На железных дорогах России начал работу тепловоз ТЭМ19, у которого используется топливо в виде сжиженного газа. Тепловоз собран на Брянском машиностроительном заводе, и основные модули и узлы разработаны в России. Доля импортного оборудования не превышает 5 процентов. Известно, что самый большой расход топлива у тепловозов наблюдается при выполнении маневров на железнодорожных станциях. При этом не выполняются экологические требования по отношению к окружающей среде. Отсюда возникла необходимость создания экономичного маневрового локомотива, обеспечивающего существенное снижение вредных выбросов в окружающую среду. У газотурбовоза ТЭМ19 с двигателем, использующим для работы сжиженный газ, уменьшен расход энергоресурсов на 24% в расчете на год.
История создания
Коллектив машиностроительного завода (г. Брянск) приступил к созданию локомотива на основе инновационных технологий в 2012 году. ТЭМ19 создавался совместно с другими предприятиями, входящими в ЗАО «Трансмашхолдинг». Для газотурбовоза впервые в стране был разработан локомотивный газопоршневой тяговый двигатель (г. Балаково), оборудование для хранения сжиженного газа и система подачи его к двигателю (г. Балашиха). Газопоршневой двигатель охлаждается с помощью антифриза. Природный газ находится в сжиженном состоянии, что снижает объем хранения и существенно уменьшает вредные выбросы в окружающую среду. Так как в двигатель подается природный газ в обычном, газообразном состоянии, была применена высокоэффективная система регазификации. В отличие от ранее использовавшегося в двигателях локомотивов на метане газодизельного цикла, двигатель газотурбовоза работает по термодинамическому циклу, подобно бензиновому двигателю, с воспламенением от искры.
Описание
Внешний дизайн ТЭМ19 определяет цилиндрическая емкость, в которой хранится сжиженный природный газ. Стандартное крепление позволяет легко производить замену пустого контейнера на полный. За основу турбовоза взята экипажная часть тепловоза ТЭМ18ДМ, выпускаемого Брянским машиностроительным заводом. В ТЭМ19 применены современные системы шумоизоляции, снижающие уровень шума, что значительно облегчает условия труда машиниста. В кабине машиниста продумана эргономика, применена система контроля климата. Модернизирована и ходовая часть локомотива. Применение современных подшипников качения позволила исключить из технологического процесса обслуживание колесно-моторных блоков. В локомотиве реализован высокий уровень безопасности на основе микропроцессорных систем управления, диагностики и контроля. Всю необходимую информацию машинист видит на дисплее пульта управления.
Конструкция газотепловоза состоит из модулей: кабина машиниста, криогенная установка, дизель-генератор, система охлаждения, аппаратная камера. В конструкции используются и ряд других модулей и блоков. Модульный принцип компоновки позволил упростить ремонт и обслуживание локомотива. Впервые ТЭМ19 демонстрировался на IV Международном железнодорожном салоне в Щербинке в 2013 году, где вместе с газотурбовозом ГТ1н-002 занял первое место. В V Международном железнодорожном салоне в 2015 году ТЭМ19 также был представлен в экспозиции. После пусконаладочных испытаний и опытной поездки ТЭМ19 прошел сертификационные испытания, получил сертификат с правом эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования. В настоящее время газотурбовоз передан в эксплуатацию Свердловской железной дороге, где построен экипировочный пункт для заправки сжиженным газом. ОАО «Российские железные дороги» планирует закупить 484 локомотива на сумму более 60 миллиардов рублей.
Технические характеристики
- Мощность: ТЭМ19 обычно имеет небольшую мощность по сравнению с другими локомотивами, и она может составлять примерно 1,3-2,2 МВт (мегаватта).
- Тип двигателя: Газотурбовоз ТЭМ19 использует газотурбинный двигатель в качестве источника энергии. Это позволяет ему достаточно быстро развивать скорость и эффективно работать на различных участках путей.
- Тяговое усилие: ТЭМ19 спроектирован для выполнения маневровых и легких грузовых задач. Тяговое усилие может быть в диапазоне от 100 до 200 кН (килоньтон).
- Скорость: Максимальная скорость газотурбовоза ТЭМ19 обычно составляет от 70 до 100 км/ч, что может варьировать в зависимости от железнодорожных норм и условий эксплуатации.
- Масса и габариты: Габариты и масса также могут варьироваться в зависимости от модификации, но обычно ТЭМ19 представляет собой компактный локомотив, который может использоваться на разных типах путей.
- Экологичность: Газотурбовозы обычно считаются более экологически чистыми, так как их газотурбинные двигатели могут работать на различных видах топлива, включая природный газ.
- Управление: ТЭМ19 может быть оборудован системами автоматизации, управления и мониторинга для эффективной работы и обеспечения безопасности.