Сверхтяжелый самолет Бе-2500

4 минуты на чтение
Подробности
Категория: Разработки и открытия
Опубликовано: 22.09.2016

 Сверхтяжелый самолет Бе-2500

В 2010 году генеральный директор Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Бериева заявил о возвращении к разработке проекта трансокеанского экранолета под названием Бе-2500. 2500 – это взлетная масса в тоннах, при этом максимальная нагрузка составляет 1000 тонн. Сегодня это в 5 раз больше чем у Ан-225 Мрия. Первоначальная цель Бе-2500 это трансатлантическая доставка грузов в контейнерах. Однако конструкторы говорят, что возможно также и военное применение, как, к примеру, экраноплан КМ(Корабль Макет). В таком случае за один полет можно будет переправить дивизию в полном личном и техническом составе.

Предыстория и назначение

Работа над конструкцией такого рода аппарата велась с 80-х годов прошлого века. Однако в связи с экономическими и политическими потрясениями 90-х – 00-х годов работа над проектом была остановлена. Разработка и создание этого гиганта может продолжаться 15-20 лет, однако уже сейчас известно о существовании двигателей способных поднять и вести в воздухе такую машину.

Как и все экранопланы, Бе-2500 проектируется по схеме «летающее крыло». Это позволяет использовать «экран» из воздуха, который сжимается под крылом самолета. Такая конструкция позволит летать над любой поверхностью на высоте нескольких метров. Из-за специфики назначения Бе-2500, доставка грузов через океан, он будет также оснащаться возможностью садится/взлетать с воды. По классификации такие самолеты нельзя называть самолетами – это морские суда. Однако Бе-2500 экранолет, а это значит, что он может летать и в «самолетном» режиме. Такая возможность позволит выводить космические корабли в верхние слои атмосферы. Но основными целями остаются доставка грузов, спасение людей, борьба со стихийными бедствиями, разведка и добыча полезных ископаемых в зоне шельфов и архипелагов.

БЕ 2500 самолет

Технические возможности

Взлет планируется обеспечить шестью двигателями с помощью эффекта поддува – струи газов поддуваются под крылья, обеспечивая подъем. Для этого четыре двигателя расположены на носовом оперении. Максимальная скорость на экранном режиме будет составлять 450 км/ч, «самолетном» - 770 км/ч. Взлетная полоса должна составлять 10 км – огромное расстояние для подъема. Самолет Бе-2500 поистине гигант авиастроения. Размах крыла - 125,51 м, длина - 115,5 м, для сравнения габариты крупнейшего самолета Ан-225 - 88,4 м и 84 м соответственно. Такие размеры сравнимы с ракетными крейсерами и делают судно очень уязвимым в условиях войны, но оно обладает «невидимостью» для радаров, как и все экранопланы. Дело в том, что в основном радары засекают цели выше 100 метров, в такой ситуации экраноплан может незаметно для наземных локаторов подойти, высадить десант и скрыться. За это основное качество, в сочетании с грузоподъемностью, военным понравились аппараты таких конструкций.

БЕ 2500 самолет

Препятствия к воплощению проекта в жизнь

Но воплощение в жизнь этого проекта тормозится по ряду причин. Во-первых, примерные затраты на этот проект – около 10 млрд долларов. Для сравнения, затраты на возобновление производства Ан-124 «Руслан» составят примерно 560 млн долларов. Такое большое капиталовложение может, конечно, окупится, но произойдет это только в далеком будущем. Это основной недостаток данного проекта. Но не стоит ставить крест и жечь мосты. Со стратегической точки зрения такой аппарат может оказаться куда более полезным.

Во-вторых, по предварительным договоренностям с Самарским научно-техническим комплексом имени Кузнецова, экранолет должен был оборудоваться двигателем НК-116 тягой до 100 тонн, но опять же перепетии 90-х годов не оставили шансов на воплощение задуманного. На данный момент возможно использование мотора зарубежных производителей, наиболее приемлемые это Rolls-Royce Trent 800 и General Electric серии GE90. Кроме того нужно уделить особое внимание созданию коррозионно-стойких материалов, сплавов, провести дополнительные исследования по части аэро- и гидродинамики, а все это повлечет большие капиталовложения на этапе научно-технической разработки. Даже если все это не будет осуществлено и проект Бе-2500 так и останется в чертежах, новые решения, полученные в результате его разработки, могут быть использованы в других перспективных проектах.

БЕ 2500 самолет

Что подталкивает Россию к разработке Бе-2500

Возможно, решающим фактором, все-таки подтолкнувшим к созданию Бе-2500, может стать то, что Америка тоже разрабатывает подобный самолет-амфибию под названием Boeing Pelican. По характеристикам он практически идентичен с отечественной разработкой (взлетная масса 2700 т, нагрузка 1200-1400 т), однако основное его назначение – десантирование войск. К примеру, он может перебросить дивизию от Америки к Ираку за сутки, когда обычными методами транспортировки это время растянулось на месяц. Гражданские задачи останутся те же, но эта разработка сможет взлетать и садится только с оборудованного авиапорта, для этого под фюзеляжем смонтировано 38 стоек шасси. Воплощение «заимствованных» американцами советских сложных технологий – длительный и трудоемкий процесс, у России есть время решить важную для обороноспособности страны задачу.

Vk Ok Twitter Telegram Whatsapp

Похожие записи:

Самолет ЯК 130 - основной учебный самолет ВВС России, но при этом способный выполнять боевые задачи. Первый военный самолет, полностью
Самолёт-амфибия Бе-103 - легкий самолет-амфибия, разработанный в 90-ых годах, один из самых неприхотливых самолетов в мире. История
Подробности Категория: Самолеты Опубликовано: 05.01.2018  Ил-276 - Военно-транспортный самолет для перевооружения