- Подробности
- Категория: Самолеты
- Опубликовано: 20.11.2017
Штурмовик Су-25СМ3 – современное укрепление сухопутных вооружённых сил
- Введение
- История Су-25
- Особенности Су-25СМ3
- Технические характеристики
- Броня
- Вооружение
- Видео - "Су-25 за 60 секунд"
Поддержка с воздуха имеет большое значение для крупномасштабных боевых операций. Ни один серьёзный военный конфликт не обходится без ударов с воздуха по движущейся бронетехнике противника, а также по укрепрайонам и скоплениям живой силы. Заслуженный советский штурмовик Су-25 к 2018-му морально устарел, эффективность его применения каждый год заметно снижалась из-за развития средств ПВО. На смену пришёл Су-25СМ3 с позывным «Суперграч». Перевооружённые силы РФ нуждаются в дозвуковой штурмовой авиации с новыми возможностями. Боевые вылеты станут теперь гораздо более безопасными и ещё более грозными.
Модернизация и восстановление техники по программе ГПВ 2025 – выверенный и реалистичный путь повышения обороноспособности русского государства на ближайшие полстолетия. В конце 2016-го Су-25СМ3 начали поступать на вооружение, а к концу 2017-го ВКС РФ получит ещё свыше 10-ти таких же. Сегодня 50 единиц новейших штурмовиков получают боевой опыт в Сирии.
История штурмовой авиации России (СССР) от Су-25 до Су-25СМ3
Истребители-бомбардировщики уступают штурмовикам по точности поражения движущихся целей из-за высокой скорости, на первый взгляд примитивным самолётам. Так думалось некогда и высшему руководству страны и ряду военных специалистов, к концу 1950-х такие же мнения прозвучали и в США. В 1956 в СССР отказались от штурмовой авиации. В именитом ОКБ Сухого в середине 1960-х конструкторы посчитали это ошибкой, главным конструктором Су-25 ( проект Т-8) стал фронтовик-танкист Самойлович Олег Сергеевич. Вначале 1975 года «летающий танк» взлетел в воздух, очевидно, это был ответ на первый полёт штурмовика США А-10 Thunderbolt II «истребителя наземных танков». Америка подняла в небо свой «Бородавочник» в 1972-м, на три года раньше нашего «Грача». За океаном производство началось с 1975-го, войска увидели свой самолёт в 1977-м. В 1981-м Cу-25 принят в советские части, за год до этого 2 Су-25 были стократно проверены в условиях Афганистана, 44 раза применялись в боях – операция Ромб. Следующей боевой операцией Экзамен (Ромб-2), длившейся 15 месяцев в 1981-1982 гг в Афганистане, Су-25 доказал своё право на существование, эскадрилья Афанасьева А.М. произвела 2000 вылетов и потеряла только 1 штурмовик, и тот по ошибке пилота. С тех пор Су-25 «Грачи» постоянные участники многих войн.
Американские «Бородавочники» несут больше бомб и ракет по сравнению с Су-25, т.к. привыкли выжигать всё, а не действовать избирательно. Русских штурмовиков от американских отличает и слабая защищённость заграничных машин от средств ПВО. Тандерболты 2 – это практически те же неповоротливые транспортники, только бронированные, служащие не для поддержки сухопутных войск, а для безнаказанных карательных операций в незащищенной ПВО местности, а если повезёт, то и для уничтожения танков и бронетехники противника тоже. Потому-то такая разница назначения с по-настоящему боевой машиной Су-25СМ3. Су-25-е бьют в цель максимально точно, у него высокая продуктивность. Он относительно простой и недорогой в эксплуатации и в производстве. Су-25СМ3 хорошо защищён, довольно юркий, и с ракетами воздух-воздух опасен любому обидчику, авионика и СУО выводят его на иной высокий уровень.
О достоинствах и недостатках советского штурмовика 1980-х наши специалисты подробно узнали в 1979 – 1989 гг. в Афганистане, где он стал самым страшным и самым известным самолётом для врагов. В 1984-м в «Афгане» количество Су-25 выросло до полка. Их живучесть была впятеро выше, чем у истребителей-бомбардировщиков Су-27 и Миг-29. Последовал ответ НАТО, моджахедов вооружили американским ПЗРК Стингер, это обернулось уже потерями лётчиков. Су-25 пришлось по-новому защищать, модернизированный он появился в этой войне в 1987-м. С тех пор переносные зенитные ракетные комплексы стали самым опасным оружием для низколетящей дозвуковой авиации. Стоит отметить, на сбитых самолётах подсчитали количество повреждений, ни один из них не имел менее 80-ти пробоин, дошло даже до 150 попаданий.
История потерь запутанная, одни источники утверждают, что после усовершенствования Сушек потерь лётного состава не было, но уничтожены 25 Су-25-х, а другие им противоречат, называя потери в самолётах 33-34 единицы, и вдобавок приводя цифры о гибели 12-ти пилотов. К сожалению, вериться в то, что на войне без потерь не бывает. Не обошлось и без предателей, министр иностранных дел СССР и первый президент Грузии, передавал в то время в ЦРУ планы военных из Москвы, с чего и начались большие потери в Афганистане.
В ходе Грузино-Осетинской или «Пятидневной войны 2008-го», было сбито 3 Су-25 и 3 получили серьёзные повреждения и по возвращению в часть списаны, итого потеряно 6 самолётов, каких не указывается, задействованы были 2 Су-25БМ, 3 Су-25СМ и 1 Су-25К. Модели Су-25СМ3 воюют теперь в Сирии, с 1-го февраля 2017 г. 12 самолётов направились в район боевых действий, сейчас там насчитывается около 50-ти новых машин. Богатый боевой опыт будет учтён при улучшении характеристик последующих штурмовиков на перспективу. Модернизацию «Сушки» пройдут в Подмосковной Кубинке.
