Проект Борей 955 призван решить главную задачу в обороне страны – обеспечить качественный стратегический паритет с НАТО. Носителем сверхмощных баллистических ракет в ядерной триаде с 2020 года станет этот подводный крейсер 4-го поколения, что даст возможность главе государства и дипломатам смело защищать политические и экономические интересы России.
Откуда возник проект Борей 955
Совсем не случайно появился на свет этот проект. У Борея 955 есть предшественник – проект 941 Акула, который в свою очередь стал ответом на разработку американской субмарины 3-ей серии «Огайо» с баллистическими ракетами (БР) «Трайдент». С появлением этих лодок, американской и советской, связаны первые договорённости сверхдержав «Об ограничении количества стратегического оружия». Ведь обоюдно сокращая количество подлодок второго поколения, по планам Запада образовался бы перевес США по количеству баллистических ракет у границ нашей Родины.
Стоит вспомнить, что в 1970-м в США полагались на единоличное владение таким грозным оружием, как носитель большого количества ядерных ракет – подлодки класса «Огайо». Выполнение своих международных обязательств, подписанных в 1972-м Москвой, гарантировало бы Западу качественное превосходство и давало бы право начать третью мировую, ядерную. Не лишне вспомнить настрой американских и английских генералов, собиравшихся начать новую войну против СССР сразу же в 1945-м году после поражения гитлеровской Германии.
К началу восьмидесятых положение усугубилось размещением в Европе американских ракет средней дальности, в результате, за 8 минут можно было нанести по всему западному региону СССР массированный ядерный удар, и у нас не хватило бы противоракет для перехвата всех целей. Главным альтернативным ответом стали АПЛ с БР у берегов Америки и Англии, тем самым достигался паритет по времени и мощи нанесения удара, главным образом, по объектам в США, где за те же считанные минуты можно уничтожить одной лодкой до 80 целей типа Нью-Йорк или 160 вдвое меньших.
Как создавался современный стратегический крейсер 4-го поколения Борей 955
Бореи 955 можно было бы начать строить с приходом 1990-х, а фактически строительство кораблей началось только в конце этих лихих годов, в 1998-м, и то с проблемами в финансировании. Историю лучшего на сегодня русского атомного подводного крейсера 1-го ранга, начал ТК-208 «Дмитрий Донской», главный конструктор Ковалёв С.Н., а конструктор БРПЛ Р-39 Макеев В.П.. В 1981-м году наш новый крейсер 941 Акула заступил на боевое дежурство одновременно с американским Огайо. На том же кораблестроительном заводе «Севмаш», в уникальном по масштабам 55-м цеху, и теперь строятся огромные субмарины типа Борей 955, постоянно модернизируя предыдущий корабль, ведь на строительство одного уходит 8 лет.
По программе перевооружения 2020 их должно быть на счету ВМФ РФ 8-10 единиц. Сейчас в строю 3 борта: на Северном ВМФ «Юрий Долгорукий», на Тихоокеанском ВМФ «Владимир Мономах» и «Александр Невский». К 2018 году ожидается получить ещё один, модернизированный Борей 955А «Князь Владимир», в сентябре 2017-го года он уже спущен на воду. Известны имена следующих ракетных подводных крейсеров стратегического назначения РПКСН 955А, пятый назван князем Олегом, шестой генералиссимусом Суворовым, седьмой императором Александром-III и восьмой народным освободителем Москвы Дмитрием Пожарским.
Нынешний главный конструктор АПЛ класса РПКСН Здорнов В.А. в 1979-м закончил Ленинградский Кораблестроительный Институт, откуда был направлен в проектно-монтажное бюро ПМБ Рубин (сейчас АО Центральное Конструкторское Бюро ЦКБ Рубин). В 1988 году он стал заместителем С.Н. Ковалёва. Здорнов изначально усердно трудился над крейсерами, через 2 года занял должность главы ЦКБ Рубин (1990 г.), является главным разработчиком лодок 4-го и 5-го поколений. Так, что шагнув в бездну девяностых годов, эти русские инженеры сохранили в себе привычки быть первыми. Проект Борей 955 можно считать полностью российским, ведь бесчисленная модернизация подводного ракетоносителя связана с ракетами постсоветского периода, сделанных по ряду причин уже самостоятельно новой Россией – это Р-30.
