25 лет назад при распаде Советского союза страна лишилась огромного количества производственных мощностей, но один из самых болезненных ударов пришелся на судостроительный сектор промышленности. Многие производственные цепочки, построенные при Советском союзе, были разорваны, а государственные заказы, за счет которых жили все крупные верфи, уменьшились в разы. В такой ситуации говорить о приспособлении к рынку было просто бессмысленно, а уж о каком-либо развитии и модернизации производства стоит совсем забыть. В 2000-ых годах судостроительные верфи постепенно начали получать заказы, реанимироваться и один за одним начали появляться новые суда и проекты, однако новое время принесло России новые вызовы и за какие-то 20 последних лет 20-го века Китай стал крупнейшей производственной страной мира, а по морским артериям Китая с Европой и Америкой стало проходить колоссальное количество товаров, причем в обеих направлениях. Так же бурный рост промышленности во всей Юго-Восточной Азии требует огромного количества ресурсов и в особенности нефти и газа, и именно два вектора развития Россия должна максимально использовать в собственных интересах.
Нефть и северный путь.
И если на транспортный поток в из Китая в Америку нам трудно повлиять, но для морского сообщения Европы и КНР до сих пор кротчайшим путем является северный морской путь. Он на треть быстрее чем использующийся сейчас через Индийский океан и Суэцкий канал, но существует масса ограничений по его использованию, и одним из основных направлений на СК "Звезда" станет постройка судов, специально предназначенных для Северного морского пути.
Но в первую очередь важнейшим направлением деятельности станет постройка судов для обслуживания морских буровых установок и транспортировки нефтегазовой продукции. Некоторые классы таких судов просто не производятся в нашей стране, и даже не производились в СССР, и это будет настоящей вехой в отечественном судостроении. Так же на верфи будут производится и сами элементы буровых платформ, что так же очень важно для всей российский промышленности в целом, ведь очень многие элементы мы закупаем пока за рубежом. Как известно, несмотря на все сложности, трубопровод "Сила Сибири" все-таки постепенно строиться, и строиться он не только для Китая, но и другие страны Юго-Восточной Азии заинтересованы в покупке российской нефти и газа, а ведь нефть нужно не только продать, но еще и доставить, и СК "Звезда" первое время будет обеспечен заказами на полную катушку.
Большому кораблю большое плавание
По планам первая линия будет введена в 2019 году, а полностью строительство объекта закончится в 2024 году. После окончания постройки СК "Звезда" станет крупнейшей гражданской верфью в России, на которой будут трудиться 7500 человек и одновременно производиться десятки судов. На заводе будут производить суда среднего и большого класса, в том числе множество уникальной продукции, ранее не производившейся в нашей стране.
Первая очередь строительства к 2019 году предусматривает постройку блока корпусных производств и окрасочных камер с открытым тяжелым стапелем и передаточным доком для строительства среднетоннажных судов и морской техники. Во второй очереди к 2024 году будет достроен сухой док, достроечные цеха и полностью оборудована набережная. Так же в скором времени, в 100км от судостроительного комплекса будет заложен собственный металлообрабатывающий завод, который будет изготавливать различные элементы конструкции судов. И возможно самым необычным для России, но определенно очень правильным решением, является постройка собственного профессионального центра подготовки сотрудников для производства.
Центр подготовки будет создан на базе дальневосточного судостроительного колледжа в г. Большой Камень. Строительство данного центра должно завершится уже в 2018, что позволит подготовить к открытию верфи немалое количество сотрудников.
На данный момент в ДЦСС (Дальневосточный центр судостроения и сударемонта) объединяет в себя 4 предприятия и является крупнейшим конкурентом Объединенной судостроительной компании, которая на данный момент имеет 100% загрузку на 4 года вперед, и работает на максимуме своих возможностей. В ДЦСС входят:
- Центр судоремонта "Дальзавод" (г. Владивосток) - "Востокпроектверфь" (г.Владивосток) - Северо-восточный ремонтный центр (г. Вилючинск) - Дальневосточный завод "Звезда" (г. Большой камень), старые корпуса.Конечной целями данного проекта является создание крупнейшего в России судостроительного кластера на территории Дальнего востока и обеспечение нефтегазового комплекса и северного морского пути новейшими судами любого типа. Локализация данного проекта будет стремится к 100%, причем в основном за счет сил самого Дальневосточного округа. Верфи Южной Кореи и Японии уже доказали, что судостроение может быть одним из ведущих двигателей экономики стран, настала очередь и России вернуть утраченные на море позиции и занять еще более достойное место среди морских держав мира и постройка новейшего крупного завода на Дальнем Востоке огромнейший шаг в этом направлении.