Днем рождения ЧТЗ принято считать первое июня 1933, но первый гусеничный трактор был произведен 15 мая. Эта машина носила название «Сталинец-60» и была локализованной копией американского Caterpillar 60 с существенными доработками. В строительстве завода участвовали специалисты из разных стран, в том числе и США. Над проектом завода работала такая известная фирма как «Альберт Кан Инкорпорейтед. Она разрабатывала проекты для различных автомобильных заводов США, а так же для Сталинградского тракторного завода. Машины, вышедшие с ЧТЗ, принимали участие в мероприятиях государственного масштаба. Наиболее известными были «Снежный поход» и «Памирский переход».
Следующей значимой датой в истории предприятия считается 1937 год, который стал началом серийного выпуска трактора «Сталинец-65». Незадолго до этого, а точнее в мае того же года, этот трактор получил наивысшую награду на выставке в Париже – диплом «Гран-при». Трактор работал на дизельном топливе, при этом стоит отметить, что ЧТЗ принято считать первопроходцем в дизелестроении СССР. В довоенные годы завод начал активно осваивать выпуск военной техники, и в 1939 году был выпущен тягач армейской техники – «Сталинец-2» (мощность 105 л.с). Годом позднее, в 1940 году, ЧТЗ выпустил свой первый танк КВ. В этом же году случилось значимое событие в истории завода – с конвейера сошел стотысячный трактор.
ЧТЗ во времена Великой отечественной войны
В военные годы ЧТЗ был переименован в «Кировский завод Наркомата танковой промышленности в городе Челябинск». Такое название завод получил в связи с тем, что в Челябинск были эвакуированы другие крупные заводы со всего союза, всего их было 7, среди них был и ленинградский Кировский завод. Они образовали комбинат по производству танков и военной техники с неофициальным названием «Танкоград». За совсем короткий промежуток времени завод стал одним из основных поставщиков боевой техники и припасов на фронт. На ЧТЗ были созданы совершенно новые виды танков, САУ, танковые дизельные моторы. Во время войны завод неоднократно получал награды всесоюзного масштаба.
Завод в послевоенные годы
Вскоре после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году, завод выпускает два новых трактора С-80 и С-100. Спустя 3 года, в 1961, был отправлен на серийное производство трактор ДЭТ-250. В послевоенные годы ЧТЗ продолжал активно развивать и в октябре 1963-го завод запустил выпуск тракторов Т-100М, они имели довольно большую мощность – 108 л.с. Этот экземпляр стал визитной карточкой предприятия, его выпуск был самым массовым за всю его историю (было выпущено свыше 400 тысяч тракторов). Трактор Т-100М имел 22 разновидности конструкции, каждая из которых была предназначена для разных погодных, эксплуатационных и температурных условий. В конце 60-х годов трактор Т-100М был значительно реконструирован, в результате чего с конвейера сошел трактор Т-130.
В 1971 году, впервые в СССР, было создано объединение тракторного и сельскохозяйственного машиностроения «Челябинский тракторный завод имени В. И. Ленина». В 82-м году на горе Эльбрус был установлен памятник военному тягачу С-60, который был практически разбит в результате военных действий. ЧТЗ является производителем трактора Т-800, этому трактору нет аналогов во всем мире. Он имеет мощность в 820 лошадиных сил и предназначен для перемещения очень тяжелых мерзлых и каменных пород. В 1990 году эта машина была занесена в Книгу рекордов Гиннеса за чрезвычайно высокую производительность и большие габариты.
Современный этап
Начиная с 1992 года завод несколько раз менял название. 1 октября 1992 ЧТЗ получил название «УРАЛТРАК», такое решение было принято на совете акционеров. Спустя 4 года завод было снова переименовано на «Челябинский тракторный завод». В 1998-м ЧТЗ стал банкротом и был реорганизован и на его основе появляется новое предприятие: «ЧТЗ-Уралтрак». В последующие годы завод активно работал и в марте 2011-го был фактически выкуплен (63.3% акций) Уралвагонзаводом. В составе этого завода, ЧТЗ должен был стать основным предприятием по выпуску гражданской техники. Завод стал активно заключать экспортные контракты со многими странами мира. За свою историю завод был удостоен множества всесоюзных и российских наград и получил множество международных сертификатов, подтверждающих качество продукции.
