Днем рождения опытного конструкторского бюро им. Артема Микояна можно смело считать 8 декабря 1939, когда отдел был выделен из подразделения АвиаХима для самостоятельного создания нового истребителя И-200, проекта Поликарпова, который в последствии и получил название Миг-1. Конструкторский состав нового КБ набрали из бывших сотрудников КБ Поликарпова, а возглавил ОКБ естественно Микоян. Вот так просто родился один из самых известных брендов Российской авиации, самолеты которого наводили ужас на своих врагов и до сих пор состоят на вооружении десятков стран мира. А уж новых проектов будущего, способных заменять в ближайшем будущем даже самые современные машины более чем предостаточно.
Истребитель Миг-1 и Миг-3
Основным назначением нового истребителя было ведение воздушного боя на больших высотах, и на то время это была самая проблемная позиция в советской авиации. На малых высотах истребители И-16 и ЯК-1 успешно применялись и дорабатывались и ОКБ Микояна досталась одна из сложнейших задач. Первый экземпляр вышел на испытания 31 марта 1940 г, которые были признаны удачными, ведь самолет достиг установленных для него показателей скорости в 648,5 км/ч на высоте 6900 м. На высоту в 5 тысяч метров самолет поднялся всего за 5 минут, у уже спустя две 2:05 достиг отметки в 7000 метров. В том же 1940 году было выпущено 100 самолетов, а его дальнейший выпуск был приостановлен. ОКБ Микояна полностью сосредоточилось над улучшением первой модели, которая получила название МиГ-3. Самолет обладал уникальными характеристиками для серийного самолета. На высоте 7000 метров он развивал скорость в 640 км/ч, что было максимальной скоростью того времени для серийных самолетов. Однако были у него и недостатки, такие как большой размер и слабая маневренность, что делало его очень уязвимым на малых высотах. Однако для высотных боев это была одна из лучших машин предвоенных лет, и за 40-41 года с конвейера сошло 3300 экземпляров третьего мига. До 1943 он успешно применялся на фронте и даже использовался как высотный истребитель-бомбардировщик, с возможностью укомплектовываться до 8 бомб РС-82.
Миг-3 остался единственной моделью, которая пошла в серию в годы Великой Отечественной Войны. Однако разработки в КБ не стояли на месте, и Микояну и Гуревичу давали одни из самых непростых задач. Так например дальний истребитель сопровождения Миг-5 имел отличные характеристики для своего времени, однако в серию он не пошел, так как в текущем положении на фронте было не до него, да и на дальнюю авиацию ставку в 1941 не делали. Так же достаточно интересными были проекты Дизельфайтеров МиГ 2 и 4. Однако они были доведены до ума только к 1945-46 годам, когда уже наступала эра реактивной авиации со стреловидным крылом, и они просто уже были не нужны. Даже МиГ-13 при всех своих великолепных характеристиках для своего времени уже через два года стал устаревшим, и в КБ Микояна это прекрасно понимали и не делали ставку на эту модель. А ведь самолет развивал максимальную скорость в 825 км/ч и мог подниматься на высоту в 12 тысяч метров. Но все это уже не имело значения, так как на подходе был МиГ-9.
Эра реактивной авиации и Миг-9
Первые реактивные самолеты появились далеко не в СССР. К концу войны Германия, США и Великобритания уже обладали такими типами самолетов и СССР был в роли догоняющего. Созданием первых реактивных истребителей занялось сразу два КБ, Яковлева и Микояна Гуревича. Своих реактивных двигателей тогда еще не было и для первых прототипов использовались трофейные немецкие, которые позже были скопированы советскими инженерами. Так же для обкатки стреловидного стрела был создан самолет МиГ-8. Первые испытания девятого мига начались осенью 1946 года и продлились вплоть до лета следующего года, когда начались тестовые бои с другими самолетами, в том числе и зарубежными. МиГ-9 показал наиболее слабые показатели маневренности и все самолеты с легкостью заходили ему в хвост, даже Ла-156 с таким же реактивным двигателем. Однако только МиГ-9 имел стреловидную форму крыла, которая считалась наиболее перспективной. На высокой же скорости он имел небольшое преимущество перед другими самолетами, что и сыграло решающую роль.
Серийный выпуск модели начался уже 1946 году, ведь этого требовал статус СССР как одной из передовых стран того времени. Однако сам Миг-9 был еще сыроватым и постоянно велась доработка, которая вскоре вылилась в самый массовый истребитель в истории - МиГ 15. Всего же девятых было выпущено 602 экземпляра, которые эксплуатировались до середины 50-ых годов.