Отличительные ТТХ Су-25СМ3 от предшественника Су-25
Внешность Су-25 не претерпела никаких изменений, старый корпус превосходно подошёл к новой начинке. Есть система спутниковой связи и навигации ГЛОНАСС. Вдвое увеличена боеготовность новейшего Су-25, лазерный индикатор прицела расположен перед глазами, выводит на стеклянный экран всю информацию о состоянии самолёта и одновременно концентрирует внимание на цели, пилот не отвлекается, рассматривая всю приборную панель и окружающие самолёт объекты. Много электроники, при этом надёжной, централизованной программным управлением. В авиаучилищах установлены симулятроы для подготовки лётчиков, которые помогают приготовиться к первым полётам. Мастерство боевого лётчика отрабатывается уже в настоящих вылетах при естественных ощущениях. Есть весь спектр вооружения для наземных, надводных и воздушных целей, Су-25СМ3 – это высокая огневая мощь и защищённость.
ПНК СВП-24-25
Точность попадания неуправляемых бомб приблизилась к высокоточному самонаводящемуся вооружению, на борту стоит подсистема прицельного навигационного комплекса СВП-24-25. В отличие от управляемых, такие бомбы и ракеты не отклонить средствами РЭБ или другим способом от намеченной цели. Поэтому в будущем, когда ПВО станут более совершенными, неуправляемые бомбы и ракеты могут стать единственным гарантом 100 %-го попадания.
СОЛТ-25
Система прицеливания СОЛТ-25 захватывает цели телевизионными и тепловизорными каналами: танки, БМП и БТРы, живую силу. Дождь, снег, ночь – системе не помеха.
БКО «Витебск»
Бортовой комплекс обороны Витебск – мощный ослепительный РЭБ. При его работе замолкают вражеские радары. Ракеты с инфракрасными головками пролетают мимо Су-25СМ3. Система позволяет приблизиться вплотную к зенитчикам и уничтожить расчёт специальной ракетой Х-58, идущей в сторону сигнала РЛС противника. Если сигнал радаров выключен, дозвуковой «Суперграч» применит обычные бомбы и ракеты. Выброс тепловых ловушек при стрельбе из ПЗРК – также входит в компетенцию этого комплекса. Аналогичный же принцип работы применяется и в Т-14 Армате в активной защите танка «Афганит», в радиусе 100 км, установленные по всему борту датчики, производят замер ионизации воздуха, что предупреждает систему об опасности и выдаёт УФЛ-датчикам координаты запуска всего залпа вражеских ракет или одиночного выстрела из незаметного в засаде ПЗРК. Ответный удар не заставит себя ждать.
Технические характеристики
Общий корпус Су-25 и Су-25СМ3
- Длина - 15 м
- размах крыльев - 14,5 м
- высота - 4,8 м.
- Масса пустого - 9,4 т,
- Масса взлётная - 14,6т
- Масса взлетная максимальная - 19т
- Топливный бак - 3т
- Силовые установки 2ТРД Р195 – 2 единицы, с суммарной тягой 88,3 кН.
- Максимальная Скорость 975 км/ч у поверхности и на высоте.
- Радиус действия 650 км.
- Максимальная дальность полёта 1950км
- Максимальный набор высоты – 10 км
- Десять пилонов для бомб и ракет.
Максимальные перегрузки такие же, как и у лучших истребителей НАТО 6,5 g, но в 1,5 раза хуже отечественных версий. Один пилот.
Броня Су-25СМ3
- люки отсека (носовая часть) – 18мм;
- нижнее бронирование кабины – фронт и борт по 24 мм, спинка и днище по 10 мм;
- Расходный бак стальной, марки АМг 6 – 8 мм днище, тыльная часть 18 мм;
- Маслобак – под защитой титана ОТ41 17 мм;
- Продольные бронеплиты из стали – мотоотсек 5 мм;
- Хвостовая защита АСО – стальная 5мм;
- Лобовое бронестекло ТСК137 – 55 мм;
- Сверху-сзади пилота прикрывает заголовок – сталь 6-17 мм;
- Повышает боевую живучесть пенополиуретановый заполнитель для баков – ППУ-ЭО100.
Вооружение
ГШ30-2
Авиапушка Грязева-Шипунова двуствольная ГШ с мощным для самолётов калибром 30 мм, встроена в носовой части, боекомплект 250 снарядов, скорострельность 300 выс/мин. При 4000 выстрелах нет ухудшения характеристик 1,5-метрового орудий. Применяемые снаряды: осколочно-фугасные либо зажигательные, либо зажигательные трассирующие, а также бронебойно-разрывные и многоэлементные.
Неуправляемые бомбы и неуправляемые ракеты
Применим весь список традиционных бомб ФАБ, подвешиваются 100, 250, 500-килограммовые, для сброса с пилонов Су-25. Запасов на складах хватает, не нужно пока слишком тратиться на советские САБ, БетАБ, РБК, КМГУ, ЗБ, ОДАБ.
Неточные ракеты из пилонных блоков НАРов посыплются градом, шквальным огнём поразят цель. Боевая часть обозначается «С» с приставками 5, 8, 13, 24 и 25, обозначающими назначение боевого заряда, бронебойного, противопехотного, для разрушения укрепрайонов и мостов.
Управляемые бомбы, ракеты
Самые применяемые на сегодня для Су-25 управляемые ракеты Х25МЛ и Х-29Л для наземных и надводных целей, воздушные поражаются Р-73. Шахты с баллистическими ракетами, командные бункеры будут уничтожены корректируемыми бомбами КАБ 500 и 1500.
Су-25СМ3 соответствует требованиям времени, является мощной поддержкой сухопутным войскам, у него перспективное будущее.