СМ-92 Т «Финист» - многоцелевое воздушное транспортное судно первый раз поднялось в небо в 1993 году. Базовая модель легкомоторного самолета создана по заказу компании НКФ АО Техноавиа на смоленском авиационном заводе. В ноябре 2000 года самолет совершил первый вылет.
Предназначение
Финист, по замыслам Техноавиа, позиционировался как:
- пассажирский
- десантный
- сельскохозяйственный
- санитарный
- учебный
- транспортный
- самолет для аэро – фотосъемок, поисково-спасательных операций.
Модификация Финиста СМ-92 ТП используется в пограничных войсках РФ в качестве патрульно-боевого варианта службы. На устанавливаемой подвеске можно размещать контейнеры с оружием, небольшие бомбы весом до 500 кг и др. В сдвигаемой двери самолета размещается пулемет крупного калибра на турельной установке для ведения стрельбы.
После оснащения более мощным двигателем его полезная нагрузка возросла. В воздухе он стал себя чувствовать намного уверенней.
Конструкция
Наличие мощного мотора в 750 л. с. дает возможность разбега на коротких дорожках аэродромов и совершать посадку с крутых виражей с применением реверса воздушного винта при полете и приземлении. Конструкция шасси и опоры хвоста позволяет при взлетно-посадочных действиях использовать грунтовые поверхности с низкой прочностью. Возможна установка на креплении лыжного, поплавкового и амфибийно-поплавкого шасси.
Материалом для фюзеляжа стали алюминиевые сплавы. В носовой части расположены кабина экипажа, грузопассажирское отделение. Цельнометаллическое хвостовое окончание имеет стабилизатор с рулем высоты и киль с направляющим рулем.
СМ-92 Т один из немногих турбовинтовых воздушных судов, обладающих подобными летно-техническими характеристиками. Многофункциональность в использовании «Финиста» и его надежность подтверждает сертификат от Межгосударственной организации МАК, учрежденный бывшими республиками СССР.
Силовая установка
Двигатель М 14П, установленный на базовой модели, не соответствовал по мощности типу самолета. На более сильный мотор у Техноавиа не хватало финансов. Пришлось искать спонсоров и партнеров. Они нашлись в лице фирмы Aerotech Slovakia, которая установила новый двигатель Walter M-601 с более весомыми техническими показателями и помогла пройти сертификацию воздушного транспортного средства в соответствии с международными нормами.
Технические характеристики
Турбо – Финист не имеет неуклюжий вид, несмотря на большие хвост, колеса, размашистые крылья. Перед нами мощное красивое воздушное судно.
- длина 9 800 мм
- высота – 3 180 мм
- размах крыльев – 1 486 мм.
- Максимальный вес загруженного самолета – 2 700 кг.
- Крейсерская скорость 295 км/час при максимальном потолке 315 км/час.
- Полет возможно осуществлять (с дополнительными баками под топливо) до 2 100 км,
- Практическая дальность – 1 330 км.
- Потолок – до 6 000 км.
- Мощность двигателя - 750 л.с.
СМ-92 Т при управлении одним летчиком может забрать на борт шесть человек или 900 кг груза. В санитарном варианте СМ-92 Т может разместить двух больных на носилках и двух санитаров сопровождения.