Чего же ещё не хватает русским, если есть Су-30СМ и ПАК ФА – золотой середины – Су-35С.
Начало «Сухим» победам заложил П.И. Сухой, ученик А.Н. Туполева, а тот ученик Николая Егоровича Жуковского (Ломоносовского выпускника МГУ). Гроза неба Су-35С – это последнее 4-е поколение российских тяжёлых истребителей 4++, передающее эстафетную палочку следующему, 5-му – Т50 ПАК ФА. Практика показывает, чтобы новый конструкторский проект боевого самолёта был успешен, нужно оставить ему не менее 50% от предшественника.
Тогда зачем России их массовое производство для ВКС России? Наверное, потому что они лучшие серийные противонатовские самолёты. Если 5-му поколению F-22 и F-35 ещё можно на что-то надеяться (благодаря стелс-корпусу и АФАР), то всей армаде воздушного флота НАТО из F-15, F-16 и F-18 – пора на металлолом, строить планы против России не на чем – нет шансов отобрать господство в воздухе у дальнего истребителя Су-35С, даже теоретически. Су-35С – это Су-27 глубокой модернизации – в них воплощены разработки 5-го поколения, кроме корпуса. Все модификации Су-27 сравнительно дёшевы, их корпуса быстро производятся в большом количестве на налаженных линиях.Чьё имя дано истребителю Су-35 – таков и характер самолёта.
Характеристики «Сухого» как человека, Павла Иосифовича Сухого (1895 – 1975 гг. жизни), были даны теми, кто его лично знал. Авиаконструкторы В.Балуев, Л.Кребер, А.Люлька, А.Аронов, А.Мурашов единогласно охарактеризовали его как талантливого новатора увлекающего идеями, поражающего способностями, большого труженика. Разговаривал он только по делу, не терпел подхалимства и панибратства. Он интеллигентен, спокоен, уверен в успехе (и достигал его). Никто не видел его эмоций: гнева, раздражения, возмущения. Его подчинённые восхищались им и уважали (не только начальники). Как же это похоже на характеристики самолётов – всех Су. И последняя Су-35С внушает уверенность в победе – без преувеличений и передёргиваний.
Тактика боёв – отечественная и натовская
В НАТО превалирует тактика дальнего воздушного боя над ближним. Европейцы всегда ищут «цивилизованные» средства убийства людей – без вступления в рукопашный бой, который у них считается диким и варварским (жестокость к пленным и мирным гражданам видимо не в счёт). Только в России уделяется должное внимание всем способам ведения войны, дальнему и ближнему. Они надеются на стелс-технологии и спешат произвести больше пластиковых самолётов, снарядов, кораблей и т.д. и т.п. Как ребята не садитесь – в музыканты не годитесь (ещё из басни Крылова). Имея автопилот, самые дальние РЛС, точное оружие, средства РЭБ и т.д. – дающие полное превосходство, «Науку побеждать» у нас изучают до конца. Да и далеки ещё все стелс от идеала. При включённой своей РЛС «воин демократии» будет обнаруживаться сам, как и обычные цели, а не стелс (невидимка).
Человеческий фактор – это пятый элемент в составе машин
Молниеносная скорость в бою достигается и действиями человека в том числе, у штурвала Су-35С есть 7 кнопок только для большого пальца, а ещё и централизованное программное обеспечение, новейшая система гидравлики, видео- и аудио- подсказки бортового компьютера. В лётчики идут не для того, чтобы летать на автопилоте – распространено у наших асов такое мнение – это чисто по-русски. Это сравнимо владению рукопашным боем, походом в штыковую атаку по-Суворовски. А если в твоих руках штурвал Су-35, ну какие стелс-машины или ракеты в ближнем бою? И зачем это «толерантным» европейцам или «исключительным» янки стрелять из авиапушки по самолётам-противникам, ведь II-я Мировая кончилась? А затем, что после встреч F-4 с Миг-21 (3-е поколение истребителей сражались во вьетнамском небе) только 13% американских ракет AIM-9, 9% AIM-7 и 10% AIM-4 поражали цели, т.к. находились за пределами видимости против самолёта не оборудованного РЛС. Вдвое больше потерь несли американцы от авиапушек Мигов, управляемых вьетнамскими лётчиками. Имея на то время преимущество в дальнем обнаружении, американцам самим приходилось вступать в контакт, входить в зону поражения истребителя Миг (вооружённого авиапушкой), и падать, падать, и падать. Сегодня мало что изменилось в точности поражения ракетами, так что пушки пока нужны всем.
