- Подробности
- Категория: Малые суда, катера
- Опубликовано: 17.12.2017
Катер Амур - лучший друг рыбака
"Амур" - это моторный катер для рыбаков и любителей водного туризма, используемый на реках и хранилищах с пресной водой. Можно использовать, когда высота воды не более 1,2 метра. Катер производился в 1968-2006 г. на авиазаводе имени Юрия Гагарина. Существуют различные его варианты: каютный "Амур-2" и открытый "Амур-3", а ещё "Амур-М" и "Амур-Д". Именно "Амур-М", очень хорошо переносящие морской климат, начали производиться уже с 1978 года.
Абсолютно все Амуры имеют в комплекте стационарный двигатель "Москвич-412", который действует на бензине АИ-93. Удельный расход топлива у них составляет 225 г/л. с.*ч. Учитывая штатную емкость бензобаков в 100 литров, расстояние, которое такой катер может проплыть, равняется 200 километрам. Модификации снабжаются поворотно-откидной колонкой, чтобы выносить на корму гребной винт.
Для своего времени катер относится к премиум-сегменту. В 1971 г. цена на него составляла 2400 рублей, тогда это было примерно как на автомобиль. Сейчас судно уже не так востребовано, потому что имеются сложности с его техобслуживанием, но опытные владельцы находят способы поменять мотор, переделать кокпит, провести обработку против коррозии. В целом отзывы про Амуры остаются положительными.
За примерно 40 лет производства главные характеристики катеров "Амур" не менялись, часто повторялись даже внешние их параметры, так что рассмотрим для примера одну из лучших модификаций "Амур-Д" с поворотно-откидной колонкой.
Катер Амур-2
Технические характеристики:
- Длина - 5 с половиной метров.
- Ширина - 2 метра.
- Скорость - 40 километров в час.
- Вмещает до четырёх пассажиров и рулевого.
- Полезная масса катера составляет 500 килограмм, а снаряженная 660.
- Вместимость бака равна 100 литрам.
- Мощность мотора "Москвич-412" составляет 60 лошадиных сил.
- Осадка - полметра, полная габаритная высота - 1,4 метра.
- Водоизмещение - 1 тонна.
Катер Амур-3
Корпус и основные узлы
"Амур" - это трехобъёмный катер. Форпик в нём закрыт плоской палубой и от кокпита отделяется специальной переборкой, которая добавляет корпусу жёсткости. Главная задача форпика - выполнять роль герметичного багажника. Доступ в форпик возможен через люк на палубе. Катерный просторный кокпит имеет кормовый диван и два сиденья спереди. Рулевое управление там слева. Раскладные сиденья дают команде два комфортных места для сна. За кокпитом идёт моторное отделение больших размеров.
Катер имеет клепано-сварной корпус, магниево-алюминиевый сплав. Палуба и рубка в нем из дюралюминия Д16АТ. Остроскулые обводы катера имеют у транца умеренную килеватость днища. Толщина металла у бортов - полтора миллиметра, а у днища до двух с половиной миллиметров. Жесткость корпуса гарантирована благодаря целым десяти шпангоутам, а непотопляемость с помощью проложенных на бортах блоков из пенопласта.
В бортах кокпита имеется два топливных бака, каждый из которых имеет ёмкость до пятидесяти литров. В незанятых бортовых нишах размещаются багажные отделения, на их полочках можно легко найти место для вещей небольшого размера.
Моторный катер "Амур" имеет электрический стартер. Все приборы управления там снабжены подсветкой, имеют звуковой сигнал, фара-прожектор и сигнальные огни. Электричество там идет от батареи аккумулятора из моторного отсека или от генератора. Напряжение равняется 12 вольтам, а максимальная сила тока в 40 амперов. Уже после базовой все модификации снабжались складным тентом, хранящимся между моторным отсеком и диванным подголовником. Как правило, такой тент делается вентилируемым, непроницаемым для воды и каркасным. То есть он используется лишь на длительных стоянках.
Преимущества и недостатки
Итак, начнём с достоинств. "Амур" имеет неплохие архитектуру и обводы, весьма просторный кокпит, багажный и моторный отсеки значительного размера. Хорошо выполняются все приводы дистанционного управления. Обводы корпуса дают возможность двигаться с наивысшей скоростью при волне до сорока сантиметров под любым углом, и при этом не забрызгивается кокпит. Замечательно сделан защитный тент.
Серьёзный недостаток - это то, что нет заднего хода и нейтрали. Такая конструкция редуктора не дает возможности резко гасить скорость или давать задний ход, чтобы катер держался на месте. Потом, если нужна регулировка двигателя, прогрев его без нагрузки и тому подобное, надлежит выжимать сцепление. А из-за этого в механизме сцепления быстро изнашивается и портится упорный графитный подшипник, что указывается и в инструкции по использованию двигателя и в его описании. Другой важный недочёт - двигатель переохлаждается, т. к. температура воды в охлаждающей системе не повышается более 40 градусов Цельсия.
Можно сделать вывод, что катер "Амур" - это плавательное средство по доступной цене, при умелой доработке способное порадовать своими характеристиками опытного владельца или дать возможность новичку учиться управлять водным транспортом.