Легкий самолёт-амфибия Бе-103

Легкий самолёт-амфибия Бе-103

Самолёт-амфибия Бе-103 — легкий самолет-амфибия, разработанный в 90-ых годах, один из самых неприхотливых самолетов в мире.

История создания

В конце двадцатого века был дан старт разработке самолёта-амфибии Бе-103. Суть этого проекта заключалась в преследовании нескольких важных целей, а именно разработать гидрологический и аэродинамический компонент для тяжелейших самолётов, общая масса которых превышает пятьсот тонн и обеспечить выпуск амфибии для грузовых и пассажирских перевозок местными линиями страны. Модель Бе-103 стала одной из самых удачных летающих амфибий современности, а старт воздушным полётам был дан 15. 06. 1997, когда Бе-103 впервые поднялся в воздух.

Самолёты выпускались мелкими партиями на Комсомольском-на-Амуре Авиационном Производственном Объединении. Также небольшая партия была закуплена канадцами для своих целей. Гидросамолет можно эффективно использовать на длинных по протяжению прибрежных зонах вблизи небольших водоёмов, таких, как реки и озёра, а также те места, куда не может пробраться другая техника. В этом и особенность лёгкого самолёта-амфибии. Одним из качеств, выделяющих его среди аналогов, является возможность эксплуатирования как грунтовых, так и оборудованных взлётно-посадочных площадок, или же посадка на внутренний водоём или в морские владения. 

Конструкция

Самолёт-амфибия Бе-103 имеет достаточно сложное строение — моноплан с низко встроенным крылом. Хвостовое оперение находится как вертикально, так и горизонтально. Трёхпорное шасси и носовое колесо обеспечивают мягкую посадку. Два поршневых двигателя марки ТСМ IO-360 обеспечивают силовую установку. Расположены они на горизонтальных пилонах по разным сторонам фюзеляжа. Благодаря низкой установке крыла создается заметный экранный эффект в режиме взлёта и посадки. Это даёт возможность глиссирования на редане и задних кромках центральной части крыла.

Сконструирован самолёт с помощью склёпки. Сам материал сделан из сплавов алюминия, так как он обладает прекрасными аэродинамическими свойствами. Сверху находится небольшая прослойка средства против коррозии. Это не даёт возможности гидросамолету Бе-103 покрыться ржавчиной и дает ему возможность быть использованным в любом климате. Также в конструкции самолёта-амфибии применяются сплавы из самого прочного метала на Земле – титана. Нашли своё применение даже полимер и стеклопластик. Компоненты выбирались гениями воздушной промышленности, чтобы обеспечить технику прочностью, лёгкостью, износостойкостью, пожаробезопасностью. Планер же изготовлен как неразъемный агрегат и состоит из лодки, киля, средней части крыла, пилонов двигателей. Противопожарное оборудование также включено в систему самолёта, как и система управления, система гидравлики, система подогрева и поступления воздуха, система против обледенения, система навигаторов.

Читайте  КАвЗ-4238 Аврора

Основные узлы

Гидросамолет Бе-103 имеет у себя в распоряжении два мощнейших авиадвигателя от американского производителя «Teledyne Continental Motors», модель которых называется TCM IO-360ES4. Приятной особенностью двигателей является воздушное охлаждение и мощность 420 лошадиных сил на двоих. Благодаря качественной системе силовой установки самолёта его можно запустить в любых температурных условиях. Пилотам же разработчики сконструировали комфортабельную кабину, которая оснащена шумоизоляцией и защитой от вредных примесей с воздуха. Максимально возможная высота полёта варьируется в районе 3000 метров от земли со скоростью свыше 200 километров в час и пролетает он порядка 1100 км. Совместно с германскими трёхлопастными реверсивно-воздушными винтами эксплуатируются двигатели самолёта.

На приборной доске вы можете встретить приборы для радиосвязи, навигационное оборудование, пульт управления самолётом. Благодаря этим устройствам обеспечиваются независимость при подготовке к эксплуатации, ручные ППП и ПВП полёты как днём, так и ночью. Приборы могут в любых условиях осуществить предполётную подготовку за десять минут, бесперебойное определение координат местонахождения, определение высоты полёта, а также воздушных скоростей и температуры за бортом. Еще приборами определяются критические режимы полёта, индикация и сигнализация используемых ограничений.

Бе-103 оборудован радиосвязью и пилотажной навигацией Bendix/Kind.

Технические характеристики

  • Экипаж — 1 чел
  • Количество пассажиров — 5 чел
  • Размах крыла — 12,72 м
  • Площадь крыла, м² — 25,1 м.кв.
  • Длина самолета — 10650
  • Высота самолета — 3757 
  • Пустой эксплуатационный вес -1824 кг
  • Снаряженный эксплуатационный вес -1902 кг
  • Минимальная глубина водоема при эксплуатации, м 1,25
  • Тип и мощность двигателя, л.с. TCM-IO-360ES 2 x 210, Винт трехлопастной реверсивный, изменяемого шага 

Летные характеристики

  • Максимальный взлетный и посадочный вес (суша, вода) —  2270 кг
  • Максимальное топливо — 245 кг
  • Максимальная полезная нагрузка — 368 кг
  • Максимальная крейсерская скорость (МСА, 3000м) — 240 км/ч 
  • Экономическая крейсерская скорость (МСА, 3000м) — 190—210 км/ч 
  • Эксплуатационный потолок — 3000 м
  • Практический потолок, м 5020
  • Максимальная дальность полета (МСА, 3000 м, АН3 0,5ч) — 1070 км
  • Длина разбега (МСА, уровень моря) — с суши, м 350, с воды, м 560
  • Длина пробега (МСА, уровень моря) — на суше, м 400, на воде, м 360
Читайте  Мотороллер ВП-150 «Вятка»

Применение

Применяется самолёт-амфибия Бе-103 в самых различных направлениях. А именно — пассажирские и административные перевозки, грузовые и почтовые перевозки небольших товаров, функция скорой помощи, осуществление контроля экологического состояния акваторий и взятие проб воды на анализ, мониторинг недопущения пожара в лесах, наблюдение за границами государства с целью недопущения контрабанды. 

Поделитесь с друзьями
982 0
Adblock
detector