Главным оружием, для чего и создавался проект 955 Борей, являются ракеты Р-30 «Булава» – по индексу ВМФ 3М30, коду СНВ-III РСМ-56. В НАТО их знают под своим обозначением SS-N-30. Это БР на твёрдом топливе для комплекса Д-30, разработанного для корпуса 955 АПЛ. Достижением стало увеличение срока службы БР и улучшение преодоления системы современной ПРО. Ракету Р-30 начали разрабатывать в 1998 году, после разрыва кооперативных связей СССР. Московский Институт Теплотехники разработал до этого Тополь-М, в 1987-1997 гг. Соломонов Ю.С. был главным конструктором ракет до 2010 года, после его заменил заместитель и помощник Суходальский А. – они и возглавляли работы над Р-30.
До этого времени все БР для АПЛ разрабатывал КБ Макеева, кроме Р-31. К 1991 году успешно закончились наземные испытания и созданная ракета Р-39 преодолевала расстояние 10 000 км двумя способами. В первом случае, обычным методом, но из под льда. Во втором, по настильной траектории полёта, вдвое быстрее. Развал прежних связей вынудил отказаться от ракетного топлива (гидрид алюминия) для общесоюзной Р-39 в 1996 году, никакое новое на замену не годилось. После 3-х неудачных пусков на российском топливе 90-х решено было отказаться от Р-39 (СССР) и передать заказ Московскому Институту Теплотехники. Так уже исключительно российская Р-30 стала ракетой для 955-х Бореев, надёжной и качественной заменой Р-39.
Характеристики проекта 955 Борей
Здесь нет ничего неважного, неосновное оружие – это множество электронных систем, специальный корпус корабля, его активная и пассивная защита, подготовленность офицеров и матросов, и многое другое, обеспечивающие основному оружию (ядерному) гарантированное достижение цели.
Лодка 170 м длиной, шириной корпуса 13,5 м, осадкой 10 м по КВЛ. Подводное водоизмещение 24 тыс.т., надводное – 14,72 тыс.т. Скорость для подлодки внушительная, 29 узлов в толще воды 400 м, на поверхности 15 узлов. Погружение 500 м позволяет скрыться от всех надводных современных гидроакустических систем. Отсеки сделаны таким образом, что потопить субмарину почти невозможно. Хорошо продумана система покидания крейсера экипажем в 107 человек. Вообще жизнеобеспечение самое современное и самое безопасное. Не лишены моряки и комфортных условий, в наличии превосходное питание и места ночного и дневного отдыха, даже баня есть.
Отсеки, первый – торпедный, в котором гидроакустический комплекс. Второй, для командиров, с центральным постом и помещениями для проживания. Третий отсек состоит из боевых постов. В четвёртом и пятом находятся ракеты. Шестой эксплуатируется под паропроизводящую установку. Реактор и турбины АПЛ расположены в последних 7-м и 8-м отсеках.Основные системы
Гидроакустическая скрытность РПКСН Борей
Прочный титановый двойной корпус защищён композитным стелс-материалом в несколько слоёв, тем же, что и проекты Варшавянок «Лада». Остановить атомную турбину невозможно, значит и совсем исчезнуть с радаров американских Иджис тоже. Но, чтобы улучшить незаметность лодки до максимума, её изготовили по принципу всё тех же «Чёрных дыр», всё, что есть внутри крейсера, крепится к амортизаторам, включая силовые установки. Вдобавок ещё и более совершенная пассивная система опознавания лодочной станции ЛС позволяет первым находить врага.
Бореи 955 первыми из субмарин стали оборудоваться водомётными движителями, исключающими кавитацию, сильный источник шума. Двигатель находится в специальной насадке, использует ускорение набегающей воды. Впервые применяется невинтовой метод движения. На корпусе отсутствует вибрация от крутящего момента, исходившего от винтов. Стабилизаторы стали занимать меньше площади. Количество издаваемого шума РПКСН 4-го поколения Борей снизилось в 5 раз по сравнению с предыдущими, 3-го поколения 941 Акула и Огайо.
Силовая установка для РПКСН Борей
Силовая установка РПКСН 955А Борей – водо-водяной реактор, работающий на нейтронах ВМ-5 или аналогах. Представляет собой 4-е поколение ядерных реакторов. Паропроизодящая установка ОК-650В, мощность составляет 190 МВт. К энергетическому оборудованию корабля относится и паротурбинный генератор «Азурит-90». Автономность 95 суток традиционно для нас рассчитана по запасам провизии.
