Sukhoi Superjet 100 - современный российский ближнемагистральный пассажирский самолет.
Время неумолимо движется вперед, оставляя в прошлом былые достижения человека. В отечественном самолетостроении на рубеже двух столетий наступил такой период, когда пришла пора задуматься о создании современных моделях пассажирских самолетов. Старожилам советской и российской авиации Ту-134, Ту-154, Як-42 потребовалась замена. Можно привести слова генерального директора «Аэрофлота» г-на В. Окулова, сказанных им в марте 2003 года, что его компания и вся российская авиация «испытывает острейший дефицит» в самолетах подобного класса.
Как создавался «Сухой Суперджет 100»
К разработке ближнемагистрального регионального самолета (проект RRJ) для перевозки пассажиров приступило конструкторское бюро ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в 2000 году. Приведем хронологию его пути от стадии разработки до запуска в эксплуатацию.
- 11 марта 2003. Участие в конкурсе по разработке лучшего самолета подобного проекта, который завершился их победой.
- 17 февраля 2006. На авиазаводе Комсомольска-на-Амуре (КнААЗ) самолет был запущен в серию.
- 28 января 2007. В ходе производства потребовались испытания, которые могли быть проведены только в Центральном Аэродинамическом институте (ЦАГИ), находящемся в подмосковном городе Жуковский. Для этой цели был использован крупнейший транспортный самолет «Руслан» Ан-124, на борту которого разместился будущий «Суперджет 100».
- 26-го сентября 2007. Проведена презентация самолета в Комсомольске-на-Амуре.
- 24-го декабря 2008. Состоялся его первый полет, в котором участвовали испытатели Л. Чикунов и Н. Пушенко. Самолет находился в воздухе около двух часов и был поднят на высоту 6 000 метров.
- Июнь 2009. Участие в международном авиасалоне Ле-Бурже, Франция.
- 19 апреля 2011. Первый самолет серии был передан для эксплуатации в компанию «Armavia» (Армения).
- 3 февраля 2012. Получение международного сертификата EASA, позволяющим использовать SSJ 100 на международных авиалиниях.
- 2014 год. Акционерное общество «Гражданские самолеты Сухого» сертифицировали версию «Superjet 100 Long Range», которую можно использовать на расстоянии до 4578 км.
Всего с начала серийного производства было выпущено для передачи заказчикам 138 самолетов «Сухой Суперджет 100». Эти данные действительны на июнь 2017 года. Их успешно эксплуатируют помимо отечественных авиакомпаний в Мексике, Таиланде, Ирландии, Лаосе, Армении, ждут своего часа заказчики из Швейцарии, Казахстана и других стран.
В создании модели принимали участие несколько производственных компаний, в том числе и международных. Помимо основного авиационного завода в Комсомольск-на-Амуре были задействованы такие известные предприятия, как французская Snecma, занимающаяся проектированием и производством двигателей, их земляки из Thales Groupe, производящие информационные системы, Спектр Авиа из Ульяновска, компании из Италии, Чехии и др. Присутствие большого количества апробированных зарубежных компонентов (74% в 2014 году) позволило пройти международную сертификацию, чего, в конечном результате и добивалось руководство проекта. Вместе с тем, при разработке использовался огромный опыт производства самолетов отечественных моделей. Это дало возможность добиться создания великолепных аэродинамических качеств SSJ 100.
Производители «Сухого» стремятся снизить процентную долю иностранных компонентов при производстве. Уже в 2015 их количество составило чуть более 50%, в следующем году эта тенденция на уменьшение сохранилась.
Конструкция
«Sukhoi Superjet 100» (по классификации Международной организации гражданской авиации IKAO имеет обозначение SU 95) сделан по системе двухдвижкового турбовентиляторного низкоплана, имеющего стреловидные крылья и однокилевое оперение. Основным материалом для самолета стали сплавы алюминия В-93, В-95, 1163. Их использование было обусловлено желанием сделать более надежную модель, доступную по цене. Модные, легкие композитные детали также присутствуют. Из них сделаны компоненты крыльев, обтекатели.
