Электровоз 2ЭС4К — современный грузовой локомотив постоянного тока, оснащенный коллекторными тяговыми электродвигателями и предназначенный для использования на магистралях шириной колеи 1520 мм с напряжением в контактной сети 2000-4000 В. Магистральные грузовые локомотивы постоянного тока не разрабатывались советскими, а затем российскими производителями несколько десятилетий, поэтому появление модели "Дончак" позволяет назвать его первым российским локомотивом подобного типа.
Описание
Этот восьмиосный магистральный электровоз пришел на смену морально устаревшим предшественникам ВЛ-10 и ВЛ-11. Выпускает новинку Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ). Первый образец появился в 2006 году, с 2008 года стал производиться серийно. К февралю 2010 года завод выпустил 38 машин серии 2ЭС4К. По состоянию на октябрь 2015 года выпущено 143 двухсекционных и 30 трехсекционных модификаций (3ЭС4К). Большая часть из них приписаны в депо Туапсе и эксплуатируется на Северо-Кавказской железной дороге.
Специально для работы на этой магистрали начиная с локомотива под серийным номером 041, производитель приступил к изготовлению электровозов в грузопассажирской версии. Они дополнительно оборудованы системами кондиционирования, крайне необходимыми в условиях жаркого климата. Во время подготовки к Олимпийским играм в Сочи электровозы 2ЭС4К активно использовались для перевозки грузов для строящихся объектов и показали себя наилучшим образом. Другая часть машин находится в зоне ответственности Октябрьской железной дороги и приписаны к ТЧ-21 Волховстрой. Также локомотивы появились на Западно-Сибирской железной дороге (депо Белово). Несколько электровозов на правах аренды принадлежат юридическим лицам ("Трансойл") и частным владельцам. Электровоз под порядковым номером 15 был выпущен специально для Украины и имеет кабину по образцу ЭП1М. В отличие от российских аналогов он не оборудован стандартными системами безопасности, противопожарной системой и даже радиостанцией. Предполагалось, что в будущем электровоз станет доукомплектовываться на площадке местных предприятий. Сегодня локомотивы с обозначением 2ЭЛ4 используются на Донецкой и Одесской железных дорогах.
Технические характеристики
- Осевая формула - 2(2-2)
- Конструкционная скорость - 120 км/ч
- Масса локомотива - 192 тонны
- Длина по осям - 35004
- Нагрузка от колесной пары на рельсы - 235 кН
Часовой режим
- Сила тяги - 443 кН
- Касательная мощность - 8520
- Скорость - 52 км/ч
Длительный режим
- Сила тяги - 391 кН
- Касательная мощность - 7880
- Скорость - 53.4 км/ч
Системы безопасности
Электровоз 2ЭС4К отвечает высоким требованиям безопасности, которые реализуют несколько систем:
- комплексное устройство обеспечения безопасности;
- система контроля бодрствования машиниста;
- система автоматического управления торможением.
Управление 2ЭС4К максимально автоматизировано, что позволяет минимизировать влияние человеческого фактора. Это способствует более качественному и безопасному движению.
Преимущества электровоза 2ЭС4К
В процессе разработки и производства локомотива были задействованы современные методы, позволившие обеспечить более высокий уровень эксплуатации, по сравнению с предшественниками. Управление 2ЭС4К "Дончак" оснащено микропроцессорной системой, которая контролирует параметры передвижения и торможения, осуществляет диагностику оборудования и обеспечивает возможность управления составом в автоматическом режиме. Мягкая подвеска механической части обеспечивает отличную плавность хода. В отличие от многих предшественников, к примеру, ВЛ-11, новинка имеет увеличенную на 15% силу тяги и на 16% мощность часового режима. При этом, во время его эксплуатации потребляется до 12% меньше электроэнергии. Период движения между плановыми ТО составляет 120 часов, а средние затраты на ремонт сокращены на 22%. Все это позволяет водить грузовые составы большей массы, что в конечном счете позитивно отражается на экономической эффективности.
Модификации электровоза
В 2009 году на платформе "Дончака" НЭВЗ совместно с заводом "Луансктеплвоз" был создан локомотив 2ЕЛ4, предназначенный для эксплуатации на Украине. Конструктивные характеристики. Электровоз весом в 192 тонны при мощности 7880 л.с способен развивать скорость до 120 км/ч. Длина двухсекционной модификации достигает 35 метров. Высота локомотива от головки рельса до рабочей площади токоприемника, находящегося в согнутом положении составляет 5050 мм. Назначенный срок эксплуатации электровоза — 45 лет.
Локомотив выполнен в виде двух автономных секций, оснащенных кабинами управления с полным набором оборудования, позволяющим обеспечивать движение как одной машины, так и в паре с другим локомотивом или в составе трех секций. Он унифицирован с моделью 2ЭС5К, работающей на переменном токе, по кабине управления, узлам механической части, а также некоторым системам оборудования. Благодаря применению электрической схемы, локомотив способен работать в режиме тяги, электрического торможения, выбега и стоянки. Во время движения в тяговом режиме происходит работа тяговых электродвигателей с независимым и последовательным возбуждением, а в режиме торможения с независимым возбуждением, питающимся от статического преобразователя. Допускается возможность изменения работы вентиляторов охлаждения тяговых двигателей в соответствии с температурными параметрами последних.
При создании локомотива был применен блочно-модульный принцип размещения узлов и систем в сочетании с наличием центрального служебного прохода. Такое решение позволило рациональней использовать внутрикузовное пространство и более эффективно расположить узлы экипажной части, заметно уменьшив металлоемкость. Узлы ходовой части электровоза полностью соответствуют действующим стандартам. Передача силы тяги и торможения от тележек к кузову происходит с помощью цельных наклонных тяг. В конструкции "Дончака" используется электрооборудование, которое предназначено для централизованного снабжения энергией пассажирского поезда.