В который раз приходится вспоминать, что Су-27 и Миг-29 (4-е поколение истребителей) разрабатывалось именно для превосходства в небе над F-15 и F-16 (на то время лучших противников). В результате реальной войны, во Вьетнаме (1960-е), Фантомы сбивали наши Миг-21-е только на дальнем расстоянии, а в ближнем бою все были сбиты обычной авиапушкой. Проекты, заложенные ещё в конце 1960-х, были названы «Анти F-15» и «Анти F-16». КБ Микояна и КБ Сухого с этой задачей справились. Появилась и советская связка самолётов, тяжёлого и лёгкого истребителей. И тот и другой с годами больше становились похожими друг на друга, пытаясь избавиться от недостатков своего класса и сохранить преимущества. Но им не избавиться от своих главных преимуществ, для Мигов – это скорость, для Сухих – манёвренность. Вертеться в небе как акробат – это ж для варваров, т.е. для русских. Новейшие двигатели дали возможность автоматике Су-35С и без ПГО делать все немыслимо-сложные фигуры пилотажа простому пилоту, даже не асу.
Предшественник чемпиона в тяжёлом весе Су-35С – легендарный однопилотный истребитель Су-27
Так на рубеже 1970-х и 1980-х начали поступать на вооружение сверхманевренные тяжёлые истребители Су-27 и лёгкие сверхскоростные Миг-29. С тех пор отечественные разработки в области автоматики управления самолётов, управления огнём, средств обнаружения противника, дальность и средства поражения, скорости и управляемости машины, длительности полёта и безопасности – всегда оставались и остаются лучше натовских (французских, израильских, немецких, английских, шведских и американских). Не хватало современного централизованного программного обеспечения – теперь есть. Есть хорошие программы и в странах НАТО, но нет такой советской высококачественной автоматики. Су-35С является лучшей версией Су-27. КБ «Сухого» никогда не прекращало работы по модернизации Су-27. Чтобы получился Су-35, над ним работали с 1969-го вплоть до 2014-го года. И Су-35С пока несовершенны, для их РЛС Ирбис-Э (дальностью 400 км) нет ракет воздух-воздух такой же дальности, как существующие П-800 для кораблей. Есть что улучшать.
Тактико-технические характеристики Су-35С
Сверхманёвренность и большая вооружённость – это принцип, по которому работают в КБ «Сухого». Возможности маневрировать тяжёлому истребителю поставили с ног на голову конструкторов мирового самолётостроения. Наши «Сушки» заняли эту победоносную нишу в тактике ближних боёв, похоже, навсегда.
Тяжёлым истребителем-бомбардировщиком Су-35С управляет один пилот. Машина 21,9 м с размахом крыла 14,75 м, высотой 5,9 м собрана из титана и дюралюминия на заводе КнААЗ имени Ю.Гагарина. Полсотни единиц произведено на 2016-й год, начиная с 2008-го. Принят на вооружение с 2014 г. для ВКС России. Участвовал в боевых операциях в Сирии в 2015-м против ИГИЛ.
В боевые задачи Су-35 входит:
- Поражать малозаметные цели на упреждающем расстоянии при помощи данных от РЛС;
- Поражать морские и наземные цели, не входя в зону ПВО противника;
- Полёты на малой высоте с препятствиями;
- Сопровождение других самолётов в задней полусфере;
- Выполнение боевых задач в условиях работы вражеских средств РЭБ;
- Обнаружение типовых объектов в воздухе и на земле (на море) до 200 км, с ЭОП до 400 км.;
- Применяется для одиночных и групповых боевых вылетов.
Техническое превосходство Су-35-х
Этот уникальный самолёт во многом схож с Су-30СМ по ракетно-бомбовому и стрелковому вооружению. Если изучать конструкцию самолёта, тогда они идентичны. Мы уже подробно писали об этом ранее, правда в фонаре 35-го только один пилот и отсутствует ПГО (переднее горизонтальное оперение). Первое, что удивит – новый штурвал. Это уже заставляет задуматься, а какая скорость принятия решений и количество опций при выполнении боевых задач – максимальная на сегодня. Делая минимальное количество движений, реакция пилота на обстановку молниеносная – доли секунд в бою это грань между жизнью и смертью. Слаженная работа всех систем самолёта и даже целой их группы – это и есть основа 5-го поколения русских машин, дополнивших прежние боевые преимущества. Как понимать самолёты будущего, если говорить о пятом поколении – как в России или как в НАТО? Что ещё необходимо самолёту, помимо невидимости на экранах РЛС?
