Ил-103 – 4-местный самолёт многоцелевого применения.
Эта машина впервые поднялась в воздух в май 1994 года, пилотируемая лётчиком-испытателем Гудковым. Спустя 2 года, самолёт получает межгосударственный сертификат, начинает поставляться в Перу, Лаос, Южную Корею и Республику Беларусь. В настоящее время, техника снята с серийного производства, хотя в эксплуатации находится порядка 40 машин этого класса. На международной выставке Dubai Airshow, которая прошла в 2017 году, первый заместитель гендиректора «Ил» официально заявил журналистам, что компания рассматривает возможность возобновления проекта, если в этом будет заинтересованность западных партнёров.
История создания
Впервые о создании этого самолёта заговорили в 1988 году, когда возникла необходимость в лёгких машинах, предназначенных для обучения лётного состава гражданской авиации. Был объявлен государственный конкурс, в рамках которого, молодые специалисты ОКБ «Илюшина» создали проект Ил-103. Инициативу сотрудников поддержал генеральный конструктор Новожилов, но при разработке самолёта возникла непреодолимая проблема. Прототип оснащался двигателем ВАЗ, однако, после мониторинга отрасли мирового авиастроения Новожилов решает оснастить машину авиационной силовой установкой.
Среди отечественных разработок на тот момент выпускался только двигатель М-14, который не соответствовал технике по ряду параметров. Было принято решение обратиться за помощью к западным коллегам, и на машине появился 210-сильный IO-360ES – разработка американской компании «Теледайн Моторс». Установка нового двигателя потребовала глубокой модернизации всей конструкции, и первый макет бал представлен на выставке МАКС-93. Спустя год были проведены демонстрационные лётные испытания, которые завершились блестяще. Начиная с 1995 года самолёт был запущен в серийное производство на Луховицком машиностроительном предприятии.
Область применения
Привлекательность ИЛ-103 заключается в том, что он считается неприхотливой и универсальной машиной. Самолёт может эксплуатироваться на коротких взлётно-посадочных полосах и даже грунтовых площадках. Техника не требовательна к качеству обслуживания и способна летать в любых климатических условиях.
Учитывая многоцелевую область применения, самолёт может использоваться следующим образом:
- Воздушное такси.
- Патрулирование прибрежных зон.
- Научно-исследовательская работа.
- Кроме этого, не стоит забывать о первоочередном назначении, послужившим толчком к созданию проекта – обучение лётного состава.
Конструкция
Самолёт изготавливается по стандартной схеме, имеет низкую посадку крыла. Это простая, но эффективная конструкция, которая способствует улучшению аэродинамических показателей. Кроме этого, машина сохраняет широкий диапазон углов атаки воздуха при выпущенных закрылках.
Управляется техника рукоятью и педалями, элементы управления рулём высоты располагаются в ручке. В левой части кабины находятся устройство для управления закрылками. Компоновка рассчитана на максимальный комфорт пилота: педали регулируются по высоте, опционально может устанавливаться штурвал. Внутри кабины поддерживается оптимальный микроклимат, система кондиционирования способна работать в 3-х режимах: охлаждение, обогрев, рециркуляция воздушного потока.
Основные узлы
Навигационное оборудование предлагается к установке в двух вариантах:
- УС-350 – отечественная разработка.
- «Бендикс Кинг» - западный аналог.
Силовая установка - IO-360ES, которая развивает на взлёте мощность в 210 л. с. В режиме крейсерского полёта обороты снижаются до 2 500 об/мин, производительность удерживается в районе 157 л. с. Двигатель 6-цилиндровый, расход горючего составляет 25 л/час.
Шасси трёхопорное, неубирающееся. Благодаря носовым опорам и рессорам, самолёт можно эксплуатировать без взлётно-посадочной полосы, сажая машину на утрамбованный грунт.
Технические характеристики
Основные технические показатели выглядят следующим образом:
- Длина – 8 м.
- Ширина по размаху крыла – 10.5 м.
- Высота – 3.1 м.
- Конструкционная масса: пустая/взлётная – 750/1 460 кг.
- Экипаж – 1 чел.
- Загрузка – 4 пассажира либо 350 кг груза.
- Номинальная скорость – 250 км/час.
- Крейсерская скорость – 225 км/час.
- Дальность полёта – 1 000 км.
- Потолок высоты – 4 км.
По эксплуатационным характеристикам, рабочий ресурс Ил-103 рассчитан на 15 лет службы или 14 000 лётных часов.
Перспективы
Если у западных инвесторов у западных инвесторов возникнет заинтересованность в Ил-103, серийное производство машины будет возобновлено. Конструкторы уже предлагают ряд решений по глубокой модернизации, есть вариант переоборудования двигателей для беспилотных летающих машин. Если проект будет возрождён, Луховицкий завод сможет выпускать самолёты данной серии по цене до 200 000 долларов, что является уникальным предложением для этого сегмента рынка.