Двигатель ЯМЗ-650 производится на базе французского мотора DCi11. В 2006 году «Группа ГАЗ» приобрела лицензию на выпуск у компании Renault Trucks. Он хорошо зарекомендовал себя на автомобилях марки Renault и послужил отличным обновлением силовых агрегатов на грузовиках «Урал».
Моторы ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10, ЯМЗ-652, ЯМ6521, а также их модификации являются четырехтактными дизельными рядными двигателями.
Технические характеристики
- Число цилиндров — 6.
- Воспламенение — от сжатия.
- Впрыск топлива — непосредственный.
- Тип охлаждения двигателя — жидкостный.
- Форсирование — турбонаддувом.
- Рабочий объем двигателя ЯМЗ-650 — 11 и 12 л.
- Степень сжатия — 16,4.
- Максимальная мощность — 412 л. с.
- Номинальная частота вращения коленвала — 1900, 2000 об/мин.
- Максимальный крутящий момент — 1870 (191) Н·м (кгс·м).
- Максимальный часовой расход топлива — 69 кг/ч (брутто).
Моторы марки ЯМЗ-650 устанавливаются на седельных тягачах, самосвалах, шасси, бортовых автомобилях, а также на других машинах производства ОАО «МАЗ», ОАО «МЗКТ», ОАО «АЗ» Урал, ХК «АвтоКраАЗ», ООО «МЗ «Тонар». Марка ЯМЗ-650.10 соответствует требованиям Евро-3, а двигатель ЯМЗ-652 соответствует техническим требованиям Правил ЕЭК ООН №96-02.
Особенности ЯМЗ-650
Мотор считается отлично сбалансированным благодаря количеству цилиндров (6 шт.) и идеально подобранному порядку их работы. Система нагнетания воздуха позволяет максимально эффективно использовать ресурсы топлива. А электронный блок управления позволяет подобрать оптимальные настройки системы впрыска.
Система смазки снабжена центрифугой и двумя полнопоточными фильтрами. Такая конструкция обеспечивает надежную работу двигателя на протяжении всего эксплуатационного срока. В дизельных моторах наблюдается высокая степень угара масла, поэтому данная система является актуальной.
Топливная аппаратура представлена насосом высокого давления, напоминает обычный ТНВД, но имеет общий трубопровод-накопитель и электронное управление форсунками. Топливо к форсункам подается по индивидуальным топливопроводам от накопителя. Сердцем современного дизеля является система электронного управления, которая формирует сигналы соленоида форсунок на опережение впрыска и длительности подачи. Программируемая часть системы позволяет менять настройки блока в широких пределах.
Для диагностики, сброса ошибок и перепрограммирования непосредственно на блоке управления электронной системой двигателя расположен разъем для подключения специального адаптера. Через него и осуществляется сбор информации и перенастройка. Особенностью системы привода основных агрегатов двигателя является то, что она — шестеренчатая. Данный поход обеспечивает повышенный срок жизни взаимосвязанных узлов, а также их полную согласованность во времени. Кроме прочего, хочется отметить простоту замены и установки шестерен системы.
Использование двигателей марки ЯМЗ 650
Двигатели марок ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10, а также их модификации устанавливаются на автомобилях МАЗ. Их используют (на базе МАЗа) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Моторы ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-6521, а также их модификации комплектуют автомобили марки «Урал». Их используют (на базе «Урала») для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 41 т, а также для автопоездов общим весом до 54 т.
Автомобили КрАЗ оснащаются двигателями марок ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10 и ЯМЗ-6502.10. Их используют (на базе КрАЗа) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Грузовики различных модификаций марки «Тонар» агрегатируются двигателями марок ЯМЗ-650.10 и ЯМЗ-6501.10. Их используют (на базе «Тонара») для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 31,5 т, а также для автопоездов общим весом до 64,5 т.
Колесные тягачи МЗКТ укомплектовываются двигателями марками ЯМЗ-650.10, ЯМЗ-6501.10, ЯМЗ-6502.10, ЯМЗ-652 и ЯМЗ-6521. Их используют (на базе МЗКТ) для грузовиков, самосвалов, шасси и тягачей с общим весом до 52 т, а также для автопоездов общим весом до 65 т.
Перспективы
Кооперация «Группы ГАЗ» совместно с итальянской компанией Ricardo позволила создать новейшую систему продувки цилиндров с использованием более эффективного турбокомпрессора и коллектора стандарта Евро-4. Данная разработка воплотилась в жизнь в серии двигателей марки ЯМЗ-651, созданной на базе ЯМЗ-650.
Выпуск двигателей серии ЯМЗ-650 осуществляется на технологической линии французского производства. Инженеры компании прошли стажировку в Renault Trucks, а также на заводах фирмы Bosch, и теперь успешно осуществляют изготовление и сборку моторов.