Второе поколение истребителей
Основной проблемой реактивных советских самолетов того времени как ни странно был двигатель и именно он и не позволял сделать самолет, который бы действительно стал опорой авиации на долгие годы. На создание своего двигателя требовалось время, а разработать самолет нужно был уже сейчас. Для разработки нового самолета отлично подходил английский двигатель Rolls-Royce Nene и для этого в он был закуплен в количестве 40 штук. Правительство Великобритании дало разрешении на подобную сделку и первые Миги второго поколения реактивных истребителей летали именно на Роллс Ройсах. Позже этот двигатель стал выпускаться в СССР под названием РД 45, так как Великобритания продала лицензию на их выпуск практически всем, кто этого хотел. А первый, полностью советский реактивный двигатель был доработкой и модернизацией как раз так этого Роллс Ройса. Тогда в Англии еще не понимали последствий продажи, ведь сделка сулила хорошие дивиденды и давала финансовую подпитку для дальнейшего развития серии самим Англичанам. Однако и СССР стремился создавать свои двигатели, а покупка уже готовых давала серьезный скачок в исследованиях.
Последствия продажи в Лондоне ощутили после появления 15-ых мигов в Корейской войне. Если ранее преимущество авиации в небе было на стороне Америки, то с появлением новых самолетов ситуации изменились с точностью наоборот. Американская авиация с трудом могла прорвать ПВО противника там где действовали новейшие миги и в срочном порядке на фронт перебрасывали новейшие американские F-86, которые частично выправили ситуацию.
В историю МиГ-15 вошел как самый массовый военный самолет всех времен. Всего было выпущено 15560 штук, без учета некоторых модификаций китайского производства. До сих пор на вооружении КНДР стоит один авиаполк с 15-ыми мигами. Продолжение модели стал МиГ-17, который имел более высокую стреловидность крыла, и более высокие техническое характеристики. Он первым из серийных самолетов мог достигать скорости звука, однако в бою не мог действовать на таких скоростях, да и в обычных условиях этого не рекомендовалось делать. Всего произведено более 10800 экземпляров, из которых 2800 по лицензии в других странах.
Завершением серии второго поколения истребителей стал МиГ-19, которых стал первым советским серийным сверхзвуковым истребителем. Он мог развивать максимальную скорость в 1450 км/ч, что делало его лучшим в этом показателе на момент выхода в серию. Первый свой полет он провел в 1952 году, а уже спустя три года пошел в серию. Всего было выпущено около 6500 подобных машин, которые достаточно неплохо проявили себя в вооруженных конфликтах 60-ых годов. Однако уже на момент выхода в серию, велась разработка истребителя следующего поколения.
Истребители третьего поколения
Если все предыдущие модели создавались для ведения маневренного боя за счет преимущества по летным характеристикам, то к созданию МИГ 21 подошли уже с другой концепцией, когда все решают секунды, а цель поражается одним выстрелом ракеты. Несмотря на то, что он был первым в серии, модель получилась очень удачной, а ее модернизация шла вплоть до 1994 года, когда модернизировались 21-ые миги ВВС Индии. В настоящий момент МИГ-21 является самым массовым сверхзвуковым истребителем и находится на вооружении 19 стран. Всего было выпущено 11500 экземпляров различных модификаций, и благодаря такой массовости, он был даже дешевле в производстве чем БМП-1, а за счет удачной конструкции долгое время мог противостоять в воздухе более новым самолетам. Первый полет самолет совершил в 1956 году, а в 59-ом принят на вооружение. Всего было выпущено 11500 экземпляров, в том числе и китайские копии J-7, выпускавшиеся с 1967 года.
Следующего Мига пришлось ждать довольно долго. Основным препятствием в создании был поиск оптимального угла крыла, который бы показывал максимальные результаты на любом этапе полета от взлета до посадки. Поиск оптимального крыла привел конструкторов к довольно логическому результату - крыло с изменяемой стреловидностью от 18 до 72 градусов, что давало возможность выжимать из самолета максимум на каждом этапе полета. Как итог был создан Миг-23, который совершил свой первый полет в 1967 году, а уже в 69-ом году был принят на вооружение. Спустя три года модель была серьезно модернизирована и даже получила отдельный серийный номер - Миг 27. Данный самолет был выпущен в количестве 3600 экземпляров и до сих пор стоит на вооружение Российской Армии.
Параллельно с разработкой Истребителя с изменяемой стреловидностью крыла ОКБ была поставлена задача разработки высотного скоростного истребителя перехватчика. Первые опытные испытания начались с 1964 года. и уже на этой стадии самолет начал показывать один рекорд за другим, так например абсолютная максимальная высота полета составила 37 650 м. Так же МиГ 25 показывал максимальную скорость для боевого самолета. Однако круг его применения оставался довольно узким - перехват и разведка, и поэтому самолет хоть и пошел в серию, но относительно других моделей, 25-ых было выпущено не так и много, всего 1100 штук.
Однако уже на стадии испытаний выявились некоторые недоработки, которые были доработаны в МиГе-31, который стал логичным продолжением серии, а сам самолет стал первым советским истребителем четвертого поколения. На вооружение он был принят в 1981 году, а основной его боевой задачей стал перехват ракет и низколетящих спутников вероятного противника. 31-ая модель получилась достаточно удачной и до сих пор стоит на защите границ нашей страны и является главным самолетом перехватчиком ВКС России.
