняшний день находится в строю, предполагаемый год его выработки должен прийтись на 2022 год. Первоначальным названием судна является «Октябрьская Революция». Примечательно, что изначально ледокол должен был использоваться исключительно с целью обеспечения прохождения судов по Северному морскому пути. Однако к 1993 году данная необходимость полностью отпала. В связи с этим владельцы данного судна, которое имеет вес 23455 тонны и длину 150 метров, переоборудовали, сделав из него совершенно другое средство передвижения. Теперь оно включает в себя 50 туристических кают и способно доставить всех желающих к берегам Северного Полюса. Известен многим, как «повелитель Арктики».

Атомный Ледокол Ямал

История создания и эксплуатации

Атомный ледокол «Ямал» является предпоследним из 10 атомных ледоколов, составляющих флот Российской Федерации. Изначально он разрабатывался в качестве рабочего судна для поддержания в период зимы морских путей РФ (речь идет о Северном море). Следует отметить, что:

  • изображение акульей пасти, расположенное в носовой части ледокола, возникло в 1994 году и являлось одним из элементов оформления для детского круиза, после чего было оставлено по просьбам туристических компаний и с течением времени стало традиционным;
  • «Ямал» оказался первым атомным ледоколом, который достиг Полюса Недоступности в рейсах за 1996 год (в июле и августе данного года);
  • В общей сложности на момент написания статьи было совершено 46 рейсов к берегам Северного полюса.
      

Ледокол Ямал


Технические характеристики

К основополагающим характеристикам атомного ледокола относятся следующие параметры: наибольшая длина, составляющая 150 м и ширина – 30 м. Показатели высоты корпуса измеряются в метрах и составляют 17,2. Осадка равна 11 метрам, а полноценное водоизмещение – 23000 тонн. Толщина корпуса составляет минимально 32 мм и максимально 48 мм по ледовому поясу. Степень мощности главной установки равна 75000 л.с. На борту «Ямала» находятся два вертолета, которые требуются с целью навигации во льдах. Они же осуществляют пассажирские экскурсии. Вертолет без проблем сумеет перенести в любые районы с проблемной доступностью.

Ледокол Ямал в цифрах:

  • Год постройки - 1992
  • Длина - 150 м
  • Ширина - 30 м
  • Высота борта - 17,2м
  • Осадка - 11,8 м
  • Водоизмещение - 23445 тонн
  • Дедвейт - 2750 тонн
  • Силовая установка - две паровых турбины, приводящих в движение шесть генераторов, общая мощность - 75000 л.с.
  • Крейсерская скорость - 19,5 узлов
  • Максимальный запас топлива - приблизительно на 4 года эксплуатации
  • Экипаж - 150 человек
  • Пассажиры - 100 человек 

Силовая установка

Атомный ледокол Ямал оснащен двумя силовыми установками. Каждый из ядерных реакторов весит не менее 160 тонн и находится в специальном отсеке. Он огражден от остальных конструкций судна несколькими слоями из плотной стали, воды и бетона с повышенной степенью плотности. Около реакторного отсека и по всей протяженности ледокола расположено 86 датчиков, которые идентифицируют радиационные показатели. Энергетические котлы реакторов, относящиеся к паровому типу, отрабатывают перегретый пар под повышенным давлением. Это позволяет осуществлять вращение турбин, приводящих в движение 12 электрических генераторов. Энергия от них передается на электрические двигатели, которые вращают лопасти нескольких гребных винтов судна.

Показатели мощности моторов каждого из гребных винтов составляют 25000 л.с. или 55.3 МВт. Полностью применяя данные показатели мощности, судно «Ямал» получает возможность передвигаться через лед со скоростью в три узла. Вопреки тому, что максимальные показатели толщины льда, сквозь которые может циркулировать ледокол, составляют 5 м, были зафиксированы ситуации преодоления им ледяных заслонок, с толщиной в 9 м. 

Конструкционные особенности

Ледокол «Ямал», без сомнения, является одной из самых удачных разработок в рамках постройки ледоколов. Благодаря своим конструкционным особенностям, судно в состоянии преодолеть ровные льды, толщина которых составляет от 2,5—2,9 метров, а устойчивые скоростные показатели равны 1-2 узлам. Атомный ледокол оборудован двойным корпусом, который изготовлен из стали типа АК-28. Необходимо обратить внимание на то, что:

  • в области столкновения с предполагаемым ледяным покрытием внешний корпус оборудован специальным «ледовым поясом», показатели высоты которого составляют 5 метров, а толщина – 46 мм. В то время как в других местах степень толщины внешнего корпуса равняется 30 мм;
  • корпус полностью покрыт слоем специальной краски «Инерта-160», которая позволяет существенно снизить трение, что облегчает прохождение судна сквозь ледяные глыбы;
  • ледокол характеризуется двумя герметичными реакторами ОК-900А, в которых размещены 245 стержней специального типа, позволяющих охлаждать воду;
  • абсолютная загрузка по отношению к ядерному топливу равна 500 кг, чего более чем достаточно для бесперебойной работы судна в рамках 5 лет.

Водная система балластного типа, размещенная между двумя слоями ледокола, дает возможность сосредоточить дополнительные весовые показатели в передней области судна, что действует в качестве дополнительного тарана. Если показателей мощности судна не хватает для того чтобы прорубить лед, то присоединяется воздушная пузырьковая система. Она позволяет выбрасывать 24 кубометра воздуха в течение одной секунды под поверхность льда. Именно таким образом она ломает его в нижней части.

Атомный Ледокол Ямал

 

Интересные факты

Конструкция охладительной системы реакторов в атомном судне рассчитана на применение жидкости с максимальными температурными показателями в 10 градусов. В связи с этим у представленного судна и других ему подобных не получится покинуть пределы северного моря и пересечь более южные широты. Не менее интересно то, что:

  • на данном атомном, а теперь круизном, ледоколе единовременно трудится экипаж, численностью в 150 человек;
  • на поверхности судна размещены 50 кают, которые дают возможность комфортабельно разместить не менее 100 пассажиров;
  • на «Ямале» имеется 8 кают, каждая из которых для предназначена для дополнительного персонала.

Учитывая все это, можно с уверенностью утверждать, что ледокол «Ямал» является одним из самых надежных и совершенных в техническом плане из тех, которые были разработаны для исследования Арктики. 

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 30.05.2016 Атомный ледокол "Арктика" Атомный ледокол &#34
Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 18.03.2017 Ледокол Мурманск - новейший российский линейный
Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 09.08.2017 Ледокол Советский Союз Ледокол "Советский