Этот автомобиль начали выпускать в 1946 году. Сами же разработки начались тремя годами раньше. Поначалу был создан макет машины из дерева. Первоначально название было «Родина», но когда Сталину предъявили автомобиль с таким названием, у него возник вопрос: «Почем сегодня Родина?» После этого модель стала называться «Победа».
ГАЗ М20 - это прорыв в советском автомобилестроении. Кузов гладкий, без выпирающих частей, имеет небольшое аэродинамическое сопротивление. Это автомобиль, на котором в первый раз употреблялись электрические указатели поворотов и дворники. Передняя подвеска независимая и снабжена амортизаторами с верхними рычагами. Задняя же изготовлена с долевыми рессорами и твердой балкой моста. Колеса были широкими и шаблонные диски без отверстий. В комплектацию также входила печка с обдуванием ветрового стекла. Но было и нечто "впервые в мире" - теперь уже кузов был без крыльев. Правда, не из-за оригинальности конструкторской мысли, а для удобства штамповки кузова. Но факт приятный.
В массовое изготовление модель вышла в том же 1946 году. Через год в модели машины появились изменения. Передние фары окаймили хромированными ободками. Также заменили решетку радиатора и габаритные фары. Однако выпуск приостановили на год из-за плохой сборки и недоработки комплектации. Среди недостатков оказались не комфортная посадка, выхлопная система не совершенна и не достаточно крепкий кузов. Когда ГАЗ М20 вернулся в производство, то уже заметно отличалась улучшенным карбюратором и системой выпуска продуктов сгорания. Кузов также стал жестче. Видно было, что специалисты поработали изрядно. Изменения затронули и внешнюю сторону машины. В дальнейшем автомобиль еще не раз подвергался усовершенствованиям и доработкам.
Например:
- Заменили коробку передач. Она стала точной копией коробки модели ГАЗ-12 ЗИМ;
- увеличили мощность двигателя;
- новейшая отделка солона;
- новое рулевое колесо;
- установили радиоприемник.
В 50-х годах достаточно много машин шло на экспорт.
Автомобиль был своеобразным из-за сравнительно низкой высоты. Такое новшество сместило центр тяжести несколько ниже. Заодно отпала необходимость от посадочных ступенек. Мотор вынесли вперед и расположили над балкой. Это повлекло изменение капота, а сама машина стала ниже. Такая модернизация позволяла свободно усадить пять пассажиров. Увеличились устойчивость и управление автомобилем. Ход по бездорожью стал мягче. А вот работы над эстетическим оформлением салона двигались очень медленно. Лишь когда сформировали лабораторию по обработке кузова и салона, тогда были разработаны эмблемы, мелкие детали, подбор материалов.
Двигатель не был болезненным местом «Победы» — он верный и долговечный. Как уже упоминалось, его мощность увеличили. Теперь она достигла 55 лошадиных сил. Не ахти какая для почти полутора тонной машины, но достаточная. Поначалу планировали шести цилиндровый, но приняли четырех цилиндровый с объемом 2,1 литра. Максимальная скорость доходила до 105 км/час. Средняя же составляла 60 километров. А вот 100 км достигала за 46 секунд. Ну и расход топлива. Он был равен 11 литрам на сотню километров.
В трансмиссию входили однодисковое сухое сцепление, трех ступенчатая механическая коробка передач. Но уже из синхронизаторами! Главная передача получала вращение посредством кардана. Сам переключатель передач был расположен поначалу на полу, но в 50-х годах перенесен на рулевую колонку. Задний мост автомобиля разрабатывали специально для модели «Победа» и стоял лишь на этом автомобиле. Состоял из спирально – конических шестеренок основной передачи. Но самым главным достоинством была ее невероятная проходимость. Уверенно шла даже там, где и дороги как таковой не было, было разве что направление.