ЛИАЗ 6213 - российский низкопольный автобус, производства Ликинского Автобусного Завода. Первый российский серийный автобус сочлененного типа.
История
Ликинский автобусный завод – крупнейшее отечественное предприятия, специализирующееся на выпуске техники для пассажирских перевозок. Предприятие известно с 1959 года, когда производственные линии завода ЛиМЗ, занимающегося изготовлением электрооборудования и шпалорезных станков были переоборудованы под выпуск пассажирских автобусов.
Первой моделью, которая собиралась в цехах ЛиАЗ стал ЗиЛ 158, после этого инженерами была разработана собственная версия автобуса: ЛиАЗ 677, которая стала самой выпускаемой в истории предприятия. После этого, эволюция автобусостроения в рамках данного завода стала развиваться стремительными темпами. Наиболее ярким представителем серии стал ЛиАЗ 6213, запущенный в серийное производство в 2008 году. Это первый сочленённый автобус, выпускаемый на отечественных предприятиях.
Особенности эксплуатации
Автобусы серии ЛиАЗ 6213 предназначены для осуществления пассажирских перевозок в городских условиях, идеально подходят для территорий с интенсивным движением и высоким пассажиропотоком. Это характерно для крупных городов. Техника не используется для междугородних перевозок и туристических маршрутов. Кроме этого, в отличие от других представителей ЛиАЗ не применяется для служебных целей: развоза персонала предприятий, хотя противоречий для такой эксплуатации нет.
Основные преимущества механической части ЛиАЗ 6213 можно выразить так:
- Техническая приспособленность для быстрой посадки и высадки пассажиров.
- Полное соответствие жёстким европейским стандартам по уровню вредного выхлопа.
- Высокая надёжность главных узлов и механизмов.
- Унификация деталей с остальными автобусами производителя.
- Удобство ремонта и планового технического обслуживания.
- Учитывая высокую ремпригодность и практически полное отсутствие простоев к преимуществам можно отнести и быструю самоокупаемость автобуса.
Конструкция
После проведённого рестайлинга, внутренний и внешний дизайн ЛиАЗ 6213 практически не уступает западным аналогам. Благодаря стараниям производителей были улучшены передняя и задние маски, претерпели серьёзные изменения водительское место и пространство для размещения пассажиров. В целом, базовая модель стала намного комфортнее и безопаснее.
Кузов автобуса цельнометаллический, относится к вагонному типу. Передние фары и поворотники выполнены в раздельном варианте. Лобовое стекло обладает большой площадью, что обеспечивает водителю максимальный обзор в условиях стеснённого городского движения. Боковые стёкла имеют небольшое затемнение, которое отсутствует на дверях и лобовом стекле. Передняя маска автобуса дополнена информационным табло, зеркала заднего вида располагаются в головной части. Добавим, что кузов является несущей конструкцией, при этом имеет довольно большое количество пластиковых элементов, которые служат дополнительной защитой от коррозии. Гарантия производителя на сохранность кузова составляет 12 лет.
Основные узлы
ЛиАЗ 6213 штатно оснащается дизельными двигателями немецкого концерна MAN: DO836 LOH40 и DO836 LOH55. В обоих случаях, речь идёт о 6-цилиндровых агрегатах с рядным расположением цилиндров. Разница между силовыми установками заключается в рабочем объёме, экологическим стандартам EVRO3/EVRO4 и производительности: 278 и 280 л. с. соответственно. В обоих случаях, двигатели располагаются продольно в задней части автобуса.
Двигатели сопрягаются с трансмиссией ZF, это автоматическая КПП с 6-скоростным рабочим режимом. Тормозная система у автобуса пневматическая двухконтурная, дополнительно каждое колесо оснащается АБС. Рулевая колонка: ZF Servocom 8098 с гидроусилителем управления. Номинальная транспортная скорость – 75 км/час, предусмотрен электронный ограничитель скоростного режима.
Компоновка салона
Высокаяпропускная способность пассажиропотока обеспечивается за счёт 4-х вертикальных дверей, работающих от пневмопривода. Не стоит забывать, что речь идёт о низкопольной конструкции кузова, которая обеспечивает максимальное удобство при посадке и высадке пассажиров преклонного возраста. Внутреннее пространство рассчитано на перевозку 153 человек, из них 38 посадочных мест. Помимо этого, накопительная площадка адаптирована для перевозки людей с ограниченными возможностями: здесь имеются специальные фиксаторы для инвалидных колясок.
Кузов располагается на пневматической подвеске, которая заметно скрадывает тряску, повышая уровень комфорта. Сиденья антивандальные, выполнены из высокопрочного пластика с мягкой обивкой сидения и спинки. Такие кресла довольно сложно повредить умышленно, зато они легко очищаются от любых загрязнений.
Циркуляция воздуха внутри салона обеспечивается двумя типами вентиляции: естественной и принудительной. В зимний период комфортная температура поддерживается независимой отопительной системой жидкостного типа. Устройство нагревает тосол, который впоследствии циркулирует по магистрали, расположенной внутри салона.
Водительская кабина отделяется от салона стеклянной перегородкой. Кресло подрессоренное с изменяемой конфигурацией спинки, что позволяет добиться максимального комфорта во время рабочей смены. Единственный недостаток – отсутствие подлокотников. Управляющие клавиши скомпонованы по раздельным блокам, техническое состояние контролирует бортовой компьютер, что заметно упрощает предрейсовую подготовку. В целях безопасности, салон может оснащаться 4-мя обзорными камерами, однако, ставятся они опционально по желанию заказчика.
Технические характеристики
Длина | 18040 |
Ширина | 2 500 |
Высота | 2 880 |
Высота в салоне | 2 205 |
Конструкционная масса | 26 700кг |
Дорожный просвет | 152 мм |
Колёсная формула | 6х2 |
Минимальный радиус поворота | 11.5 м. |
Мосты | портальные, дополнены колёсными редукторами. |
Распределение нагрузки по осям | 7 100/8 700/11 200 кг. |
Вместительность топливного бака | 340 литров. |
Отметим, что в настоящее время ЛиАЗ 6213 выпускается в 7-ми модификациях, две из которых оснащены двигателями, работающими на природном газе. В такой комплектации газобаллонное оборудование вынесено на крышу кузова. Добавим, что автобусы работающие на сжиженном газе временно не выпускались на линию по причине взрыва баллона на одной из единиц общественного транспорта.