По своим техническим характеристикам, Вертолет Ми-171а2 относится к многоцелевым винтокрылым машинам среднего класса. Разработкой этой модификации занималось конструкторское бюро Миля, в настоящее время, выпуск вертолётов налажен на мощностях авиационного завода, расположенного в Улан-Уде.
Лётная жизнь этой машины началась в 2014 году, когда 4 экспериментальных образца приступили к испытаниям. Тестирование проходило по 6 программам, необходимым для прохождения сертификации. Новинка с честью выдержала все испытания, и была аттестована «А», предполагающей наиболее жёсткие требования, предъявляемые к машинам гражданской авиации. Например, согласно одному из заявленных требований, вертолёт должен выполнять взлёт с максимальной загрузочной массой при отказе одного двигателя. Познакомимся с Ми-171а2 более детально.
Немного истории
По своим эксплуатационным характеристикам, Ми 171а2 является результатом глубокой модернизации вертолётов Ми-8 и Ми-17. Для справки: Ми-8 считается самой востребованной и массовой машиной, которая широко используется в гражданских и военных целях. Первой ласточкой в этой серии стал Ми-11, который выпускался в гражданской и военной версиях. При создании этой модели, за основу был взят легендарный Ми-8, однако, были изменены практически все узлы, включая фюзеляж. Работы над модификацией начались в 1985 году, запуск в серийное производство в 1991.
При создании Ми 171а2 перед конструкторами ставились вполне конкретные задачи по снижению производственных расходов и повышения лётных характеристик. При этом новинка должна удовлетворять всем критериям, предъявляемым к современным вертолётам. По мнению экспертов, конструкторское бюро справилось с поставленными задачами на отлично. Это подтверждает презентация возможностей новинки на авиакосмическом салоне МАКС-2017, когда вертолёт без отрыва от демонстрационной программы совершил ещё 8 показательных полётов.
Целевое применение
По своим тактико-техническим характеристикам, Ми-171а2 ориентирован на выполнение широкого спектра поставленных задач. В частности, вертолёт может выпускаться в следующих вариациях:
- Поисково-спасательная.
- Пожарная.
- Медико-эвакуационная.
- Грузопассажирская.
- VIP-перевозки.
При этом машина способна выполнять полёты вне зависимости от метеоусловий и времени суток, может использоваться в высокогорных районах, экстремально жарком климате. При этом внедрение инновационного пилотажно-навигационного комплекса позволило сократить численность экипажа до 2-х человек.
Силовая установка
При работе над проектом, в базовую конструкцию было внесено более 100 существенных изменений, направленных на повышение эксплуатационных качеств. В частности, на Ми-171а2 устанавливаются более производительные двигатели, что автоматически привело к полной переработке узла трансмиссии. На эту модель вертолёта устанавливаются силовые установки класса ВК-2500ПС-03. По сути, это гражданская вариация двигателей, которыми оснащаются боевые ударные вертолёты. По сравнению с агрегатами, устанавливаемыми на предыдущие версии, ВК-2500ПС-03 обладают более высоким потенциалом и экономичностью в эксплуатации. Этого удалось добиться благодаря интеграции электронной системы управления FADEC. Кроме этого, двигатели штатно комплектуются системами пылевой фильтрации, способными удерживать до 95% загрязнений воздушного потока. Силовой агрегат дополняется вспомогательными агрегатами класса «Сапфир» 5К.
Отдельно стоит выделить изменившуюся в лучшую сторону несущую часть. Вертолёт оснащается Х-образным рулевым винтом, лопасти изготавливаются из композитных материалов, что в совокупности позволило заметно увеличить тяговое усилие и крейсерскую скорость.
Авионика
Претерпело изменение внутреннее пространство и электроника. В частности, сокращение численности экипажа позволило уменьшить массу бортового оборудования, что привело к снижению стоимости часа полёта. Одним из неоспоримых преимуществ технического оснащения является установка навигационно-бортового комплекса, получившего индекс КБО-17. Эта проектная модель оборудования разрабатывалась специалистами Ульяновского конструкторского бюро приборостроения. В сочетании с предустановленными системами КСЭИС-В1 и СУОВО-В1, бортовая электроника заметно упростила процедуры предполётной и постполётной диагностики основных узлов на предмет выявления неисправностей.
Необходимо отметить, что при разработке КБО-17 основной акцент делался на повышение безопасности полётов. В частности, Ми-171а2 оснащён системой визуального контроля за пассажирским отсеком и внешним пространством, расположенном за кабиной. Это нововведение обеспечивает панорамный обзор, гарантирующий безопасность при совершении посадки в условиях минимальной видимости или высокую эффективность при выполнении поисково-спасательных операций. Данные обзорной системы выводятся на ЖК-мониторы высокого разрешения. Таких дисплеев установлено 5, и они образуют многофункциональную приборную панель.
Окружающее пространство сканирует система ИКВСП-171, сообщающая пилотам данные о давлении, скорости ветра, температуре за бортом. Кроме этого, датчики информируют экипаж о вероятности столкновения с потенциально опасными объектами в критических режимах пилотирования. Благодаря этой системе, вертолет Ми-171а2 может выполнять задания в круглосуточном режиме.
Технические характеристики
Основные характеристики Ми-171а2 выглядят следующим образом:
- Параметры салона: длина/ширина/высота – 6.36/2.34/1.8 метра.
- Объём внутреннего пространства пассажирского отсека – 23 м3.
- Номинальная масса взлёта – 13 тонн.
- Полезная нагрузка – 4 тонны для грузового отсека и 5 тонн на внешней подвесной системе.
- Вместимость – 24 пассажира + 2 члена экипажа.
- Максимальная полётная дальность – 800 километров.
- Потолок взлёта – 6 километров.
- Скоростные показатели: максимальная и транспортная – 280 и 260 км/час.
- Мощность двигателя в режиме взлёта – 2 400 л. с.
- Разброс рабочих температур варьируется в пределах -50/+50 градусов.
Перспективы проекта
По замыслу разработчиков, Ми-171а2 послужит базой для широкого модельного ряда вертолётов многоцелевого использования. Машины ориентированы не только для российского, но и зарубежного рынка. В частности, предполагаются поставки нового вертолёта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Первым иностранным покупателем винтокрылой машины станет индийская компания VECTRA GROUP, которая получит первый вертолёт уже в 2018 году.