На сегодняшний день, ЧТЗ очень активно развивается и является одним из самых крупных предприятий Российской федерации. Стоит отметить, что со вступлением ЧТЗ в состав Уралвагонзавода предприятие начало более стремительно развиваться. Если говорить о перспективах развития, то последние инвестиции в предприятие составили более 17,5 миллиардов рублей. Деятельность завода активно направлена на выпуск дорожно-строительной техники. В планах завода выпускать 3 тысячи тракторов каждый месяц. В ближайших планах стоит смена устаревшего оборудования на более современное и многофункциональное. Это дает большой простор для размышления инженерам и заводским специалистам. Они смогут проектировать совершенно новую технику.
В 2014 году предприятие испытывало значительные финансовые трудности, но сейчас ЧТЗ исправно платит достойную заработную плату всем сотрудникам. В целом, завод постоянно активно развивается. Экономическая стратегия завода направлена на перестройку и создание эффективного инструмента управления. Завод постоянно осваивает производство изделий, которые ранее поступали извне. Это позволяет значительно повышать качество продукции, а так же расширять масштабы производства. В принципе, такая стратегия прослеживалась на протяжении всей истории Челябинского Тракторного завода. По современным меркам, ЧТЗ выпускает очень хорошую технику и оборудование, которые отличаются высокой экономичностью, мощностью и комфортабельностью (касается новых тракторов и бульдозеров). Зарубежные эксперты очень высоко оценивают технику Челябинского завода, отмечая, что она уже не уступает закордонным «Катерпиллерам». Сейчас можно сказать, что все перемены и реконструкции, которые проводились не в самые лучшие годы предприятия - принесли свои плоды. ЧТЗ постоянно модернизируется и укрепляет связи со странами дальнего зарубежья.Продукция ЧТЗ:
Челябинский тракторный завод просто поражает объемами производства и количеством разнообразной техники и запчастей.
Продукция машиностроения:
Тракторы (Т-10М, Т10МБ – болотоходный);
Бульдозеры (Б10М, Б10М2, Б10МБ, ДЭТ-250, ДЭТ-400, Б-11, Б-12 и т.д.);
Трубоукладчики (ТР-12, ТР-12 с удлинителем стрелы, ТР-20);
Фронтальные погрузчики (ПК-30, ПК-46, ПК-55, ПК-65, ПК-70/ПК70К);
Экскаваторы (ЭО-112.01);
Компакторы (БКК2);
Рабочее оборудование (тяговые лебедки с усилием до 25 и 50 тонн);
Мелиоративная и лесная техника (Каналоочиститель на базе трактора ЧТЗ, Экскаватор траншейный на базе трактора ЧТЗ, Трактор Б10М с плугом, Кавальероразравниватели на базе тракторов ЧТЗ и т.д.);
Запасные части (колеса, гусеницы, зубчатые колеса и сегменты, уплотнения, кольца уплотнений и т.д.);
Дизельные двигатели (4Т 371, 6Т 370, В-31 М2, В-46-6 МС и т.д.);
Литейная продукция;
Продукция кузнечного завода ЧТЗ (цапфы, вилки, оси, звенья гусеницы, коленчатые валы и т.д.);
Инструменты и оснастка (резцы, зенкеры, сверла, развертки, фрезы, протяжки);
Навесные агреты (Машина бурильная шнековая МБШ-421, Кабелеукладчики КВГ-1, КВГ-2, Корчеватель КТ-01 и МП-18 и т.д.);
Неликвиды (подшипники, пружины, фильтры, дроссели, питатели, проволока и т. д.)