Для иностранных лётчиков продуманы подсказки компьютера – команды, ум и знания не главное – это последнее, чем нужно руководствоваться. У Су-35С тоже есть запрограммированные видео и аудио подсказки бортовой системы, но от использования умственных преимуществ качеств человека у нас пилоту не отказано. Исторически точное формирование воина сохранилось в России, Суворов говорил императору Павлу I: «Мне болван не нужен, русский солдат должен рассчитывать и на свой ум». На вооружении 4-го и 5-го поколений НАТО стоят ракеты класса воздух-воздух AIM-132 (Англия) дальностью пуска 15 км в передней полусфере и 0,3 км в задней. Скорость её 3,5 Маха. Ещё есть AIM-120 (США) – основная и для F-22, скоростью 4 маха. ГСН (головка самонаведения) обнаруживает цель на дальности 16 – 18 км с ЭПР 3 м2.
При обнаружении этих ракет, хорошо реагирующих на нашу РЭБ, «вертлявый» автоматизированный и запрограммированный Су-35С – уходит в сторону на встречном курсе или резко вверх на догонном. Скорость Сушки 4++ 1400 км/ч у поверхности земли и 2500 км/ч свыше 10 км над ней. Эти ракеты не очень динамичны, больше эффективны на высоте, с понижением они резко теряют свою ценность. Британцы из-за неуправляемости вектором тяги, после 25-ти лет работы отказались от сложных двигателей для этих ракет в 2010 году, когда ей был сбит самолёт-носитель.
В режиме воздух-воздух Су-35С сопровождает 30 целей, одновременно уничтожает 8, воздух-поверхность – 4 сопровождает и 2 поражает. В ближнем бою системой наведения является ОЛС (оптико-локационная станция), она обнаруживает цель за 50 – 90 км. Наводит на неё, замеряя расстояние до наземного объекта – 30 км, до воздушного – 20 км. В ИК (инфракрасном) диапазоне сопровождаются 4 цели. У БРЭО широкоформатные цветные индикаторы. Очки пилота с ночным видением. Есть вспомогательная силовая установка для электропитания и кондиционера, используется без включения двигателей на аэродроме.
Взаимодействие в группе
Уникальная система автоматики, гидравлики и программное обеспечение позволяют сократить все действия до несущественных затрат по времени – мгновенно. Пилот – лидер и ум. Он часть системы, прицел встроен на стекле шлема, головка самонаведения ракеты поворачивается вслед взгляду пилота и держит противника в прицеле. Чтобы на радарах противника группа выглядела одной целью, самолёты находятся в строю на расстоянии 1 метра друг от друга – вот это управляемость машин!!! Для ночных вылетов предусмотрены габаритные огни. С какими силами сталкиваются недруги – определить невозможно. Если рассеяться в боевом порядке, одна машина может использовать свои средства обнаружения, а связь с другими самолётами позволяет командиру группы самому производить пуски высокоточных ракет из любого самолёта.
Одновременно зависнув в воздухе, все 34,5 тонные Су-35С (с 8 т вооружения на 14 пилонах) исчезнут с радаров противника – это благодаря двигателям АЛ-41Ф1С с управляемым вектором тяги (только силовые установки НПО «Сатурн» с конца 1990-х отклоняются в горизонтальной плоскости, а не только в вертикальной). АЛ-41Ф1С ещё лучше предшественников – на 160 отклонение вектора тяги в любую сторону и на 200 в 2-х плоскостях. Этот двигатель сделан для ПАК ФА и Су-35С – отличается от предыдущих на 80 % новыми деталями, зажигание плазменное, управление цифровое. Достоинства: увеличена сила тяги от АЛ-31Ф (15000 против 12500 кгс), вырос ресурс в 4 раза (до 4000 час.), повысилась надёжность, уменьшился расход топлива, сврехзвук достигается без форсажа (1,1 Маха), улучшена управляемость машиной. Скорость изменения вектора тяги 600/сек.
