Предпосылки проекта 20380
Довольно длительное время, у российского флота не было многоцелевых сторожевых кораблей, которые могли выполнять служебно-боевые задачи в прибрежной зоне. Первой попыткой занять пустующую нишу, стала разработка проекта 12441 класса «Новик». Корабль был утверждён к строительству в 1991 году, и должен был стать самым совершенным судном, оснащённом по последнему слову техники. Однако в 1991 году великая страна распалась, и в перспективный проект начали вноситься изменения. Модернизация предусматривала улучшение ходовых и боевых характеристик, однако вместе с мощностью увеличивалось и водоизмещение. В результате «Новик» стал слишком неповоротлив для ведения боя в прибрежной зоне, проект не был завершён, и корабль переквалифицировался в учебный. С учётом допущенных ошибок, в 2001 году был запущен проект 20380, целью которого было создание дешёвого и многоцелевого корабля.
История создания
После неудачи с «Новиком» был запущен конкурс на создание малых сторожевых кораблей для ближней морской зоны. По международной классификации, такие суда называют корветами. Выиграло конкурс проектное конструкторское бюро «Алмаз». Первым в этой серии стал корабль «Стерегущий», который сошёл со стапелей «Северной верфи». В его создании принимало участие порядка 70 НИИ и промышленных предприятий. Спустя некоторое время, было заложено ещё три судна этого класса: «Сообразительный», «Бойкий», Стойкий».
Корвет «Совершенный» начал создаваться в 2006 году, его созданием занимался Амурский судостроительный завод. Первый спуск на воду произошёл в 2015 году, и корабль отправился в достроечный док. Ходовые испытания начались в январе 2017, а уже в марте того же года «Совершенный» продемонстрировал боевые стрельбы в ходе государственных испытаний. Корабль справился с задачей на «отлично» поразив макет корабля противника комплексом «Уран», отбил условную атаку ракеты-мишени, выпущенной с борта ракетного катера.
С 20 июля 2017 года, «Совершенный» включён в состав Тихоокеанского флота, 4 предыдущих корабля этого проекта проходят службу на Балтике.
Особенности и целевое применение
Ключевое предназначение сторожевиков проекта 20380 заключается в следующем:
- Патрулирование ближней морской зоны.
- Ведение боя с надводными и подводными целями.
- Поддержка морского десанта.
- Нанесение ракетно-артиллерийских ударов по морским и сухопутным объектам.
- Блокирование кораблей противника.
Инновационной особенностью этого класса кораблей является модульная конструкция, позволяющая устанавливать на борту новые образцы вооружения с минимальными временными и финансовыми затратами на модернизацию. Благодаря такому решению, судно не устареет в течение 30 лет, продолжая оставаться грозным и современным противником.
Конструкция
В конструкции судов проекта 20380 реализованы несколько технологических решений. В частности, гладкопалубный стальной корпус с новыми обводами подводной части. В результате конструкторам удалось заметно уменьшить сопротивление воды, сэкономив мощность двигателя при манёврах. Надводная часть претерпела серьёзные изменения, что позволило использовать мощную, но лёгкую силовую установку, высвободив порядка 20% водоизмещения для боевой части.
Закрытые сооружения палубной части выполнены из композитных материалов на основе углеродного волокна. Это делает корабль практически незаметным для радиолокационных систем противника, снижает вероятность возгорания надстройки. В задней части размещается площадка для вертолёта КА-27 с ангаром и 20-тонным запасом топлива для винтокрылой машины. Это принципиально новое решение для кораблей этого класса.
Сердце корабля – двухвальная силовая установка, состоящая из двух дизельных агрегатов 16Д49, дополненных реверсивными редукторами. ГЭУ (главная энергетическая установка) управляется микропроцессором, что позволяет оптимизировать работу двигателей и снизить уровень шума при работе. Аналогичная технология применяется на атомных подводных лодках последнего поколения, делая их незаметными для гидроакустического поиска.
Тактико-технические характеристики
Основные параметры корвета «Совершенный»:
- Длина – 103.7 м.
- Ширина – 13 м.
- Осадка по борту – 8.6 м.
- Водоизмещение – 2 200 т.
- Экипаж (включая экипаж вертолёта и техников) – 99 человек.
- Скорость: экономная/максимальная – 14/27 узлов.
- Дальность хода в автономном режиме – 4 000 морских миль.
- Суммарная мощность спаренной силовой установки составляет 17 140 кВт, ресурс двигателя: 50 000 моточасов.
Вооружение
На борту корабля установлены:
- Противокорабельный комплекс «Уран-У».
- Противоторпедное вооружение: «Пакет-НК».
- Оружие ближнего боя: гранатомёты ДП-64, тумбовые пулемёты, калибром 14-5 мм.
- Зенитно-ракетные комплексы: «Кортик-М», «Игла» (переносной).
- Вертикальная пусковая установка «Редут».
- Артиллерийские установки А-190 и АК-630М-06.
В качестве радиолокационного вооружения и систем управления используются:
- Комплекс связи «Рубероид».
- Управляющая система «Сигма-20380».
- Станция установки радиопомех ТК-25.
- Радиолокационные станции «Пал-Н» и «Фуркэ-2».
- Целеуказатель «Монумент-А».
- Акустическая станция «Минотавр-М».
- Гидролокатор звукового обнаружения «Заря-2».
- Система спутниковой навигации.
- Кроме этого, на корабле установлены 4 комплекса постановки пассивных помех ПК-10 класса «Смелый».
Перспективы проекта
В рамках проекта 20380 запланировано строительство 24 кораблей, которые будут распределены по всем флотилиям. Серийные суда будут оснащаться зенитно-ракетными комплексами средней дальности, которыми будет заменён ЗРК «Кортик-М», планируется установка противокорабельных ракет класса «Оникс» или «Калибр».
Кроме этого, на базе проекта запланировано 5 модификаций боевых кораблей:
- 20380П – сторожевой пограничный корабль.
- 20382 – экспортный вариант малого сторожевого судна с кодовым названием «Тигр». Здесь предусмотрена установка упрощённых систем вооружения с последующей заменой под аналоги иностранного производства.
- 20383 – пограничный корабль.
- 20385 – усовершенствованный аналог базовой модели.
- 20386 – корвет нового поколения с возможностью размещения на борту беспилотных летательных аппаратов.
Безусловно, создание кораблей проекта 20380 открыло новую страницу для российского военного флота.