- Подробности
- Категория: Военные Вертолеты России
- Опубликовано: 27.09.2016
КА-31 – вертолет радиолокационного дозора
КА-31 - вертолет радиолокационного дозора корабельного базирования, разработанный по заказу ВМФ СССР и использующийся в настоящее время.Советские и российские вертолеты всегда считались одними из лучших в мире. Модели, разработанные конструкторами Милем, Камовым пользуются заслуженной популярностью за свои эксплуатационные свойства и надежность конструкции.
Описание
Одной из таких моделей стал уникальный по своим характеристикам вертолет КА-31, разработанный в конструкторском бюро Камова, Ухтомского вертолетного завода, входящее в настоящее время в холдинг «Вертолеты России». Устройство предназначено для ведения радиолокационных разведочных действий за кораблями, низколетящими самолетами, вертолетами, крылатыми ракетами противника. КА-31 использует в качестве базы площадку любого корабля, оборудованную под прием вертолетов. Помимо этого он может использоваться как средство противовоздушной обороны, выполняя задачи по обнаружению целей и передаче данных сопутствующим зенитно-ракетным комплексам. Вертолет Ка-31 способен нести вахту за объектами противника круглосуточно, в любое время года и независимо от погодных условий.
Вертолет предназначен для базирования на судах ВМФ РФ типа тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов». В настоящее время на вооружении нашего флота находится небольшое количество КА-31. Это вызвано малоинтенсивным использованием судов такого типа. Однако МО России не теряет интерес к такому типу воздушных машин и планирует подготовить для них новые корабли. В частности, для КА-31 были заказаны «Мистрали» у Франции, но по известным причинам сделка не состоялась. Вертолет активно используется в зарубежных ВМФ Индии и Китая. Интерес к нему проявляют и другие страны.
История создания
Толчком для разработки вертолета КА-31 стала Фолклендский конфликт между Аргентиной и Англией в начале восьмидесятых годов прошлого века, в котором военно-морские силы Туманного Альбиона оказались безоружными перед низколетящими самолетами Аргентины. В результате отсутствия средств радиолокационной зашиты такого типа и противодействия авиации было уничтожено два современных боевых корабля «Шеффилд» и «Ковентри». Исходя из этого случая, МО СССР в срочном порядке дало указание разработать вертолет с РЛС, способный вести отслеживание низколетящих целей. Помимо ОКБ Камова, выполнявшего работу по созданию машины, были привлечены НИИ радиотехники из г. Горького (Нижний Новгород), разработавшего систему обнаружения целей «Ока» (Е- 801), Саратовский приборостроительный КБ, трудившийся над созданием пилотажно-навигационного комплекса. Прототипом был выбран планер и силовой агрегат от конструкции КА-29, корабельной транспортной боевой машины, предназначенной для высадки десанта и перевозки грузов.
Вертолет КА-31, имеющий заводский индекс 503 и обозначение в классификации НАТО «Helix-B», первый раз поднялся в небо в 1987 году. При испытании возникали проблемы по совместимости военной машины с РЛС: раскачивание корпуса при вращении антенны, влиявшие на летные качества, нестабильность в работе электронной начинки и многое другое. Но все погрешности были исправлены, и в 1995 году вертолет КА-31 поступил на вооружение в ВМФ РФ. Производство вертолета осуществлялось на заводе в Кумертау.
Конструкция
В основе устройства заложена винтовая схема осей вращения. Каждый винт состоит из трех лопастей. Пропеллеры крутятся в разные стороны и имеют возможность складываться во время стоянки. Лопасти сделаны из композитного, полимерного материала. Защитой от обледенения на больших высотах служит специальная система его обработки.
Вертолет оборудован радиотехническим комплексом, состоящим из устройства опознавания целей по фактору государственной принадлежности и станции радиолокации. Последняя работает в паре с фазированной антенной решеткой, которая прикрепляется к дну фюзеляжа вертолета. В рабочем состоянии она раскладывается на 90 градусов и осуществляет круговое движение, занимая при этом площадь 6 кв.м. Длина антенны – 5,75 м, вес вместе со станцией около 200 кг. Информация при обнаружении цели мгновенно обрабатывается и автоматически передается на командный пункт.
Характеристики локационных систем
- Обнаружение надводных целей производится на расстоянии 250-285 км., авиации – 100-150 км.
- Передача информации о цели передается на расстоянии 150 км при высоте 1500-3000 км.
- Период проведения одного сканирования – 10 сек.
- Максимальное количество сопровождаемых целей – 20.
- Рабочий диапазон обзора - 360°.
Все оборудование комплекса в высшей степени автоматизировано. Система обнаружения самостоятельно устанавливает все параметры цели: координаты, скорость, курс, принадлежность к какому-либо государству и передает сообщение на КП и самолеты-перехватчики. Штурман на экране монитора видит только номер ее обозначения и контролирует действия системы. Экипаж машины состоит из трех человек.
Технические характеристики
- Длина – 11.6 м (без пропеллера).
- Ширина – 3,8 м.
- Высота – 5,6 м (по винтовой втулке).
- Диаметр основного (несущего) винта – 15,9 м.
- Тип моторов и мощность - 2 ГТД Климов ТВ3-117ВК, 2 х 1660.
- Максимальная и крейсерская скорость – 255 и 220 км/час.
- Достижимый и средний потолок высоты – 5500 и 3500 км.
- Дальность полета – 680 км.
- Стоимость вертолета - больше 4.5 млн. рублей.
- Ка-31 имеет модификацию с индексом Р, установленным на ней комплексом БКС-252.
Резюме
Созданный около двадцати лет назад, вертолет остается современным техническим устройством в наши дни и будет долго еще востребован в военно-морских силах. Он уникален по своему применению и не поддается сравнению, поскольку не имеет аналогов. КА-31 - прекрасная комбинация военной воздушной машины и сложнейшего радиотехнического комплекса, способная выполнять множество различных сложных задач.