Дальний воздушный бой
Возможности ДРЛС отличаются по материалу, размерам и форме отражающей поверхности и множеству других факторов, а также от конструкции станции. Пассивная фазированная антенная решётка ПФАР ИРБИС разработки НИИП позволяет отечественной ДРЛС обнаружить приближающуюся цель за 400 км. (на догоне 150 км) при ЭПР 3 м2 (эффективной площади рассеивания). Обычные истребители ЭПР 3 – 12 м2, стелс-истребители 0,3 – 0,4 м2. У сложных объектов (реальных) показатели разные: у бомбардировщиков 7 – 100, танка 30, эсминца 10 000, авианосца 50 000, у человека 0,8 – 1, у голубя 0,01. Уникальный в мире БРЛС истребителей Су-35С даёт возможность видеть неподвижную цель – «Режим вертолёта», никто из истребителей мира не видит таких целей. Пассивная ФАР с углом обзора 1200 (АФАР 600), устойчиво работает при РЭБ противника при 600. Антенна поворачивается (на гидроприводе) избегая когерентности сигнала.
Главное оружие дальнего боя и есть соперничество в возможностях РЛС, РЭБ, типов ракет, конструкции техники (их ракурса). Более раннее обнаружение даёт возможность выгодно перестроиться, т.к. дальность ракет ограничена количеством топлива. Воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) достигает 130 км (для поражения истребителя до 62,5 км), высота до 27 км. Это ракета увеличенной дальности, самонаводится по траектории полёта и радиокорректируется, взрывается как контактно, так и бесконтактно. Возможность выбрать тип ракеты для конкретной цели и условий облегчает военному лётчику задачу.
Для средней дальности (80 км) воздух-воздух имеются Р-27Т1(ЭТ1) – пустил и забыл. РЛС захватывает сразу 30 целей и 8 уничтожает одновременно. РЭБ срабатывает автоматически при появлении ракеты (кстати, они облучают радиацией близко подлетевших, делают бесплодными мужчин). При использовании американцами своего РЭБ для разгона демонстрантов, полицаи получили радиоактивные ожоги (это об их уровне технологий). Средства поражения всё те же, что и на Су-30СМ. За секунду скорость можно сбросить на 200 – 300 км/ч. Топлива стало больше – 11,5 т.
Ближний воздушный бой
Маневренность – главное преимущество. Уход от ракеты, пущенной сзади, с начала 1990-х выполняют только модификации Су-27, больше никто в мире не выйдет из такого положения – фигура «Столб». Есть автоматический режим «Увод» срабатывает при появлении осколков, возможности столкновения с чем-либо, как по такому попасть? Этот режим автоматически спасает от ПВО, помогает скрываться на малой высоте между гор, как в компьютерной игре-бродилке. Смертельный Штопор – это обычный приём. Как охотник он может замереть в небе на 8 секунд (исчезнув с радаров) и благодаря своей «вертлявости» уничтожить цель. Пушка ГШ-301 – лучшее оружие ближнего боя в наплыве крыла – это тот самый штык-нож для профессионала «рукопашки». Противоракета РВВ-АЕ «Пустил и забыл» подходит и для самолётов, вертолётов в условиях РЭБ. Ещё Р-733 воздух-воздух (уже малой дальности) для высокоманевренного боя, применяется под углом атаки до 450, выдерживает перегрузку 12 g. Самолёт Су-35С выдерживает перегрузку 9 g.
Поражение подводных, надводных и наземных целей
С безопасной высоты 15 км, на дальность 160 км эсминцу достаточно 2 ракет Х-31АП. Если ближе, поражаются надводные и наземные цели Х-59МЭ с контейнером АПК-9МЭ. Ещё воздух-поверхность Х-29(ТЕ, Л) достанутся трудно-уязвимым целям из железобетона (укрепления, мосты, шоссе) и кораблям водоизмещением 10 000 т (эсминцы, крейсера). Если уж понадобиться вооружать истребитель как бомбардировщик, то есть ещё КАБ-500 КР/ОД и КР с высоты 0,5 – 5 км. и КАБ-500 Кр (Л) сбрасывается с 1 – 8 км. – не выживет и живая сила, укрытая за ж/б укрытиями. Ещё преодолевающая РЭБ и ПВО «БраМос» (П-800) с дальностью 800 км (противокорабельная или противоподлодочная), её используют согласно дальности РЛС (300 – 400 км). Можно устанавливать и «Калибр» на 2500 км., сгодится для неподвижных наземных укрепрайонов, защищённых ПРО.