- Подробности
- Категория: Позновательные материалы
- Опубликовано: 01.10.2016
Сухопутный корабль БелАЗ-75710
Бытует легенда, что один из конструкторов БелАЗа ранее служил на флоте и безумно любил корабли. Потом по состоянию здоровья его «списали» на сушу, но фанатическая тяга к кораблям никуда не делась и именно она стала одной из причин создания грузовика, несущего в себе размеры и очертания небольшого эсминца. Гигантомания при проектировании сверхмощного грузовика, необходимого для удовлетворения нужд карьерных разработок, была не простой блажью. В данную сферу действительно требовался колосс, отличавшийся титанической грузоподъемностью наряду с очень высокой проходимостью. Будущей машине, по мнению заказчиков, не только любое бездорожье должно было быть по плечу, а сами дороги обязаны приходить в ужас при виде гиганта. Одной из таких машин стал БелАЗ-75710.
Изделия Белорусского автозавода впервые начали свой путь по дорогам страны в 1948 году. Первая рабочая лошадка получила народное прозвище «четвертак» за свою 25-тонную грузоподъемность и вполне успешно изготовлялась еще на гиганте МАЗ. После того, как эстафету по ее выпуску принял БелАЗ, качество порядочно упало. Но уже к 60-году белазовцы здорово поднаторели в изготовлении крупнотоннажных тягловиков, количественно доведя их до юбилейного тысячного экземпляра. Модельный ряд также увеличивался дебютом 40-тонника МАЗ-350 и карьерного тягача, способного таскать на прицепе 27 тонн - БелАЗ-540. В середине 60-ых 540-ая модель и 531-ая получили золото на международной выставке спецтехники в Германии. Выпуск машин-монстров продолжался. Росли габариты и грузоподъемность. Широта спецификации распространилась на выпуск аэродромных тягачей, которые без проблем буксировали двухсоттонные самолеты. В то время это были революционные прорывы. К концу восьмидесятых белазовцы по сути стали чуть ли не монополистами на мировом рынке, занимая до 60% доли по поставкам специализированной автотехники.
Концерн БелАЗ - один из немногих, кто пережил злые девяностые, в которых штормовой ветер перемен ломал страны, судьбы, жизни. Минчане не просто выжили, а смогли с успехом приспособиться к новым существующим реалиям, значительно модернизовав свои сборочные линии, сменив смежников из всесоюзных на международных. Самосвал под маркером БелАЗ-75710 родился уже в наши дни, в 2014 году и был улучшенной, укрупненной версией своего предшественника серии 75601, грузоподъемностью 360 тонн. Новый титан предусматривал транспортировать до 450 тонн породы, но однажды смог взять вес в 530 тонн и был размерами с одноэтажный дом: 20 метров в длину, 10 в ширину и 9 с хвостиком в холке. Зураб Церетели молча завидует размерам и размаху! Весил он безумно много - только без груза цифра эта упиралась в 360 тонн. Топливные емкости вмещали 5500 литров, расходуя 300 литров на 100 километров при полной загрузке. Пустой же транспорт имел возможность переключаться в более экономичный режим и работать только на одном двигателе.
Существующая грузоподъемность была благодаря двум дизельным установкам на 16 цилиндров, которые поставляли из Детройта. А сами моторы уже и приводили в действие тяговой электропривод ММТ500 мощностью с парой тяговых генераторов от немецкого Сименса. Общая мощность, развиваемая силовыми модулями, становит воистину фантастическую цифру в 3425 кВт, или же 4600 лошадиных сил! Крутящийся момент 75710-го в 25 раз опережает выдаваемый гоночным болидом из «Формулы1». То есть, это гибридный автомобиль с мощностью двух спаренных магистральных тепловозов.
БелАЗ-75710 – это восьмиколесный монстр, где каждое колесо 44/00-63/50 спокойно держит нагрузку более 100 тонн и одна только шина 59/80R63 весит больше пяти тонн, имея в высоту около четыре метра. Подвеска с гидропневматикой имела диаметр амортизаторов 170мм. Естественно, эта высокотехнологичная груда металла стоила за 2 миллиона долларов, в зависимости от комплектации. Но это все равно почти вдвое дешевле его европейского конкурента, а по характеристикам белорус играючи превосходит всех конкурентов в своей области. Капиталовложения в автомонстра серии 75710 вполне окупали себя, потому что самосвал чуть ли не в полтора раза снижал в цене транспортные перевозки в своей специфике. Несмотря на монументальные размеры, самосвал БелАЗ-75710 развивал крейсерскую скорость в 65 км/час и обладал простой и интуитивно понятной системой управления.
Естественно, существующий современный грузовик, способный перевозить до 450 тонн – это далеко не предел, а лишь очередная отправная точка белазовского гения в повышении габаритов, грузоподъемности и новых технических рекордов.