ТЭМ33 - первый российский двухдвигательный маневровый тепловоз. В сентябре 2017 года, компания «Трансмашхолдинг» представила на международной выставке «ЭКСПО-1520» 16 новых модификаций железнодорожного транспорта. Из представленных экспонатов, 6 были изготовлены на мощностях Брянского машиностроительного завода. Среди новинок можно выделить маневровый тепловоз ТЭМ33 – первая техника этой категории, оснащённая двумя дизельными двигателями. В качестве прототипа был использован тепловоз ТЭМ 18ДМ, успевший себя зарекомендовать исключительно с положительной стороны в плане надёжности, производительности и безопасности.
Основные узлы
Новинка представляет собой шестиосную модификацию, которая оснащается двумя дизельными установками. Агрегаты могут работать в режиме суммарной отдачи мощности или по отдельности. Такая схема помогает вариативно изменять производительность, что позволяет оптимизировать тяговое усилие и избежать перерасхода горючего. В качестве силовых установок использована продукция компании Caterpillar, модели C18 ACERT. Производительность каждой станции составляет 571 кВт, номинальная частота вращения вала – 1 800 об/мин. Двигатели отличаются высоким моторесурсом, экономичным потреблением топлива на пиковых нагрузках, соответствуют требованиям экологической безопасности. Изменениям подверглась и ходовая часть. Здесь изменения коснулись колёсно-моторных блоков. В частности, тяговые электродвигатели теперь опираются на подшипники качения прессованного типа. Такая схема полностью исключает перекосы, которые являются основной причиной преждевременного износа подшипников и зубчатых передач, а соответственно и колёсной пары. В результате не только исключаются простои техники, вызванные незапланированным ремонтом, но и упрощается процесс обслуживания, снижаются эксплуатационные расходы.
Конструкция
Конструкция подразумевает модульную сборку, где основные узлы и механизмы разбиты на 4 отсека:
- Генераторная.
- Модуль электрооборудования.
- Пневматика.
- Кабина управления.
Основные узлы унифицированы, что заметно сокращает расходы на ремонт и переоборудование.
Кабина
Не забыли конструкторы о комфорте для машиниста. Кабина стала намного просторнее, органы контроля и управления скомпонованы по отдельным блокам. Здесь предусмотрено панорамное остекление, открывающее обзор в обоих направлениях. Кроме этого, управлять тепловозом удобно в любом положении: сидя или стоя. Внутри созданы все условия для комфортной и продолжительной работы:
- Улучшенная шумоизоляция.
- Термический модуль, где можно хранить и подогревать пищу.
- Умывальник с тёплой водой.
- Системы отопления и вентиляции.
- Биотуалет.
Кроме этого, кабина оборудована системой диагностики, которая отображает техническое состояние тепловоза перед выходом на линию, контролирует состояние основных узлов и механизмов.
Технические характеристики
Модель ТЭМ33 предназначена для выполнения тяжёлых манёвров с подвижным составом, и обладает следующими техническими параметрами:
- Эксплуатационная масса – 123 тонны.
- Производительность каждой силовой установки – 777 л. с.
- Номинальная транспортная скорость – 100 км/час.
- Номинальная тяга при скорости – 7.8 км/час.
- Экипировочная загрузка топливом и песком – 5 400 и 1 000 килограмм соответственно.
- Допустимая нагрузка на каждую ось – 20 тонн.
- Расчётное тяговое усилие – 226 кН (при новых бандажах).
- Длина по автосцепкам – 17.5 м.
- Ширина – 3.1 м.
- Высота – 5.08 м.
- Предусмотрено вариативное изменение колеи: 1 435 и 1520 мм.
Кузов относится к капотному типу, размещён на опорной раме. Расчётная продолжительность эксплуатации – не менее 40 лет.
Дальнейшие перспективы
В настоящее время, выпущен один маневровый тепловоз ТЭМ33, который недавно завершил тестовые испытания в депо «Брянск-2». Машина проработала свыше 300 часов, показав отличные результаты по всем параметрам. В частности, новинка по многим показателям превосходит все тепловозы серийного производства. Огромную роль в этом играет спаренная силовая установка с возможностью разделения потоков мощности. Маневровые тепловозы, которые сейчас работают на железных дорогах нуждаются в максимальной мощности двигателя только при разгоне. В остальное время, машинам необходимо примерно 40 % от номинальных значений. В результате, дизель-генератор работает с удивительно низким КПД и расходует топливо впустую. На ТЭМ33 производительность двигателя настраивается в зависимости от необходимого усилия, что в среднем обеспечивает 10-15% экономии горючего. Кроме этого, данная модель тепловоза соответствует требованиям экологической безопасности, и не загрязняет окружающую среду. В настоящее время, маневровые тепловозы этой серии планируются для серийного производства, и введение их в эксплуатацию позволит сократить стоимость железнодорожных перевозок по стране в целом.