Электропоезд ЭД4М — рабочая лошадка пригородного сообщения

Электропоезд ЭД4М — рабочая лошадка пригородного сообщения

ЭД4М — российский пригородный электропоезд, глубокая модернизация ЭД4. Выпускается на Демиховском машиностроительном заводе.

История создания

Электропоезда серии ЭД4М выпускаются Демиховским машиностроительным заводом с 1997 года и по настоящее время. Что значит это название? Цифра 4 в аббревиатуре ЭД4М указывает порядковый номер модификации, а «М» — означает «модернизированный». К особенностям этих машин относится то, что они работают на постоянном токе и предназначаются для пригородного курсирования. Предшественником электропоезда ЭД4М была серия ЭД4, которая была запущена в производство чуть раньше — в 1996 году. ЭД4, в свою очередь, пришла на смену выпускаемым ранее сериям в связи с развалом СССР и необходимостью оснащать электропоезда отечественным электрооборудованием взамен латвийского, изготавливаемого на Рижском электромашиностроительном заводе.

Задачу по изготовлению электродвигателей взял на себя Новосибирский «Сибстанкоэлектропривод», а Новочеркасский электровозостроительный завод обеспечил поставки остального электрооборудования, позже к ним уже и присоединилась Санкт-Петербургская «Электросила». В конструктивном плане ЭД4 унаследовал все особенности выпускавшихся в 1993-1999 годах электропоездов ЭД2Т. Вагоны длиной 21,5 метра с полумягкими двухместными или шестиместными диванами, широкие входные двери и просторные тамбуры, благодаря которым посадка-высадка пассажиров ускорилась на 40% — почти в полтора раза!Электропоездов серии ЭД4 было выпущено всего шесть, и уже через год после начала их выпуска, в 1997 году свет увидела новая, модернизированная серия – ЭД4М. Модернизация коснулась главным образом кабины машиниста.

Посмотрим подробнее — что изменилось?

  • Была изменена форма лобовых стекол и увеличены их размеры.
  • Планировка кабины была улучшена, утеплена и отделана трудновозгораемым пластиком.Поставлены пантографные стеклоочистители с электроприводом.
  • Уменьшены размеры прожектора за счет повышения эффективности отражателя.
  • Установлена электронная автоматическая сигнализация неисправностей и возгораний, информация от которой отражается на мониторе в кабине машиниста.
  • Модернизировано кресло машиниста и повышена его вибробезопасность.
Читайте  Электропоезд ЭД4М - рабочая лошадка пригородного сообщения

В вагонах также произошли некоторые изменения:

  • Окна вагонов были заменены на герметичные стеклопакеты с тонированными стеклами.
  • Отделка салонов стала выполняться новенькими пожаробезопасными материалами.
  • Лампы накаливания в салонах были заменены на люминесцентные.
  • Над каждой входной дверью оказалось установлено информационное табло с использованием синтезатора речи.

Электропоезд ЭД4М

Конструкция

Первые три поезда серии ЭД4М были оснащены тяговыми двигателями Новосибирского АО «Сибстанкоэлектропривод», С.-Петербургского АО «Электросила» и бывшего партнера – Рижского электромашиностроительного завода, остальное электрооборудование было производства Новочеркасского электровозостроительного завода, за исключением быстродействующих выключателей, которые были как производства НЭВЗ, так и РЭЗ. Первенцы серии ЭД4М были направлены в распоряжение депо Перерва, Московской ж/д, где до сих пор курсируют в Курском направлении. Один из трех первых электропоездов ЭД4М в 1998г. был подвергнут контрольному испытанию на экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Южном Бутово.

Каждый электропоезд сейчас оборудуется системой мониторинга технического состояния, которая автоматически передает информацию в центры диагностики ближайших депо. Благодаря новым электромашинным преобразователям, больший процент электроэнергии поступает на собственные нужды, что обеспечивает надежное питание вспомогательных систем, в частности, системы кондиционирования, которая сейчас обязательна для всех вагонов. Раздельное управление охлаждением и подогревом воздуха в системах кондиционирования позволяет поддерживать комфортную температуру в салонах. Автоматическая принудительная вентиляция тамбуров, новая конструкция форточек, пропускающая больше воздуха, и современные кресельные блоки значительно повышают комфорт пассажиров.

Изменился и дизайн головных вагонов за счет усовершенствования конструкции лобового стекла и изменения формы фар – теперь они имеют наклонную форму. К настоящему моменту уже выпущено более четырёхсот восьмидесяти электропоездов серии ЭД4М, которые успешно курсируют по железным дорогам Российской Федерации и некоторых стран Ближнего Зарубежья.

Модификации

Из-за многочисленных рекламаций, поступающих от эксплуатирующих предприятий по поводу ненадежно работающего электрооборудования НЭВЗ и «Сибстанкоэлектропривод», было принято решение о выпуске электропоездов с «импортным» электрооборудованием РЭЗ. Три электропоезда этой серии получили название ЭД4М1, после чего Демиховский машиностроительный завод вернулся к серийному выпуску электропоездов ЭД4М.

Читайте   Рельсовый автобус РА 2

Кроме полноценных составов с 2003г. стали выпускаться также отдельные вагоны – головные и промежуточные прицепные, а также промежуточные моторные. Серия ЭД4М с течением времени подвергалась различным усовершенствованиям, без изменения серийного номера. Также появлялись новые модели, разработанные на базе ЭД4М

  • электропоезд повышенной комфортности ЭД4МК
  • усовершенствованная серия ЭД4М-500 с новым экстерьером
  • ЭД4МКУ с выходом на высокие платформы, предназначенные для межобластных электрифицированных железных дорог
  • ЭД4МКМ и его модификация ЭД4МКМ-АЭРО, предназначенная для пассажироперевозок с ж/д вокзалов в аэропорты
  • энергосберегающий электропоезд ЭД4Э.

Электропоезда серии ЭД4М, выпускаемые в настоящее время, существенно отличаются от первых экземпляров этой же серии. Все они оснащены дверьми, которые позволяют выход как на низкие, так и на высокие платформы. Вместо точечных светильников на потолках салонов устанавливается непрерывная световая линия, совмещенная с пожарной сигнализацией и средствами громкой связи. В тамбурах и салонах, а в некоторых спецпоездах даже на крышах вагонов начали устанавливаться видеокамеры наблюдения с постоянной видеозаписью. Это новшество значительно повышает безопасность пассажиров, а также позволяет машинисту следить за обстановкой через дисплей на пульте управления.

Технические характеристики стандартного состава

  • Длина состава — 22000
  • Ширина вагона — 3522
  • Высота — 4253
  • Количество мест общее — 1100
    • в головном вагоне — 80
    • в прицепном вагоне — 110
  • Конструкционная скорость — 130 км/ч
  • Общая мощность двигателей — 4700 кВт
  • Удельная мощность — 9,09 кВт
  • Ускорение — 0,67м/с
  • Торможение — 0,65м/с
  • Варианты составов — 4,6,8,9, 11
Поделитесь с друзьями
18 0
Поделитесь мнением