- Подробности
- Категория: Танки и Бронемашины
- Опубликовано: 14.07.2016
Танк Т-90СМ «Прорыв» – русское оружие победы
Любую войну приходится оканчивать на территории врага. Без наступательной наземной операции сделать это невозможно. Средством достижения цели является танковый прорыв. Танк на случай полномасштабной войны у России есть – это Т-90СМ. Он превосходит всех своих иностранных конкурентов в классе, может производиться в достаточном количестве и служит равноценным паритетом для сдерживания НАТО. Но он серьёзно уступает отечественному танку следующего поколения Т-14 «Армата».
История предшественника
Традиции побеждать заложены в Т-90СМ его предшественником Т-72. С кого же ещё брать пример? А сколько резервистов и добровольцев со всего мира (знающих Т-72 и Т-90) могут помочь России в трудную минуту. Современный «Прорыв» создан на базе проверенного в многочисленных боях танка Т-72. Он победитель ирано-иракской войны (1980 – 1988 гг.), где английские «Чифтен» и «Скорпион», американские М47, М60А1 не составляли ему конкуренции (Ирак приобрёл в СССР 1100 Т-72/М/М1, выигравших все сражения, иранские военные признали в боях полное превосходство наших танков). В Ливане в 1982 г. Израиль получил отпор от Сирии уступив танку Т-72. В результате Ливия, Сирия и Ирак (у иракцев Т-72М1 был назван «Вавилонский лев») получили лицензии и производили эти машины для себя.
Именно преимущество боевых и эксплуатационных характеристик танков производства СССР стало причиной появления у американцев принципиально нового танка М1А1/НА. В «Буре в пустыне» США отреагировало на вторжение иракцев в Кувейт только через полгода, заменив за это время М1/IP на «Абрамсы» (У иракцев для Т-72М1 не было советского снаряда для пробития брони из обеднённого урана, велись ночные танковые бои, т.к. днём небо контролировала американская авиация. В ночных сражениях преимуществом стали тепловизоры, установленные на танках США.). Но продвижение вглубь Ирака американских танков было остановлено у своих границ, из-за большого количества потерь «Абрамсов». Ирак имел опыт противостояния 120 мм английской пушке L11А5, и изготавливал сварной экран для лобовых частей своей машины. А ещё использовалась противопожарная система французского производства и китайский противооптический генератор (аналог «Шторы» имевшейся тогда в СССР).
Т-72 проверен и другими войнами: воевал в Югославии (1991-1995; 1998-2001 гг.), Чечне (1994 – 1995 гг.), Нагорном Карабахе (1991-1994 гг.), Шри-Ланке и Сомали (1997), Южной Осетии (2008 г.), Ливии (2012 г), Судане (2012 г.) и сегодня в Сирии. Всё время боевой опыт анализировался и учитывался конструкторами «Уралвагонзавода» при создании новых модификаций. В 1991 г. создана последняя модификация Т-72БУ, в 1992 г. она появилась в армии как Т-90.
Испытания Т-90
Испытания (испытатели Анатолий Бахметов и Дмитрий Михайлов)
Не секрет, что техника проходит испытания (исследовательские и приёмочные). Программа для Т-90 была очень сложной. Вначале были «тараканьи бега», т.е. максимально заправив топливные баки, предстояло пройти испытания на бетоне. Заправлено 1700 л, безостановочно пройдено 728 км (запас хода заявлен 600 км.). Это результат использования уникальной в мировой практике моторно-трасмиссионной установки и в способе управления движением. На шоссе нагрузка на все узлы танка максимально-разрушающая, пройдено было 3500 км, средняя скорость 49 км/ч (каждые 4 ч. смена экипажа за 2 мин.). В практике только с Т-72 никогда не слетали гусеницы («болезнь» Т-64-х), даже в тяжёлых горных или городских условиях. А Т-90 получил лучшую конструкцию, с резиновой беговой дорожкой (от Т-80) для бандажей катков. К примеру, на 2016 год лучшему танку НАТО «Леопард2А7» нужно 6 раз сменить гусеницу (каждые 1000 км) сравнительно русского Т-90 (6000 км).
