Магистральный самолет МС-21 - новое слово в авиастроении

6 минут на чтение

МС-21 - новейший проект российского магистрального самолета, построенный с применением всех современных достижений науки. 

История создания

В 2007 году началось проектирование самолетов для замены морально устаревших моделей, таких как отечественные самолеты класса Ту-154, Ту-204, импортные "Боинг-737", А320 и многие другие.За разработку взялись сразу два российских конструкторских бюро - имени Ильюшина и Яковлева. Однако уже в 2008 году ОКБ имени Ильюшина покинуло этот проект, все дальнейшие разработки были созданы в ОКБ им. Яковлева. В планах разработчиков было создание ближне-среднемагистрального лайнера пассажироемкостью около 180 человек. Однако данный проект дал путевку в жизнь трём унифицированным моделям: МС-21-200 (основная модификация), МС-21-300 и МС-21-400. Между собой они отличаются в основном габаритами и пассажировместимостью. Так МС-21-200 берет на борт 150 человек, 300-й - 180, а 400-й - 210. Осенью 2010 года центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) были проведены тестирования двигателя и воздухозаборников. Эти тестирования дали возможность попрактиковать режимы безопасности работы силовой установки, что в итоге вылилось в широкий ряд рекомендаций для конструкторов.

Сборка первого экземпляра была начата в 2014 году в городе Иркутске. По данным из официальных источников, первый полет назначен на 2016 год. В планах производителей обеспечение производства 72 самолетов в год, при этом окупать себя они начнут с 350-й машины. На момент написания статьи подписано соглашение о поставе 185 самолетов и на 100 машин подписано соглашение о намерениях, если заявленные характеристики на деле окажутся такими же, или даже лучше, то еще 100 самолетов гарантировано уйдут заказчикам.

Конструкция

Как уже было сказано ранее, МС-21 это семейство пассажирских самолетов, которые разнятся вместимостью пассажиров. От многих других моделей самолётов это семейство отличается высокой степенью унификации. Действительно, МС-21-300 это удлиненный МС-21-200, а вот МС-21-400 получил более широкие крылья и двигатели повышенной мощности. Все самолеты построены как монопланы с низким расположением крыла. Аэродинамика существенно улучшена за счет использования композитного крыла большого удлинения с суперкритическими профилями нового поколения. Такое крыло не только улучшает летные характеристики самолёта, но и уменьшает расход топлива. Также очень широко применяются композитные материалы, такие как углепластик и стеклопластик, и различные сплавы алюминия, такое решение позволило снизить общий вес самолета. Стоит заметить, что используя данные нововведения, самолет становится значительно менее затратным в эксплуатации.

Самолет может взлетать/садится на все аэродромы класса «А», «Б», «В», по российской терминологии, а опционное использование четырехколесной тележки на переднем шасси позволяет эксплуатировать самолет на взлетном полотне с меньшей прочностью покрытия.

Авионика

Все бортовые системы самолета увязаны в единый интегрированный комплекс. Экипаж оперативно получает всю информацию о состоянии самолетных систем, что повышает безопасность во время полета и уменьшает время простоя на земле. Информационно-управляющее поле экипажа сформировано на базе широкоформатных цветных индикаторов, рациональное распределение функций управления самолётом между экипажем и автоматикой разгружает пилотов, дает возможность не перегружаться во время полета и, тем самым повышает безопасность судна.

Самолёт МС-21 оборудован надежной цифровой электро-дистанционной системой управления с многократным резервированием. Эта система обеспечивает автоматическое ограничение выхода самолета на опасные режимы, а также парирование "возмущений" при прохождении зоны турбулентности. Система управления также обеспечивает автоматическую посадку до касания взлетно-посадочной полосы, а опциональная система индикации на стекле облегчает полет в сложных погодных условиях.

Салон

Конструкторы данных самолётов помимо технических характеристик позаботились также и о пассажирах. Внутренняя ширина самолета составила 11 метров, этого не только хватит для свободного входа/выхода пассажиров, но и даже позволит спокойно пройти по салону во время обслуживания стюардессой других пассажиров. Увеличенное пространство багажного отделения позволит быстро и удобно разместить не только четыре стандартных чемодана, но и ручную кладь. Очень комфортные кресла позволят без неудобств провести все время полета. В перспективе оснащение салона новейшими мультимедийными устройствами для просмотра фильмов или игр в видеоигры. Интенсивность подсветки салона меняется в зависимости от времени суток, что облегчает перенос перелета часовых поясов.

