- Подробности
- Категория: Морской Транспорт
- Опубликовано: 20.12.2016
Атомный ледокол "50 лет Победы"
Атомный ледокол "50 лет Победы" - самый большой и мощный ледокол в мире, построенный по модернизированному проекту 10521. Достроен и введен в эксплуатацию в 2007 году.
В следующем году человечество отметит 180-летие со дня появления первого ледокола. 1837 год считается датой рождения судов этого типа. Они незаменимы в государствах, чьи границы расположены неподалеку от суровых северных океанов и морей. Россия имеет самую длинную береговую линию с Северным Ледовитым океаном – 5 600 километров. Иметь во флоте ледоколы – велела нам сама природа.
История создания атомных ледоколов
Советский Союз, Россия единственные в мире обладатели атомной флотилии ледоколов. Идея создания судов такого класса пришла в голову И. В. Курчатову в 1952 году, основоположнику советского атома. После обсуждения задумки с другим известным физиком А. П. Александровым, началась разработка первого атомного ледокола «Ленин», спуск на воду которого произошел в рекордные сроки – декабре 1957 года. Преимуществом таких ледоколов является возможность эксплуатации без дополнительных заправок, что позволяет им не заходить в порты, а продолжать работу в сложных условиях крайнего Севера. Для примера: обычный ледокол за час расходовал около трех тонн горючего, атомоход «Ленин» – за весь день тратил 45 г ядерного топлива.
Проект 10521
В семидесятых годах производство этих перспективных судов шло полным ходом. Советское руководство понимало их значимость в освоении Северного Морского пути. В 1972 году был выпущен первый атомный ледокол класса «Арктика». В его состав входили пять судов, которые были спущены в кратчайшие сроки за двадцать лет. Последним, шестым, стал атомный ледокол «50 лет Победы» (первоначальное название «Урал»). Последние четыре ледокола второй серии создавались по проекту 10521.
Строительство ледокола
У корабля непростая судьба. В октябре 1989 начато его производство, через четыре года судно было спущено на воду. На этом все остановилось. Ледокол был готов к спуску на 72%. Но по разным причинам остановилось финансирование и работы встали. «50 лет Победы», так он называется с 1995 года, стал понемногу изнашиваться, не сделав ни одного рейса. Был момент, когда простаивавший корабль хотели утилизировать. Поворотным стал 2003 год. Правительством были отпущены средства на окончание постройки. ОАО Балтийский завод, где велось его производство, вошел в состав Объединенной промышленной корпорации (ОПК), что значительно ускорило ход строительства. Завершить работы планировалось в 2005 году, но появление новых требований по ядерной безопасности от Госатомнадзора потребовало дополнительных затрат. Годы вынужденного простоя потребовали дополнительной проверки всех узлов ледокола. Надо отдать должное коллективу Балтийского завода, который все это время за счет своих средств обеспечивал консервацию судна, проводил не запланированные работы. Постройка шла полным ходом, учитывая пристальное внимание к объекту со стороны Правительства РФ. Даже пожар, произошедший на ледоколе в ноябре 2004 года не смог затормозить процесс.
Первого февраля 2007 году в водах Финского залива появился атомоход «50 лет Победы» для проведения контрольных испытаний. В ходе двухнедельной проверки он показал хорошие эксплуатационные качества и принят проверяющей государственной комиссией. 23-го марта на корабле был поднят флаг России, и он отправился в порт приписки Мурманск, где с 11-го апреля 2007 началась его трудовая деятельность. Символично, что время ввода в эксплуатацию нового атомного ледокола примерно совпадает с окончанием срока службы ледокола основателя класса «Арктики».