SSJ 100 представляет собой современный самолет с высоким уровнем автоматизации. Так, управление полетом, работа шасси, тормозных узлов производится за счет электродистанционной системы. В самолете разработана уникальная система безопасности на случай срабатывания защиты от «человеческого фактора». Если выйдет из строя система дистанционного управления полетом, то на помощь придет дублирующее устройство.
В качестве элемента управления используется не привычный штурвал, воспетый во многих песнях, а ручка, так называемый сайдстик. Надо отметить, что существенно улучшилась эргономика управления. Все его элементы находятся в пределах комфортной досягаемости. В этом «виновата» модная методика Human Centered Design, позволяющая компоновать вещи с максимальным удобством. Летный состав, уже имевший практику пилотирования, доволен легкостью управления SSJ 100. Отмечены удобства по набору высоты, его «послушность».
Интерьер салона также соответствует международным требованиям. Просторная обстановка, удобные кресла, есть место отдыха уставшим ногам, вместительные багажные полки.
Технические характеристики
- Длина – 29,94 м.
- Высота – 10,28 м.
- Размах крыльев – 27,80 м.
- Диаметр фюзеляжа – 3,24 м.
- Вес пустого самолета – 24 250 кг.
- Масса взлетная/посадочная – 45 880/41 000 кг.
- Крейсерская скорость – 830 км/час.
- Предельная скорость – 860 км/час.
- Потолок полета – 12 200 м.
- Дальность – 3 048 м.
В салоне самолета можно разместить 98 или 108 пассажиров, в зависимости от варианта размещения.
Преимущества и недостатки
Отметим положительные качества нового российского самолета. Он обладает большими потенциальными возможностями и имеет определенную нишу в сфере услуг пассажирских перевозок.
- Применение инновационных технологий позволило существенно повысить надежность самолета за счет использования новых систем безопасности. Можно привести в пример тот факт, что «Сухой 100» защищен от касания хвостовой частью взлетно-посадочной полосы при взлете в случае ошибки пилота: сработает защитное устройство.
- Более высокий уровень качества управления полета позволяет решать экипажу самые сложные задачи.
- «Sukhoi Superjet 100» может приземлиться на аэродром любого класса А, Б, В, причем сделать это в самых сложных метеорологических условиях.
- Экономия горючего. Автоматический режим управления воздушным судном разрешает выбрать наиболее правильный режим расхода топлива.
- Стоимость SSJ 100 на порядок меньше, чем цена на модели аналогичного класса зарубежных производителей. Наш самолет стоит около 35 миллионов долларов. Для сравнения: цена на «Боинг-737» после оплаты таможенных сборов будет в два с половиной раза больше. «Airbus – 319» обойдется чуть дешевле – 63 млн. долларов.
Недостатков немного. Они относятся больше к комфорту перелета пассажиров. Зауженный центральный проход, плохая шумоизоляция в некоторых зонах, тонкая перегородка, ограждающая салон бизнес – класса от остальной части.
Модификации SSJ 100
Об одной мы уже упоминали. «Sukhoi Superjet 100» 95 LR отличается большим весом и дальностью. Также КБ Сухого разрабатывает модель и готовит к запуску в производство в ближайшем будущем самолет с удлиненным корпусом SSL 100 SV. Новая модификация будет весить более 55 тонн и способна загрузить на борт 110-125 пассажиров. Эта модель уже прошла сертификацию Европейского агентства по безопасности перевозок на предмет посадки самолета в автоматическом режиме по стандартам CAT IIIа ICAO.
Перспективы
Расширение географии использования SSJ 100, заинтересованность в самолете со стороны зарубежных авиакомпаний позволяет утверждать, что у этой модели есть хорошее будущее. Особенно перспективным считается завоевание азиатского рынка, где масштабы авиаперевозок растут как на дрожжах.
Ниша, в которой находится «Сухой Суперджет 100», также дает возможность успешно вести борьбу с немногочисленными конкурентами. Одним из них можно считать американский «Боинг-737». Это серьезный соперник, однако разница в цене в пользу российского воздушного судна может привлечь многих воздушных перевозчиков.
Другие марки: «Bombardier», «Fokker», «Embraer» SSJ 100 опережает по целому ряду технических показателей. Безусловно тормозят выход на международную арену длительный период создания модели. Зарубежные самолеты проходят этот путь значительно быстрее.