Ту-204 СМ - перспективный пассажирский лайнер

4 минуты на чтение

Ту-204СМ - российский среднемагистральный, узкофюзеляжный пассажирский самолет.

Ту-204СМ представляет собой моноплан, конструкцию, где одно крыло располагается по обе стороны его фюзеляжа. Самолет оснащен современной авионикой, позволяющей вести воздушное судно в течение всего полета в директорном режиме, где пилот только корректирует курс исходя из показаний стрелок панели управления. Управление самолетом во многих его аспектах берет на себя компьютер, система СУОСО, облегчая тем самым действия экипажа, который состоит всего из двух человек.

История создания

В начале семидесятых годов прошлого столетия в ОКБ имени Туполева приступили к разработке самолета, который мог бы стать заменой для Ту-154. Однако процесс оказался длительным: не устраивали варианты новых моделей, а распад государственной системы в восьмидесятых привел к разрушению экономики и отсутствию финансирования. Все эти причины затянули создание нового воздушного судна до 1994 года, когда был получен сертификат на модель Ту-204. Эта модель также не вполне удовлетворяла потребителей и разработчиков. Были проведены новые доработки, в результате которых появилась модификация ТУ-204 СМ, внешне похожая на прототип, но отличающаяся от него начинкой.

Первый полет новой версии самолета произошел в 2010 году. Модель получила одобрение у экспертов авиации. Она соответствует требованиям безопасности проведения полетов в РФ и мире и нормативам международных организаций ICAO, ETOPS -120, Евроконтроля.

Авионика

Ту-204СМ – среднемагистральный самолет, оснащенный всеми необходимыми автоматическими системами, исходя из создаваемой концепции «электронный борт». Значительно усовершенствовался принцип работы индикации и сигнализации. В качестве примера можно привести такой факт: в случае непроизвольного нажатия пилотом управления тормозной системой при взлете, как случилось в трагическом случае с ЯК – 42 в Ярославле, срабатывает звуковое оповещение, заставляющее летчика принять срочное правильное решение.

На самолете установлена система БСТО, которая передает информацию на землю о положении на борту, контролирует работу приборов и систем, действия экипажа во время полета. Внедрена новейшая разработка цифровой системы измерения воздушных данных, которая более эффективна и отличается повышенной надежностью. Навигация Ту-204СМ осуществляется в автоматическом режиме в вертикальной и горизонтальной плоскостях.  

Силовая установка

На самолете установлены новые двигатели 2 ТРДД Соловьев ПС – 90А2, продукт совместной разработки ОАО «Пермского моторного завода» и американской компании «Pratt – Whitney». По сравнению с прототипом мотора ПС- 90А, они отличаются установкой турбины высокого давления и современной автоматической системой управления.

Новые силовые агрегаты имеют больший эксплуатационный ресурс, надежность и являются более экономичными. Они более стабильны в работе в режиме повышенных температур, работают с большим запасом надежности, в том числе и в условиях обледенения. Два турбовинтовых двигателя (ТВД) располагаются на пилонах под крылом ТУ – 204СМ и обладают тягой по 16 тыс. кгс.

Отличием от прежних моделей является размещение на борту новой ВСУ (вспомогательной силовой установки) ТА-18-200, производства ОАО «Аэросила» г. Ступино. Теперь она может включаться работу во время полета на большой высоте. На самолете применили новую систему дублирования генераторов электроснабжения, которая срабатывает в случае отказа основной.

Надежная конструкция штурвала нивелирует боковые движения, возникающие в зоне турбулентности, на устройство и позволяет осуществлять намеченный курс. Для снижения массы воздушного судна при производстве во многих частях самолета были применены облегченные композиционные материалы из углепластика, установлено облегченное шасси. Приборная панель стала более эргономичной. Пилотам стало удобнее управлять воздушным кораблем. Этому способствуют увеличенные размеры мониторов. 

Салон

Салон ТУ -204СМ в моноклассном варианте способен разместить до 215-ти пассажиров или 23 тонны груза. Также предусмотрено разделение салона на два класса. В этом случае на борту имеется 12 кресел для ВИП - персон и 164 стандартных варианта. Для пассажиров созданы комфортные условия пребывания во время полета: отделка корпуса самолета высококачественным шумоизоляционным материалом, в салоне размещены удобные полки для багажа, ауди и видеоустройства, светодиодное освещение.

Кстати, свою внешнюю и внутреннюю привлекательность самолет продемонстрировал в новом варианте фильма «Экипаж», где две единицы Ту-204 СМ принимали участие. 

Технические характеристики

  • Приведем основные параметры воздушного корабля.
  • Длина самолета – 46 200 мм.
  • Масса (незагруженного) – 60 500 кг.
  • Максимальный вес при взлете – 105 000 кг.
  • Вес горючего при полной загрузке – 35 800 кг.
  • Крейсерская скорость – 850 км/час.
  • Дальность реальная – 6 500
  • Дальность с максимальной нагрузкой – 3 600 км.
  • Практический потолок высоты – 12 100 м.
  • Длина взлетно-посадочной полосы –1 950 м.
  • Проектная эксплуатация – 60 000 летных часов, 25 000 посадок и 25 лет работы.

Новая модель существенно увеличила свой ресурс по сравнению с ТУ – 204, у которой были показатели 45 тыс. лет/час и 20 лет эксплуатации.
Самолет может находиться в воздухе без дополнительной заправки около 9-ти часов.

Что в перспективе?

В результате получился интересный по своей оснастке, современный самолет, имеющий неплохое будущее. Так на авиасалоне МАКС-2013 виден был интерес к модели и были подписаны ряд контрактов на поставку самолета.

Однако пробиться на рынок авиастроения в наше время чрезвычайно сложно. К тому же в Ту-204СМ есть некоторые недостатки, которые мешают ему достойно конкурировать с зарубежными аналогами. Можно назвать излишнюю массу самолета, меньшую дальность полета и вместимость, чрезмерные финансовые затраты на производство, небольшое практическое использование, порождающее недоверие у потенциальных покупателей. Но даже это все могло бы со временем быть исправлено кроме одного момента - Авиастар не может делать Ту-204СМ в достаточном количестве и вряд ли сможет в ближайшие годы, чтобы попытаться стать серьезным игроком даже на рынке СНГ, так как производственные мощности серьезно загружены и другими моделями, и скорее всего самолет останется нишевым продуктом для государственных нужд, да к тому же в ОАК уже давно сделали ставку на МС-21.

Хочется верить, что модель найдет достойное применение в отечественной и мировой воздушной авиации.

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Подробности Категория: Новости Опубликовано: 18.03.2017 Красное Сормово заложит второй круизный лайнер проекта
Подробности Категория: Будущее Опубликовано: 16.03.2018 Перспективный проект истребителя АТН-51 «Черная Чума» АТН-51
ЭГ2Тв "Иволга" - перспективный российский двухсистемный электропоезд городского и пригородного сообщения. Выпускается на Тверском