Основные узлы
«50 лет Победы» выделяется на белом фоне льдов и снегов Арктики ярким видом. Корпус покрашен черной краской, а надстроечные конструкции окрашены в красно-оранжевые цвета. Это сделано для того, чтобы ледокол был виден издалека на бескрайных просторах Севера. Атомоход имеет двойной корпус. Толщина носовой части внешней оболочки, той которая принимает на себя первый удар от столкновения со льдами – 48 мм, в остальной – 25-32 мм. В пространстве между корпусами находится водный балласт, необходимый для использования в случаях ледового затора. Второй корпус сделан из герметичного водонепроницаемого материала, также, как многие переборки корпуса и стенки жизненно важных для судна помещений. Форма носа атомного ледокола отличается от моделей предыдущих поколений. По примеру канадского судна «Кэнмар Кигорияк» она имеет ложкообразную форму, благодаря которой достигается больший эффект проходимости при столкновении со льдами. Это позволяет качественнее и быстрее выполнять функции ледокола:
- Расчистка водного пути от ледяных заторов.
- Доставка людей, грузов в труднодоступные районы.
- Освобождение, застрявших во льдах, судов.
Технические характеристики
Габариты
- Длина - 159,6м
- Ширина - 30м
- Высота - 17,2м
- Осадка - 11м
- Водоизмещение - 25840 т
- Дедвейт - 3505 т
Основные характеристики
- Проект - 10521
- Тип - Атомный
- Силовая установка - 2 ядерных реактора, 2 главных турбины ТГГ-27,5
- Мощность - 2х37500 л.с. (2х27600 кВт)
- Движитель - 3 винта фиксированного шага с 4 съёмными лопастями
- Максимальная скорость хода - 21 узел
- Автономность плавания - 7,5 месяцев
- Экипаж - 102 человека
Уникальность «50 лет Победы»
Атомный ледокол "50 лет победы" выделяется целым рядом уникальных показателей. Он лидирует в своем классе судов по многим показателям.
- Самый крупный ледокол в мире. Его размеры: 159,6 х 30 х 17,2 м. В последнем случае указана высота борта, его осадка равна 11 м.
-
Обладает наивысшей мощностью среди ледоколов. Помимо двух ядерных реакторов на нем расположены турбинные установки ТГГ-27,5 ОМ 5 2 x 27 600 kW. Мощность двигателя составляет 75 тыс. л. с.
-
Способен преодолевать ледяные заторы толщиной до 2,8 м.
Его основное предназначение проводка транспортных кораблей с грузом по Северному Морскому пути. Кроме этой задачи «50 лет Победы» должен способствовать добыче полезных ископаемых на арктическом шельфе, помогать ученым в научно-исследовательской работе. Помимо «рабочих» рейсов ледокол совершает туристические круизы по экзотическим местам: Северный полюс, Земли Франца-Иосифа. Внутренняя комфортная обстановка корабля, наличие отличной кухни с просторной столовой, двух баров и саун, тренажерного зала, библиотеки, помещения для дискотеки позволяет вольготно чувствовать себя на борту экскурсантам.
Наличие двух атомных реакторов, состоящих из двух независимых паро-производящих, паротурбинной и гребной установок обеспечивает выполнение поставленных им задач. «50 лет Победы» может развивать скорость по свободной воде 21 узел. В переводе с морской терминологии получается около 39 км/час. Для судна водоизмещением 25 тысяч тонн это хороший результат. По ледовым заторам толщиной 2,7 м атомоход может перемещаться со скоростью 2 узла (3,7 км/час). При движении используется три винта с фиксированным шагом и четырьмя съемными лопастями. Ледокол оснащен современной цифровой АСУ (автоматической системой управления). Навигация, радиосвязь, различные спутниковые установки помогают кораблю уверенно прокладывать курс обеспечивают хорошую связь с «большой землей». На корабле оборудована вертолетная площадка. Воздушный корабль помогает лучше ориентироваться в скоплении льдов, выполняет функции навигатора, сопровождает туристов в круизах.
Учитывая оснащение ледокола ядерными реакторами на корабле большое внимание уделяется проблемам безопасности. Установлены системы «Антитеррор», экстренного выключения реактора, оттока тепла из активной зоны и многие другие. На атомоходе «50 лет Победы» работает утилизационная камера. Здесь установлены устройства по сбору и переработке отходов с ледокола, тем самым нивелируя их выброс в окружающую среду.
В настоящее время атомный ледокол «50 лет Победы» является собственностью Госкорпорации «Росатом».