Ракета-Носитель «Ангара» А5

Ракета-Носитель «Ангара» А5

Ракетоноситель «Ангара» А5 уникален тем, что он стал первым, выпущенным после распада Советского Союза. Распад великой космической державы привел к ряду значимых проблем в этой отрасли. Знаменитый «Байконур» оказался на территории дружественного, но «зарубежного» Казахстана. С него осуществлялись запуски ракетоносителей тяжелого класса «Протон» и «Энергия». Именно с этим космодромом связаны все успехи советской космонавтики.

История создания 

Для того, чтобы не потерять лидирующие позиции в освоении космоса, приоритетном направлении для нашей страны? Правительство РФ объявило в сентябре 1992 года конкурс на создание нового космического ракетного комплекса для тяжелых РН. Также имелось ввиду, что все узлы и детали, исходя из стратегических интересов РФ, должны быть отечественного производства, а все будущие запуски осуществляться с космодромов, находящихся на нашей территории. В конкурсе приняли ведущие конструкторские бюро отрасли: КБ Макеева, РКК «Энергия» им. Королева, ГКНПЦ им. Хруничева. Победу среди проектов одержал коллектив ученых Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева. Предпочтение получил его проект КРК «Ангара», а разработка и производство признано делом государственной важности. Новый комплекс позволит осуществлять запуск космических устройств разного типа со всех стартовых площадок страны.

Заказчиками космического ракетного комплекса стали Федеральное космическое агентство и министерство обороны РФ. В настоящее время производство основных компонентов комплекса осуществляется в Омске на ПО «Полет».

Испытания РН «Ангара» А5.

Первый запуск ракетоносителя тяжелого класса «Ангара» А5 состоялся 23-го декабря 2014 года на космодроме Плесецк Архангельской области. Испытание прошло успешно: ракетоноситель при помощи разгонного блока «Бриз М» вывел муляж аппарата на геостационарную орбиту, а после выполнения назначенных задач блок вместе с макетом были уведены в зону захоронения или, по-другому, зону существования. Вес РН в момент запуска был около 768 тонн, масса муляжа, примерно, 2 тонны. Высота выведения – 35.8 тысяч километров. Все отделяемые ступени упали согласно расчетам центра.

Читайте  Ракета-носитель «Союз-2», прошлое, настоящее и будущее

Следующим этапом стало начало создания в 2016 году инфраструктуры для «Ангары». Планируемый запуск коммерческого спутника Анголы при помощи ракеты-носителя «Ангары» А5, назначенный на декабрь 2016 года, не состоялся из-за неготовности ракетоносителя. Дата старта перенесена на 2017 год и будет объявлена дополнительно.

Зачем нужна «Ангара»?

Если объединить все задачи, стоящие перед новым ракетоносителем, то можно отметить следующие основные направления.
— Создать конкурентоспособный космический комплекс, не уступающий ракетоносителям США, Китая, европейского содружества.
— Активация космодромов, размещенных на территории России. Это, прежде всего, Плесецк, «Восточный» и ряд других, находящихся в проектах.
— Полностью осуществлять разработку, производство комплекса за счет задумок, деталей, узлов, выпущенных в нашей стране. Помимо стратегической важности этого факта, такая политика дает работу многим предприятиям оборонной промышленности, новые рабочие места.
— Разработка новых ракетоносителей должна осуществляться по модульному принципу, что значительно облегчит транспортировку ее компонентов к месту запуска и позволит создать на модульной основе целое семейство разных по грузоподъемности ракетоносителей: от самого легкого с одним модулем, грузоподъемностью 1,5 т до РН тяжелого класса типа «Ангара» А5 и А7.
— Создание нового экологического чистого вида топлива кислород + керосин. Применяющееся горючее на «Протоне-М», гептил, является чрезвычайно токсичным, использование которого далеко не безопасно. Новое топливо позволит существенно обезопасить запуск ракетоносителей «Ангара», в том числе, как планируется, с пилотируемым кораблем.

Технические характеристики

Ракетоноситель осуществляет запуск при помощи универсальных ракетных модулей (УРМ) в количестве пяти единиц при помощи ракетных двигателей РД-191. Основная часть, четыре штуки, находятся на первой ступени, один расположен на второй. УРМ состоит из емкостей с окислителем и горючим, сочетающихся между собой особой проставкой и отсека, где расположен жидкостный реактивный двигатель. РД-191 уже использовался в РН «Энергия» и представляет собой четырехкамерное силовое устройство. В качестве топлива применяется экологически чистая комбинация продуктов сгорания керосина и жидкого кислорода.

Читайте  НАСА показывает солнечное затмение на Земле из космоса

Приведем некоторые параметры «Ангары» А 5. Длина РН – 55,2 м, диаметр носителя – 8,86 м. Вес при запуске – 773 тонны. Расчетная масса запускаемых объектов на низкую опорную орбиту 24,5 т, на геостационарную – 4,6 т. В качестве разгонного блока возможно применения «Бриз М» или кислородно-водородное устройство тяжелого класса.

Длина универсального ракетного модуля равна 25,1 м, его диаметр 2,9 м. вес УРМ, заправленного горючим – 149 тонн.Хочется привести пример денежного эквивалента запуска груза при помощи РН «Ангара» А 5. Для доставки одного килограмма на НОО (низкую опорную орбиту) требуются затраты в 2 400 американских долларов. Отправка на большую высоту ГСО (геостационарную орбиту) – 4600 этой же валюты. Это более дорогое удовольствие, чем запуск РН «Протон-М», примерно на 40%. Однако, с увеличением количества запусков, себестоимость ракетоносителя может существенно снизиться. Планировалось, что к 2021 году РН «Ангара» А 5 будет ежегодно запускать 6-7 спутников. К 2015 году на запуск в работу космического ракетного комплекса потрачено 160 млрд. рублей. Также предполагается, что к 2025 году ракетоноситель «Протон-М» полностью будет заменен более молодым устройством.

«Навстречу утренней заре – по «Ангаре»?

Слова из этой популярной в прошлом, песне вспоминаются после заседания научно-технического совета Роскосмоса, которое произошло 12 марта 2015 года. На нем все члены НТС единогласно проголосовали за продолжение работ по проекту, в том числе и по «Ангаре» А 5. Несмотря на длительные сроки подготовительного периода, было предложено включить дальнейшие действия по запуску РН в Федеральную космическую программу, которая будет осуществляться до 2025 года. Хотя надо признать, что многие технические эксперты неоднократно отмечали многие недостатки проекта. Перечислим основные из них.

Читайте  Черная дыра звучит по новому - в космосе оказывается все же есть звук

— Недостаточную мощность первой ступени «Ангары» А 5, что может привести к аварийной ситуации при доставке грузов с большим весом.
— Длительная задержка по запуску проекта приводит к тому, что в ближайшем будущем, к началу двадцатых годов, американская космонавтика приобретет ракету нового поколения SLS/Orion, перед которой РН «Ангара» А 5 будет технически устаревшим средством.
Существуют и другие замечания, которые ставят под сомнение целесообразность выполнения программы.

Хочется верить, что история с РН «Ангара» А 5 найдет свое логическое завершение. Разработка космического долгостроя закончится и наша страна получит нужный ракетоноситель, который сможет стать полезным в деле отечественной космонавтики.

Поделитесь с друзьями
1488 0
Adblock
detector