Гидроакустическая вооружённость РПКСН 955
Превосходство в гидроакустических станциях – вопрос жизни. Отечественные разработки давно стали лучшими в мире. На вооружении лодки стоит МГК-600Б «Иртыш-Амфора-Б-055». Главные: антенна и цифровое программное обеспечение, позволяющие обрабатывать поступающие из океанов сигналы. Весь комплекс способен решать многие задачи, пеленговать шумы, эхо шумов, классифицировать и выбирать вражеские цели. Обработка гидроакустических сигналов – не всё для комплекса, им обнаруживают мины и торпеды, устанавливается скорость движения объектов. Не считаясь главным вооружением для поставленных перед субмариной задач «Нанесение ядерных ударов по наземным целям», для подводников гидроакустика решает чуть ли не всё, кто будет бить первым, и будет ли вообще. Обнаружение врага до 230 км, ведение и обработка 30 целей одновременно.
Округ-55 – центральная автоматизированная система Борея 955А
Электроника стала главной отраслью развития современной военной техники 4-го и 5-го поколения. Быстрая и точная обработка данных экономит время, принимаются сложные решения, точнее поражаются цели. Округ-55 отвечает за пуск ракет и слаженную работу всех систем корабля. Данные о нём держатся в строжайшем секрете. Что полностью соответствует самой секретной на сегодня информации о русском оружии. Точных данных пока нет.
Защита крейсера Борей
В носовой части есть 8 торпедных аппаратов, 4 обычных 533 мм для пуска торпед и противоторпед и 4 нестандартных для подлодок – размером 650 мм. По советским стандартам оба они использовались для противолодочных и противокорабельных целей. Меньший диаметр для торпед 7,7 м массой 2 т и боевым зарядом 400 кг. Больший диаметр для пуска торпед 11 м массой 4 т и ядерным зарядом. Из этих же аппаратов можно запускать и беспилотники для разведки акватории.
P.S. Этот проект уже не похож на советские субмарины, гораздо более прогрессивный. Есть ракеты собственного производства – Р-30, которые становятся в процессе введения 995-х ещё лучше. Флот США состоит из лодок 3-го поколения, теперь уступает нам по качеству, но превосходит по количеству и сбалансированности. Создание Борея 955 – доказательство Западу и нам самим, что Россия состоялась вновь, как самостоятельная и великая держава, обрела политическую независимость.
Пуски баллистических ракет Р-30 «Булава»
Р-30 в шахтных пусковых установках 955-х АПЛ 16 единиц. В новом типе ракет, об этом говорится в СМИ 2017-го, прорабатывается усовершенствованный способ их доставки. Ожидается увеличение дальность полёта Р-30 до 12 000 км, а также и массы боезарядов, которая после модернизации возрастёт в два-три раза. Ракеты «Булава» станут ещё больше и тяжелее. От этого будет меняться и архитектура комплекса Д-30. Поэтому рассматривается вопрос об отказе от транспортно-пусковых контейнеров для увеличения внутреннего пространства РПКСН в будущем. Движители для них станут мощнее, конструкторы увеличивают силу тяги, совершенствуют системное управление. Это перспективы.
Сейчас же характеристики 12-метровой Р-30 достаточные, позволяют нанести залповый удар 38,6-тонными ракетами 2-метрового диаметра, выпуская их без разрыва во времени одну за другой из под воды и или льда. Расстояние до цели 8 000 км, боевая часть из десяти блоков, общий вес заряда 1,15 т. Размеры и масса ракеты «Булава-30» позволяет оборудовать её современными системами по преодолению нынешних и перспективных зарубежных систем ПРО.
Серия проекта 955
Название | Заложен | Спущен на воду | Введен в строй | Флот |
К-535 «Юрий Долгорукий» | ноябрь 1996 | февраль 2008 | январь 2013 | СФ |
К-550 «Александр Невский» | март 2004 | декабрь 2010 | декабрь 2013 | ТОФ |
К-551 «Владимир Мономах» | март 2006 | декабрь 2012 | декабрь 2014 | ТОФ |
«Князь Владимир» | июль 2012 | конец 2017 года | 2018 | СФ |
«Князь Олег» | июль 2014 | - | - | СФ |
«Генералиссимус Суворов» | декабрь 2014 | - | - | ТОФ |
«Император Александр III» | декабрь 2015 | - | - | ТОФ |
«Князь Пожарский» | декабрь 2016 | - | - | СФ |