В сентябре 2017 года, Брянским машиностроительным заводом был создан опытный образец магистрального тепловоза-локомотива 3ТЭ25КМ. Особенность прототипа заключается в том, что это первый в истории российских железных дорог локомотив, имеющий трёхсекционную конструкцию, при этом каждая секция оснащается собственным дизельным двигателем. Опытные испытания будут проводиться на участках Байкало-Амурской магистрали, не имеющих подключения к линиям электропередач. Испытания начались в 2018 году.
Новичок будет намного эффективнее и производительнее базовой модификации 2ТЭ25КМ, где суммарная мощность двух сочленённых секций не превышает 14 000 «лошадок». Трёхсекционная конструкция способна тянуть составы, чей вес превышает 7 000 тонн, при этом на одной заправке преодолевать почти 3 000 километров. Техника специально создавалась для эксплуатации в регионах с суровыми климатическими условиями, при разработке были учтены все недостатки предыдущих моделей.
Общие особенности конструкции
3ТЭ25КМ практически на 90% состоит из комплектующих деталей российского производства, и с октября 2017 года приступил к 50 000 экспериментальному пробегу на БАМ. При создании модели, конструкторы руководствовались тремя критериями:
- Высокопроизводительная силовая установка.
- Стандартная конструкция экипажной части, успевшая себя зарекомендовать в различных условиях эксплуатации.
- Простота и неприхотливость в техобслуживании и ремонте основных узлов.
В рамках этой концепции, каждая секция локомотива оснащается V-образным дизельным двигателем GEVO12. Это четырёхтактный силовой агрегат с газотурбированной подачей топлива и воздушной схемой охлаждения, которая обеспечивается вентиляционной системой осевого типа. Для повышения рабочего ресурса, система охлаждения дополнена мультициклонным фильтром с самоочисткой от уловленных пылевых частиц.
Все системы техники: водяная, топливная и воздушная адаптированы для работы в условиях сверхнизких температур. В частности, в подающей водяной магистрали предусмотрен клапан для слива воды, что полностью исключает промерзание двигателя при минусовых температурах воздуха.
Схема управления локомотива – микропроцессорный блок, запатентованная разработка специалистов Брянского предприятия. Электронная схема не только упрощает процесс эксплуатации, но и обеспечивает диагностику основных узлов и механизмов. Пульт полностью соответствует общепринятым стандартам, благодаря эргономичной форме не затрудняет обзор машинисту во время движения. Не оставлен без внимания факт, что техника будет использоваться в регионе с холодным климатом. Поэтому внутри установлена система климат-контроля, задающая оптимальную внутреннюю температуру во время подготовки машины к рейсу. Помимо этого, здесь предусмотрен автономный отопитель, который позволит поддерживать тепло в кабине во время длительных стоянок на открытом пространстве. В штатном режиме работы локомотива, тепло будет забираться от двигателя и вспомогательных систем.
Помимо этого, современные технологические решения прослеживаются и в ходовой части. В частности, КБМ (колёсно-моторный блок) оснащаются подшипниками качения, что позволяет повысить общую эффективность и снизить эксплуатационные расходы. Эта схема также является собственной разработкой выпускающего предприятия.
Технические характеристики
- Масса локомотива - 3х138 тонн
- Общая длина 3 секций – 60 000 мм.
- Мощность каждой секции – 3 000 кВт.
- Колёсная формула – 30-30.
- Осевая нагрузка – 245.2 кН.
- Тип передачи - электрическая, переменно-постоянного тока
- Расход горючего на пиковых нагрузках – 196 г/кВт*ч.
- Расход смазывающей жидкости – 0.6 г/кВт*ч.
- Запас топлива - 3×7000
По всем техническим показателям, новый тепловоз заметно превосходит предшествующие модификации.
Перспективы
В целом, 3ТЭ25КМ ожидает большое будущее. Байкало-Амурская магистраль является главной железнодорожной артерией страны, которая нуждается в бесперебойном функционировании невзирая на погодные и климатические условия. Именно для решения этих задач и создавался новый трёхсекционный локомотив. Согласно уверениям создателей, введение таких машин в эксплуатацию позволит снизить стоимость перевозок почти на 30%, следовательно, приобретение тепловоза окупится менее чем за 10 лет.