Зарождение мировой легенды
Находится завод в городе Санкт-Петербурге. Он был создан в 1801 году, и в этом же году с его производственных линий вышло первое пушечное ядро для нужд российской армии. Изначально завод специализировался на чугунолитейном производстве артиллерийских боеприпасов (пушечных ядер). В 1812 году завод приступил к разработке своего машиностроительного отдела, и развернул изготовление паровых двигателей. В то же время специалисты завода начали работать над художественным литьем, что позволило ему участвовать в создании архитектурных комплексов и памятников в Санкт-Петербурге и его пригородах. В ноябре 1824 года Санкт-Петербургский литейный завод был практически разрушен наводнением, и изо всех сил стремился выжить в течение следующих сорока лет. В 1868 году завод покупает известный российский инженер и предприниматель Николай Путилов. Ему удалось в течение 12 лет превратить старый металлургический завод в многопрофильный машиностроительный завод.
Очень быстро завод стал основным поставщиком рельсов для российской железнодорожной отрасли. В число его специализаций вошла также выплавка стали высокого качества. Лидировал в сфере производства:
- боеприпасов;
- вагонов;
- пушек;
- оборудования и деталей для линейных кораблей;
- инструментов;
- крупногабаритных, стальных конструкций;
- различных других промышленных товаров.
В то же время, завод работал над развитием социальной инфраструктуры, открывались больницы, кафе, библиотека, парк и театр, а также создавалась эффективная система профессиональной подготовки. При Путилове завод диверсифицировал свою продукцию, и заложил основы своего собственного бренда, используя усовершенствование профессиональных навыков своих рабочих, и создание уникальных и современных технологий своего времени.
Вторая половина 19-го века
На заводе также выпускались подвижные составы для железных дорог. Во время индустриализации 1890-х годов производство стало активно увеличиваться и расширяться. Количество рабочих мест возросло вчетверо, достигнув 12400 человек в 1900 году. Завод традиционно производил товары для российского правительства и железнодорожную продукцию. Начиная с 1900 года, он также начинает производить крупные партии почти всего необходимого объема артиллерийского оружия для Российской императорской армии. С тех пор многие поколения сотрудников Путиловского завода создали тысячи новаторских транспортных средств и моделей промышленного оборудования, которые сильно опережали свое время. Все силы направлялись на достижение производственных вершин.
До Первой мировой войны завод стал центром российского машиностроения и ведущим производителем в России и Европе:
- локомотивов;
- артиллерийских боеприпасов;
- кораблей;
- турбин.
Революция и первые советские годы
В 1917 году он превратился в гигантское предприятие, которое было самым крупным в городе Санкт-Петербурге. В феврале этого же года забастовки на заводе были частью событий, спровоцировавших Февральскую революцию. Его сотрудники участвовали в рабочем движения в стране, и сыграли важную роль в революционной борьбе и событиях 1905-1907 и 1917 годов. Более чем 10000 сотрудников Путиловского Завода участвовал в гражданской войне, образуя 25 боевых воинских частей - отрядов, полков, батальонов и дивизий. В период коллективизации тысячи рабочих завода были переселены в сельскую местность для создания колхозов.
Его деятельность открывала новые направления технологического развития. Доказательством этого служит тот факт, например, что завод был одним из первопроходцев (в 1913 году) в развитии российского турбостроения и тракторостроения (с 1924 года). В суровых экономических условиях 1920-х годов, завод изготовил оборудование для Волховской гидроэлектростанции. Данный завод также организовал первое в мире полномасштабное производство тяжелых танков (в 1939). Эта традиция определенной модели формирования отношения к работе продолжается и сегодня во всех видах деятельности Кировского завода.
После Октябрьской революции он был переименован в завод Красный Путиловец, известный своим производством первых советских тракторов (Фордзон-Путиловец), созданных на основе трактора Фордзон. После убийства Сергея Кирова в 1934 году завод был переименован в Кировский завод № 100.
Военный период и первые послевоенные годы
До Второй мировой войны завод выпустил около 200 000 тракторов. Во время Второй мировой войны здесь изготавливали танк Т-34. Позже создали Т-80, первый в мире танк с газотурбинным двигателем (1976). Позже завод освоил производство: - больших паровых турбин; - кранов; - машин для строительства тоннелей метро; - подъемного оборудования для плотин и шлюзов; - двигателей для зерноуборочных комбайнов.
Осенью 1941 года большая часть оборудования завода и около 15 000 рабочих с их семьями были эвакуированы на Урал, где работал Челябинский филиал Кировского завода (известный как Танкоград) началось массовое производство: танков, тяжелых танкодромов и самоходных артиллерийских установок. В период с конца 1939 по май 1945 года советские войска получили более 19000 различных видов тяжелых танков и самоходных артиллерийских установок, сделанных на Кировском заводе (около 20% от общего количества бронированных автомобилей, произведенных в стране).
Блокада Ленинграда занимает особое место в истории военного времени для Кировского завода. В блокадном Ленинграде, который был всего в 4км от линии фронта, завод был одной из главных мишеней для вражеских обстрелов и бомбардировок. На основании неполных данных, в общей сложности 4700 снарядов и 770 бомб упали на территорию завода. 2500 заводских рабочих умерли от голода, и почти 150 были убиты в результате обстрелов и бомбардировок. Несмотря на это, производство техники на фронт никогда не остановилось, не на один день. Рабочими завода укомплектовывался 1-ый пехотный полк, 1-ая дивизия гражданской обороны Кировского завода. В общей сложности около 1000 сотрудников Кировского завода сражались на фронте. В послевоенные годы этот завод был ориентирован на массовое производство военной техники, тракторов Кировец (с 1962 года), а также оборудования для электрической и атомной энергетики.
Современная история
В 1992 году Кировский завод стал одним из первых российских государственных предприятий, которые были преобразованы в акционерные общества. В тяжелых социально-экономических условиях периода перестройки завод преобразовал блок оборонной промышленности, и реструктуризировал финансово-хозяйственную деятельность. Это сыграло фундаментальную роль в переходе к рыночной экономике. Производство было переориентировано на новые конкурентоспособные технологии, востребованные на рынке того времени.
На основе специальных К-702 и К-703 промышленных тракторов, Кировский завод приступил к выпуску первой в истории линии российского производства дорожно-строительной техники и специальной техники для дорожно-строительной и нефтегазовой промышленности. На сегодняшний день завод является ведущим российским производителем мощных тракторов. На протяжении многих лет он выпустил около 470,000 тракторов, 12000 этих единиц экспортируется в 14 стран мира. Около 40 000 тракторов Кировец работают в полях по всему миру сегодня. Его изобретения в настоящее время составляют основу парка тяжелых тракторов на большинстве современных российских сельскохозяйственных предприятий, осуществляющих до 40% основных сельскохозяйственных работ. Они также предоставляют круглогодичные решения многих транспортных проблем в сельской местности.
Редукторные турбины, изготовленные на данном заводе, используются в энергетическом оборудовании, установленном на более чем 80% атомных подводных лодок всех поколений, на борту каждого из девяти атомных ледоколов в мире, и во многих военно-морских и крупных торговых судах. Оборудование, производимое на заводе, работает на русских и зарубежных атомных электростанциях. Начиная примерно с 2004 года, гордостью завода стало производство роскошного бронированного автомобиля Dartz Т-98 Комбат, который несколько напоминает Hummer.