ТЭМ7А – модернизированная версия ТЭМ7, до недавнего времени бывшего самым мощным маневровым тепловозом на всём постсоветском пространстве.
История создания
Первыми тепловозами СССР стали американские, попавшие в нашу страну после Второй Мировой войны. Уже в 50-х гг. ХХ века появились советские тепловозы с электрической передачей мощности. В середине шестидесятых тепловозы уже были пущены в серию. Использование электричества в конструкции тепловоза означало настоящую революцию. Используемые в их конструкции устройства переменного тока позволили использовать дизель на полную мощность. Это также позволило отказаться от ненадёжных и дорогостоящих вибрационных аппаратов. В 70-х гг. появилась более совершенная конструкция тепловоза с передачей переменно-постоянного тока. К ним относится и серия ТЭМ. Преимущество их по сравнению со старыми моделями заключается в большей компактности, надёжности, лёгкости в эксплуатации. В то же время мощность их куда выше, чем у старых моделей. Тепловоз ТЭМ7 был создан в 1973 г. на Людиновском паровозостроительном заводе, как более совершенная модификация уже существующих моделей этой серии. Первые представители новой линии приступили к работе в 1975 г. и продолжают с успехом использоваться в России до настоящего времени. Параллельно шла модернизация уже существующей модели. В 1988 г. появилась обновлённая версия той же модели – ТЭМ7А, которая также до сих пор с успехом работает в нашей стране.
Характеристики
Тепловоз ТЭМ7А – современный маневровый тепловоз с электропередачей. Его предназначение – вывозная и маневровая работа на больших узловых станциях и промышленных объектах. Для него подходят даже временные переносные пути, что позволяет с успехом использовать тепловоз в горнодобывающих разрезах. Коэффициент полезного действия при правильном использовании – 30%. Основное отличие ТЭМ7А от предшественников заключается в повышенной мощности: восьмиосный тепловоз ТЭМ7 мог работать с более тяжёлыми составами, для перемещения которых требовалось в полтора раза больше усилия, нежели могли дать шестиосные модели. По сравнению с предшествующими моделями ТЭМ7А стал ещё надёжнее и проще в управлении. Для него достаточно одного машиниста, причём управлять можно с любой стороны кабины. Отчасти съёмный балласт позволяет при необходимости снижать нагрузку на рельсы, а также регулировать силу тяги и скорость машины. Есть две компрессорные установки, дающие возможность работать с саморазгружающимися вагонами. Также на тепловозе установлены тормоза повышенной надёжности.
Новая, улучшенная модификация ТЭМ7А была выпущена в 2008 году.
Её преимущества:
- модернизация электрических схем и внедрение микропроцессорной системы управления;
- хорошая скорость и способность вписываться в кривые малого радиуса;
- усиленная рама;
- свободный доступ ко всем механизмам тепловоза за счёт люков, дверей, съёмных элементов крыши. Это существенно облегчает все работы по обслуживанию и ремонту, а при необходимости – и демонтаж тепловоза;
- электродинамический тормоз, надёжно останавливающий машину до полного прекращения движения;
- более комфортный интерьер кабины;
- улучшенные современные пульты управления;
- увеличение полезного пространства кабины за счёт того, что одежные шкафы утоплены в стену;
- дополнительные удобства для машиниста. В кабине установлен кондиционер, система обогрева и вентиляции помещения, повышена шумоизоляция. Кресло машиниста также стало куда более эргономичным;
- система бдительности машиниста;
- тепловоз способен работать по системе СМЕ, когда несколько тепловозов сцепляются вместе и тянут тяжёлый состав. Это позволяет перемещать особо тяжёлые грузы, существенно увеличивает скорость движения состава и, следовательно, повышает пропускную способность всей линии. Надёжность также повышается: при поломке одного из тепловозов поезд может продолжать движение. При этом управлять сцепленными тепловозами можно из одной кабины и силами всего лишь одной бригады.
Таким образом, ТЭМ7А – мощный и надёжный тепловоз, проверенный временем и достаточно универсальный, чтобы быть востребованным ещё долгие годы.
Технические характеристики
- Осевая формула - 20+20—20+20
- Конструкционная скорость - 100 км/ч
- Мощность двигателя - 2000 лс
- Масса локомотива - 180 тонн
- Длина по осям - 21500
- Запас топлива - 6000 (песок 2300)
- Нагрузка от колесной пары на рельсы - 220 кН
- Сила тяги, кН (тс) при трогании с места - 582 кН
Длительный режим
- Сила тяги - 343 кГс
- Скорость - 10,5