Испытания продолжились ночным пробегом 250 км., силовая установка охлаждалась 35-ю л. жидкости, вместо положенных 90 литров. Механик-испытатель А. Шопов отметил надёжность двигателя при перегреве. На практике были случаи утечки всей охлаждающей жидкости и танк мог проехать 2,5 км (в том числе Т-72). И зимний запуск мотора был надёжен ещё со времён Т-72. Это указывает на отличную систему смазки двигателя. Для массы танка до 50 т двигателя В-84 было достаточно, но Индия заказала на Т-90 более мощную силовую установку. Следующим этапом проверки Т-90 стал 8-ми часовой пробег по ямам и ухабам с включённой системой управления огнём. Испытатели выжимали всё, стабилизатор пушки визжал от перегрузок, постоянно срабатывал гидростопор. Наводчик вращал башню на 3600 каждые 2,5 минуты (режим «перебросочной скорости»).
Человеческий фактор может стать решающим в конструкции, с Т-90 такого не произошло. Во время 1-го из испытаний в Туркмении солдат срочной службы повёл танк «бережно», чтобы не ремонтировать машину, на это его «надоумил» представитель завода (из-за боязни провалить скорейшую приёмку). Опытные товарищи объяснили, что от испытания машины зависят жизни людей и выполнили свои обязанности до конца. Танк проходил многоразовые и всесторонние испытания. Зимой в Сибири машину повёл неопытный механик-водитель (он до этого 2 дня находился в качестве пассажира-наблюдателя), с задачей справился за 2 часа, метровый слой снега снизил скорость движения танка до 23 км/ч.. Прошло 7 дней и солдат преодолевал длинные заснеженные участки слоем до 1,5 м, со скоростью приближенной к профессионалам 35 – 41 км/ч.
Основные узлы
- Ходовая. Танк Т-90 ввёл такое понятие «Летающий танк», прыгая с 2 м. трамплина, он опускается днищем почти на всю высоту клиренса 49 см и делает второй прыжок не останавливаясь, продолжает движение. Гребёнку проходит на полном ходу. Такую нагрузку на гидравлику и торсионную подвеску, кроме нижнетагильской машины никто не выдержит. В пустыне он легко проходил по слоям пыли 20 см. Преодолевает вертикальную стену высотой 1 м. и легко поднимается вверх под углом 300.
- Корпус. Конструкция корпуса Т-72, габариты по стволу*длина*ширина (9530х6860х3795 мм), высота по уровню башни 2280мм. Предшественник прославился живучестью и передал её на Т-90. Конструкция защищена несколькими ступенями: встроенная динамическая защита (35 лет назад эффективно применялась и навесная, но трагедия в Чеченской войне 1994 г. в том, что солдат отправили в бой без неё). Танк может выдержать десятки попаданий от всех типов иностранных танков, РПГ и ПТУРов и вернуться в строй. Неудачное расположение ствола башни над люком механика-водителя не приносит практического вреда. В случае повреждения гидропривода вертикального наведения (ствол ложится на люк) казённик упрётся в люк башни и освободит место, чтобы водитель быстро покинул танк. Пожар, возникший в башне, воспламенит заряды за 30 секунд (худший вариант, а вообще 15 – 20 мин.), из Т-90 легко выбраться. Это всё из практики боевого Т-72.
- Двигатель. Двигатель В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. – это последняя модификация выносливого мотора работающего на дизельном топливе, керосине, бензине (а также подсолнечное масло, спирт и т.д.). Мощности для машины весом 48 т предостаточно, есть резервный запас для утяжеления, если потребуется.
Боевые характеристики Т-90СМ
Возможности создания боевых машин России кардинально отличаются от западной моды. По американскому принципу в НАТО защитой является большая масса брони. С учётом прогресса орудий, ракет и снарядов увеличение толщины брони становиться бесперспективным решением.
- Боекомплект. В боевой укладке 22 выстрела 4-х типов (можно комплектовать на выбор), заряжание раздельное, ещё 20 расположены в корпусе и башне. Вращающийся автомат заряжания (АЗ) не нуждается в дополнительных регулировках. Загазованность снижена благодаря механизму выброса стреляных поддонов и использованию частично сгораемой гильзы. Также имеется: 2000 патронов калибром 7,62 мм к спаренному пулемёту; 300 патронов калибром 12,7 мм для ЗПУ; 450 шт. п. 5,45 мм для АКС74; 10 ручных гранат; сигнальные ракеты и пистолет для них.
