Атомный ледокол "Арктика"

5 минут на чтение
Подробности
Категория: Морской Транспорт
Опубликовано: 30.05.2016

Атомный ледокол "Арктика"

Атомный ледокол "Арктика" – первый ледокол проекта 10520, вошедший во всемирную историю в качестве первого надводного корабля, который достиг берегов Северного полюса и сделал это надводным образом.

  1. Общие сведения
  2. История создания
  3. Эксплуатация
  4. Технические характеристики
  5. Современное состояние
  6. Интересные факты

Арктика – это легендарный атомный ледокол, вошедший во всемирную историю в качестве первого надводного корабля, который достиг берегов Северного полюса и сделал это надводным образом. Атомоход c 1982 по 1986 год был известен под названием Леонид Брежнев и представлял собой ведущий корабль целой проектной серии, на базе которого проектировались последующие модификации.

Атомный ледокол Арктика с самого начала разрабатывался специально для налаживания проводки судов в Северном Ледовитом океане. Однако это было не единственной целью, потому что он должен был осуществлять всевозможные ледокольные работы, при этом имеет целый ряд уникальных особенностей, что выделяет его среди других подобных машин.

  • За счет выдающихся своих технических характеристик атомный ледокол был в состоянии проламывать ледяные глыбы, толщина которых составляла четыре метра;
  • На чистой воде что Арктика развивала значительные скоростные показатели до 21 узлов, которые позволяли судну без проблем перемещаться на значительные расстояния;
  • Корпус атомохода, который по форме представляет собой бочку, был разработан из легированной стали высокой степени прочности.
  • По бокам, в области ватерлинии, Арктика усилена специфическим поясом ледового типа. Кроме этого судно характеризуется образной кормой, что дает возможность свободно осуществлять буксировку других кораблей и ледоколов, а также обеспечивать безопасную стыковку с остальными ледоколами.

История создания

Начало работы над атомным ледоколом Арктика началось 3 июля 1971 года в стенах Балтийского завода, который находится в Ленинграде. В процессе разработки ледокола участвовали более 400 объединений и организаций. Также не менее значимая роль отводится научно-исследовательским и проектно-конструкторским ведомствам. Арктика была спущена на воду в середине декабря 1972 года, но только через два с половиной года, а именно в апреле 1975, судно было окончательно готово для введения в эксплуатацию.

 

Ледокол Арктика 

Последующая эксплуатация

Первое плавание атомного ледохода Арктика к Северному полюсу пришлось на 1977 год. Этот проект оказался первым масштабным экспериментом, в рамках которого советские ученые должны были реализовать впечатляющий перечень целей. Необходимо было, в первую очередь, достичь так называемой географической точки Северного полюса, то есть его берегов. Кроме этого, требовалось осуществить многочисленные исследования и наблюдения, касающиеся представленной географической точки. Не менее важной задачей, которая стояла перед атомным ледоколом, было осуществить проверку эксплуатационных возможностей Арктики, степени устойчивости судна при перманентом и продолжительном столкновении с ледяными глыбами. Участниками описываемой экспедиции оказались более 200 человек, инструктаж и подготовка которых осуществлялись еще задолго до непосредственного начала экспедиции. Учитывая поставленные перед командой цели, им необходимо было реализовать их, что имело колоссальное значение для проектирования и строительства кораблей того времени, а также для экспериментальной области.

9 августа 1977 года атомный ледокол вышел из порта в городе Мурманск. Необходимо отметить следующие особенности маршрута: оттуда судно взяло курс к архипелагу под названием Новая Земля,  в море Лаптевых корабль осуществил поворот на север, через восемь суток, то есть 17 августа, в 4 часа по московскому времени, успешно пройдя лед Центрального полярного бассейна (толщиной в три метра), корабль достиг поставленной перед ним цели – берегов Северного полюса.

В честь представленного исторического события на дно Северного Ледовитого океана, речь идет о глубине 4000 метров, была спущена доска из металла. Надпись на нем гласит: «СССР. 60 лет Октябрю, атомный ледокол «Арктика», широта 90°-N, 1977 год».

Атомный ледокол Арктика

Технические характеристики

  • Год постройки - 1975
  • Длина - 148 м
  • Ширина - 30 м
  • Высота борта - 17,2м
  • Осадка - 11 м
  • Водоизмещение - 23000 тонн
  • Дедвейт - 2750 тонн
  • Силовая установка - два реактора мощностью по 171 МВ.
  • Крейсерская скорость - 20,8 узлов
  • Экипаж - 150 человек
  • Пассажиры - 100 человек

Актуальное состояние судна

Арктика прослужила военно-морскому флоту СССР и России в общей сложности более 30 лет. Так, спустя указанный промежуток времени, а именно в 2008 году, она была выведена из эксплуатации. Изначально планировалась его утилизация, которая должна была состояться в 2015-2016 году. Однако постановлением руководства страны представленное решение было отменено.

На сегодняшний день атомный ледокол располагается в специальном доке ФГУП «Атомфлот» в Мурманске. Следует обратить внимание на то, что абсолютно все отходы радиоактивного характера с судна удалены. Именно благодаря этому судно было превращено в музей и сдано в эксплуатацию в таком виде. Его могут посетить все желающие познакомиться с жизнью, историей и устройством легендарного атомного ледокола.

Дополнительные факты

Ледоколу Арктике, по состоянию на сегодняшний день, принадлежит мировое достижение. Оно действительно может считаться уникальным, потому что с мая 1999 по май 2000 года, а именно 12 месяцев, корабль проработал без единого захода в порты. Это беспрецедентные показатели, которые не смог продемонстрировать ни один атомный ледокол в мире. Примечательно, что к тому времени корабль отслужил уже 25 лет (это срок его эксплуатации по проекту), что делает представленный факт еще более сенсационным. Не менее интересным фактом следует считать то, что первый иностранный корабль, достигший Северного полюса, смог сделать это только лишь через 15 лет после достижения советской Арктики.

Заслуживает внимания и то, что атомный ледокол был оснащен системой физической протекции. Она давала возможность полностью исключить несанкционированное проникновение кого-либо из посторонних. Речь идет непосредственно о бортовой части судна, а также о его помещениях. Учитывая все это, можно с уверенностью утверждать, что Арктика является уникальным судном, достижения и технические характеристики которого заслуживают особенного внимания.

 Проект строящегося атомного ледокола Арктика, проекта 22220.

Арктика в новом раскрасе

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 20.12.2016 Атомный ледокол "50 лет Победы" Атомный
Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 18.03.2017 Ледокол Мурманск - новейший российский линейный
Подробности Категория: Морской Транспорт Опубликовано: 09.08.2017 Ледокол Советский Союз Ледокол "Советский