Трамвай R1 Russia One – трехсекционная низкопольная модель, выпущен двумя крупными изготовителями: ОКБ «Атом» и «Уралтрансмаш». Новинка ранее всего была показана на выставке «Иннопром» в 2014 г., которая проходила в Екатеринбурге. В состав коллектива ОКБ «Атом», которому была доверена разработка проектной модели, вошли:
- А. Маслов – инновационный директор;
- М. Кузин – ведущий инженер и глава проекта;
- Г. Решетников - 3д-дизайнер;
- А. Кужильный – главдизайнер;
- А. Семенов - инженер.
Группа отлично справилась с назначенной задачей – создание дизайна и инжиниринга новинки. Сборка выполнялась на производственном помосте ОАО «Уралтрансмаш» под профессиональным руководством гендиректора Носова, главного конструктора Андрея Палферова и инженера-конструктора Исакова. С первого дня работы над проектом Алексей Носов контролировал сборочные этапы, помогая участникам словом и делом. Проектная документация получила одобрение еще в декабре 2013 года и готовилась она к определенному числу – 9 июля 2014 года, то есть к началу открытия выставки «Иннопром».
Последние 60 дней до сдачи трамвая дизайнерский коллектив трудился в усиленном режиме: по 17 часов в сутки, в том числе и в выходные, праздничные дни, преодолевая всевозможные трудности. Благодаря слаженности и мастерству, проект был сдан в назначенный срок. В выставочном зале «Иннопром» 9 июля 2014 года произошёл официальный показ трамвая R1. Первые фото ожидаемой серийной модели трамвая R1 были опубликованы в Сети уже с февраля 2015 года. Отличие от прообраза заключалось в следующем: изменился скос кабины у вагона (с 12 градусов до 6), добавились зеркала заднего обзора. Имеется две вариации исполнения трамвая (двусторонняя и односторонняя).
Конструкция R1
Трамвай R1 – вторая машина российского производства, которая отличается низкопольным и футуристическим дизайном: окрашен в черный цвет, а кабина имеет обратный угол наклона примерно в 6 градусов. По мнению авторов проекта, такая уникальность повышает кругозор для водителя, не так поддается нагреванию солнцем и значительно ниже бликует. Черный цвет был выбран неспроста: благородство черного уральского самоцвета в оправе из металла, в зеркальной поверхности которого отображается практически весь город, став неотделимой его гармонической частицей. Для кузова трамвая R1 использовались особые композиционные материалы.
Вместимость пассажирского салона – около 250 людей. В основную комплектацию входит навигация ГЛОНАСС, вай-фай, GPS, а ещё аудиосистема, благодаря которой можно легко подобрать музыку под погодные условия, время суток. Поручни обладают антибактериальными свойствами и оборудованы системой подогрева, которая исключает появление наледи. Практически 79,5% комплектующих деталей – российского производства, прочее – Австрия (16%) и Германия (4,5%).
Презентация R1
Презентация трамвая R1 на выставочной площадке «Иннопрома» вызвала фурор среди ее посетителей и журналистов СМИ. Трамваю было дано несколько названий: «трамвай Бэтмена», «iPhone на рельсах» и «трамборджини". Правда, дизайнеры и посетители не пришли к общему взгляду о модели. Многие знаменитые дизайнеры высоко оценили этот проект. По словам Криса Бэнгла, он очень удивлен итоговым результатом российских разработчиков и считает, что R1 – замечательная модель с качественным промышленным дизайном. Автор и создатель популярного брендового авто Mercedes SLK - Мурат Гунак, являющийся также и главой дизайнерской группы в Peugeot, Volkswagen, Mercedes и DaimlerChrysler AG, тепло отозвался о R1, назвав его трендовой моделью. Это самый любимый его экспонат на выставке. Отличный русский трамвай с высоким показателем промышленного дизайна! Мурат Гунак уверен, что у российских разработчиков имеется достаточный шанс выйти в лидеры. Высокая оценка трамваю была дана и со стороны известного дизайнера Карима Рашида: это красивейшая модель среди тех, которую он увидел за всю свою жизнь! Популярный блогер Илья Варламов отметил, что если серийные модели не будут иметь сильных отличий от проектного образца, то это станет первый трамвай российского производителя, за который не придется краснеть.
Будущее проекта
Ранее планировалось, что трамвай Russia One осчастливит своим присутствием те российские города, в которых проведётся Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Предварительная стоимость вагона около 40-50 миллионов рублей, в зависимости от того, что будет входить в его комплектацию. Но после того, как был проведен перерасчет, стоимость поднялась до 50-70 млн. рублей. Рассматривается вариант поставки новой российской серии R1 в Африку и Латинскую Америку. Однако в июле прошлого года (2015) была опубликована новость о том, что трамвай R1 будет выпускаться за рубежом, так как города России не смогут его приобрести из-за высокой цены. Правда, название трамвая останется прежним.