- Возможности эффективного применения танка. Максимальная скорость 68 км/ч. Передвижение под водой на глубине до 5 м, в брод до 1,8 м. Прицелы СУО «Калина». Пулемёт ПКТ (6П7К). Спутниковая система ГЛОНАСС. Обнаруживает танк противника визирным каналом на 5000 м и тепловизорным на 3500 м. Защита от ядерного массового поражения ПКУЗ-1А, быстродействующая система пожаротушения. Наличие дизельной генераторной установки. Электронномагнитная защита от средств РЭБ
Вооружение Т-90СМ
- Пушка. УБМ «Прорыв» даёт возможность для установки взаимозаменяемых моделей пушек 2А46М-5 или 2А82, где транспортёр АЗ находится возле днища. Предшественник Т-72 оснащался пушкой с быстрым износом, у Т-90 ситуация совсем другая, она рассчитана на 1200 точных выстрелов. Угол по вертикали 400. Скорость поворота башни 400/сек.
- Выстрел БПС (бронебойноподкалиберный снаряд). На вооружение последние разработки (длинные БПС) с выстрелом ЗВБМ22 и 3ВБМ23, стержень длиной 740 мм. для пробития танка с комбинированной защитой. Снаряд ЗБМ59 «Свинец-1» или ЗБМ60 «Свинец-2» с трассером расположен в гильзе 4Ж96 «Озон-Т» со сгорающим корпусом. Этот тип боеприпасов для уничтожения танков весом более 70 т с активной защитой, он не оставляет шансов всем современным Западным танкам. С 2000 м стержень проникает в однородный материал на 650 мм. Дальность стрельбы 3220 м.
- Выстрел БКС (бронебойно-кумулятивный снаряд). Выстрел ЗВБК16 с кумулятивным снарядом ЗБК18М предназначен поражать бронированную цель без защитных экранов на любом расстоянии. Кумулятивная струя прожигает броню и брызгами расплавленного металла поражает живую силу и оборудование. Выстрел ЗБК29М поражает хорошо бронированные цели, в том числе укрытые защитным экраном и танков комплектуемых динамической защитой и маскировочной завесой.
- Выстрел ОФ (осколочно-фугасный). Выстрел ЗВОФ77В с осколочно-фугасным снарядом ЗОФ54 с трассером поражает полевые укрепления, живую силу и другие нетяжело бронированные цели. А также выстрел ЭВШ7 со снарядом ЗШ7 «Ворон» с ЭДКВ (электронные дистанционные контакты взрывания) от НИИ «Поиск» ЗВМ17 для шрапнельных и осколочно-пучковых снарядов и ЗВМ18 для осколочно-фугасных снарядов.
- «Длинная рука» Выстрел УР (управляемой ракетой). Ракета 9М119М1 предназначена поразить танки и малоразмерные цели, в том числе низколетящие вертолёты, скомплектованы с метательным устройством на расстояние 5000 м.
Коммерческий проект в судьбе Т-90
С 1992 г. производство нижнетагильского уникального танка стало под угрозой. Военный атташе в России 28.06.1993. передал секретную информацию в ЦРУ, что лучший танк в мире по дальности стрельбы и защищённости Т-90 не будет выпускаться минимум 10 лет. И если бы не усилия главного конструктора Владимира Ивановича Поткина так бы и произошло. Выходом из ситуации (отсутствие финансирования) стал коммерческий проект Т-90. Это давало возможность вовремя получить его для Армии России. В.И. Поткин лично проводил переговоры с представителями Индии. После неудачной попытки самостоятельно разработать новый танк для гористой местности индийцы рассмотрели предложения других стран.
В 1999 г. после долгих переговоров представители «Уралвагонзавода» согласились на невыгодную цену, стоимости контракта хватало только на заработную плату и переоборудование производства для нового танка. Но ещё нужно было пройти испытания, чтобы убедиться в преимуществах именно российского образца. В пустыне Тар и горах Аравалли (штат Индии Раджастхан) прошли испытания Т-90С. Индийские испытатели составили максимальную программу, чтобы ломалось всё, что только можно. Удивлением для них стало, как в полевых условиях в течение нескольких часов русские механики произвели ремонт двигателя.