Четвертое поколение.
Однако несмотря на все советские разработки, вырваться вперед советским конструкторам не удавалась, а в 1972 в США начал испытания истребитель четвертого поколения F-15 Eagle, который на голову превосходил любой фронтовой истребитель СССР того времени, а на равных с ним мог более менее тягаться МиГ-25, и то при определенных условиях. В срочном порядке был начат проект, который должен был не просто быть на равных F-15, но и превосходить его. В 1976 году американский истребитель пошел в серию, а первый опытный образец МиГ-29 взлетел лишь год спустя, на вооружение же был принят в 1983. Новый МИГ конечно по всем характеристикам превосходил ф-15, однако в том же 1983 году на вооружение был принят F/A 18 и советским конструкторам так и не удалось серьезно вырваться вперед. На бумаге и на многих испытаниях МиГ-29 превосходил все истребители НАТО, однако на практике соотношение боевых потерь было не в пользу нашего самолета. Но стоит учесть один немаловажный факт, все основные потери приходятся на войны в Ираке и на Балканах (1999 г.), а там преимущество летчиков НАТО как в количестве, так и в качестве поддержки с земли было подавляющем. Сам же МиГ-29 получился настолько удачным, что пройдя несколько ступеней модернизации он стал истребителем 4++ поколения под названием МиГ-35.
Нереализованные проекты
Как и любое серьезное конструкторское бюро, КБ Микояна Гуревича имело несколько интересных проектов, которые так и не были реализованы. Крайне интересным проектом был МиГ-105, который должен быть стать орбитальным боевым самолетом, который выводился на орбиту с помощью ракеты. Основной задачей самолета был перехват и уничтожение вероятного противника на орбите, однако после нескольких лет испытаний в 1978 году проект был свернут после аварии при посадке. После аварии испытания были прерваны, но при этом все данный по испытаниям были переданы программе "Энергия-Буран", а Миг-105 стал базой для разработки амбициозной космической программы.
МиГ 1.44 МФИ так же стал достаточно прорывным для своего времени. По проекту это должен был быть первый российский истребитель пятого поколения. Первые эскизные варианты появились в 1991, однако нагрянувший развал СССР поставил под серьезное сомнение дальнейшее развитие проекта. Однако вопреки всему и исключительно своими силами самолет был создан и в 2000 году поднялся в воздух. Однако хоть по некоторым характеристикам он и превзошел американский Ф-22, но все же так и не дотянул на 100% до истребителя 5-го поколения. С принятием в 2002 году проекта ПАК-ФА, доработка 1.44 была окончательно свернута и возможно зря. Так, вышедший на испытания китайский истребитель пятого поколения имеет сильное сходство с МиГом внешне, что означает что прототип был совсем не так плох, как это показалось 15 лет назад.
Настоящее и будущее
В 2000-ых годах ситуация серьезно выправилась в лучшую сторону, появились заказы и господдержка. первым в воздух поднялся МиГ-29СМТ. В 2007 году на испытания вышел корабельный истребитель МиГ-29КУБ, который должен был стать заменой уже подустаревших МиГ-29К.В настоящее время основные усилия КБ сосредоточены на создании МиГ-35, который должен заменить на боевой службе 29-ые модели. Летные испытанию начнутся по плану в ноябре 2016 года. Что будет представлять из себя самолет можно будет сказать только после начала испытаний, а все остальное это лишь наши догадки.
Так же в прессе постоянно мелькают сообщения о создании нового перехватчика МиГ-41, который будет иметь просто фантастические возможности по перехвату. Однако пока дальше разговоров и эскизов дальше дело не пока не идет, и ВКС полностью сосредоточено на испытаниях Т-50, который уже летает и проходит финальные испытания. Да и к тому же возможности МиГ-31 еще не полностью исчерпаны и потенциально самолет может летать на гиперзвуковых скоростях на определенных высотах, а доработки самолета к использования различных ракет может существенно расширить его функционал.
Итоги
Конструкторское бюро Микояна Гуревича это настоящая гордость нашей страны, которая способна создавать самую современную технику, которая стоит на страже наших границ. За всю историю разработано более 400 моделей и модификаций самолетов, 170 из них было реализовано опытными образцами, а 94 производились серийно. Всего за историю ОКБ Микояна Гуревича с конвейера сошло около 55000 самолетов под маркой МИГ, 14 тысяч за рубежом по лицензии. Летчика испытателями на самолетах миг установлено более 100 мировых рекордов скороподъемности, максимально скорости и высоты полета, за что сразу 19 летчиков получили звания героев советского союза и российской федерации. Звания Героя Социалистического Труда дважды были удостоены А.И. Микоян и Р.А. Беляков. Звания Героя Социалистического Труда – конструкторы М.И. Гуревич, А.Г. Брунов, Н.З. Матюк, Г.Е. Лозино-Лозинский, К.К. Васильченко, М.Р. Вальденберг.