В салоне установлена современная трехзонная система кондиционирования, которая поддерживает влажность и давление воздуха на более комфортном для пассажиров уровне, по сравнению с существующими самолетами. Около 20-ти процентов объема самолета отводится под багажные отсеки. Погрузка багажа может производиться как в специальные контейнеры, так и в навал, а использование автоматического погрузчика внутри самолета позволяет существенно снизить время погрузки/выгрузки багажа. Опциональные системы кондиционирования воздуха заднего грузового отсека позволяют перевозить там не только питомцев, но и даже растения. Учитывая все эти факторы, полет в самолете семейства МС-21 становится просто незабываемым.

Двигатели

Летом 2012 года был подписан контракт о поставке двигателей для наших самолетов. На самолеты МС-21-200 и МС-21-300 установлены американские двигатели PW1400G, однако имеются сведения о применении в уже существующем варианте отечественных двигателей под обозначением ПД-14. Сконструированные по единому стандарту, эти двигатели можно будет устанавливать на все российские транспортные и пассажирские самолеты. Силовая установка ПД-14 (тяга 14 тонн) будет устанавливаться на всю линейку МС-21, а также и на военно-транспортные борта Ил-76 и Ил-214. На модели МС-21-400 также возможна установка аналога этого двигателя, но с более мощной тягой (ПД-18).

На каждом крыле установлена секция для крепления одного турбо-вентеляторного двигателя пятого поколения. Эти двигатели обеспечивают 20-ти процентную экономию топлива, по сравнению с двигателями предыдущего поколения. Использование этих двигателей дает возможность уменьшить шумы на 15 децибел, по сравнению с нормами ИКАО и сократить вредные выбросы в атмосферу, что соответствует перспективным экологическим нормам.

Неоспоримым преимуществом двигателей серии ПД является то, что они собираются на 95% из отечественных комплектующих, а 5% импортных деталей при необходимости можно заменить нашими. Использование силовых установок семейства ПД сделает возможным обеспечение нужного объема производства, а также окупит капиталовложения в проект ПД-14.

Преимущества и особенности

При проектировании и производстве данных самолетов было получено большое количество преимуществ над иностранными аналогами машин данного класса.

  • Во-первых, отечественный самолет имеет экологичные двигатели, отвечающие всем международным нормам и стандартам, и лучшие аэродинамические свойства фюзеляжа и крыльев, которые были достигнуты благодаря широкому использованию инновационных материалов и различных алюминиевых сплавов. Также применение композитных материалов существенно снизило массу машины без ухудшения её параметров.
  • Во-вторых, не являясь, по сути, широкофюзеляжным самолетом, МС-21 может перевозить довольно большое количество пассажиров, в сравнении с другими самолетами подобного класса. Еще одно положительное качество это дальность полета. На одинаковое расстояние самолет МС-21 затратит меньшее количество топлива, чем его современные аналоги, а значит, может летать не только по внутренним рейсам, но и по международным. При всех этих преимуществах экономится до 50-ти процентов затрат в сравнении с машинами других производителей.
  • Важной особенностью стоит отметить широкий выбор предоставляемых опциональных систем, как для управления самолетом, так и для комфорта пассажиров. Это позволяет создавать самолеты отлично подходящие к факторам и особенностям места использования, а инновационные системы контроля внутреннего климата позволят легко перенести полет вне зависимости от времени года, суток и погодных условий.
  • Рациональное использование объема багажного отделения позволяет доставлять значительно большие объемы грузов. Автоматизированный погрузчик в самом самолете ускоряет загрузку вещей на борт, тем самым сокращая время простоя машины на земле, что позволяет увеличить ей налет часов.
  • Все электронные системы самолета увязаны в единую структуру, что позволяет пилотам оперативно находить неисправность и вовремя её устранить либо сообщить диспетчеру. Рациональное разделение функций управления между экипажем и автоматикой позволяет пилотам сосредотачивать внимание на управлении, это в свою очередь повышает безопасность полета в несколько раз.

В настоящее время доля российского гражданского самолетостроения составляет 1-3% от мирового объема производства самолетов. Руководство нашей страны определило задачей отечественного самолетостроения увеличение этой доли до 10% к 2025 году. Выполнение этой важной задачи вернет Россию на мировой рынок строительства пассажирских самолетов, главная роль в этом отводится магистральному самолету МС-21. 

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Самолет ЯК 130 - основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью
Подробности Категория: Комбайны Опубликовано: 10.10.2016 Комбайн RSM 161 - новое слово в сельхоз технике RSM 161 - новейший российский
Подробности Категория: Различная спецехника Опубликовано: 08.11.2017  Харвестер Четра КХ451 – новое слово в лесозаготовительной