- Подробности
- Категория: Обзоры
- Опубликовано: 19.06.2017
Новые вертолеты России
Так уж сложилось, что в 90-ых годах прошлого века новых вертолетов Российского производства практически не было, а все разработки конца 80-ых годов глохли на этапе поиска средств для старта проекта и максимум, на что хватало сил, это небольшая модернизация. Ситуация начала исправляться только в середине нулевых годов, когда отрасль постепенно начала получать финансирование, а так же подстроилась под нужды рынка и начала зарабатывать. Именно поэтому последние десять лет у нас появился заметный перекос в сторону коммерческих моделей, и что КБ Камова, что БК Миля в первую очередь делают ставку на создание коммерческого транспорта, который будет иметь спрос по всему миру. Для военных же идет глубокая модернизация старых моделей, ведь для того, чтобы сделать что-то принципиально новое, нужно сделать настоящий прорыв, на который может уйти не один год. А пока на старые платформы Ми-28 и Ка-52 ставиться самое современное оборудование и российская армия получает современное вооружение уже сейчас.
Наш обзор мы начнем по традиции с самых маленьких образцов и закончим военными машинами и прототипами.
Двухместный вертолет Афалина
Процесс создания доступного сверхлегкого вертолета давно занимает умы не одного десятка конструкторов, мир видел уже множество моделей, однако в России такой вертолет в диковинку, ведь еще каких то 30 лет назад о личном вертолете в нашей стране мог рассуждать разве что сумасшедший человек. Но времена меняются и на подобные машины появился спрос, а спрос как известно всегда рождает предложение.
Вертолет Афалина разрабатывается с 2010 и в этом году планируется запустить серийное производство машин. Основная же идея - сделать вертолет максимально дешевым и доступным. Разработкой Афалины занимает компания ХелиВэйл, базирующаяся в Екатеринбурге. Она уже собирает по лицензии похожие вертолеты, которые стоят порядка 6 млн рублей. Запуск нового серийного производства сможет серьезно удешевить новые машины и сделать их максимально доступными.
Легкий вертолет Ансат
Не сказать, что Ансат является новейшим вертолетом, однако серийный его выпуск начался не так давно, в 2006 году. Разрабатывался он довольно долго, целых тринадцать лет прошло от начала разработок до серийного выпуска и учитывая экономическую ситуацию в стране, это вполне объяснимо. Как такового заказчика у этой модели не было, и создавалась она исключительно для коммерческих целей Казанским подразделением КБ Миля и Ансат очень быстро завоевал свою нишу как в России, так и за рубежом. Вертолет имеет как государственные, так и частные заказы и в ближайшем будущем вряд ли его кто сможет потеснить из Российских производителей в свое сегменте рынка.
Вертолет Ка-62
А вот Ка-62 это по настоящему новейший вертолет, который только в 2017 году совершил своей первый полноценный полет. Создание Ка-62 затянулось настолько серьезно, что сейчас это уже совершенно другая машина, чем это было на старте проекта. Первые задумки создания подобной машины уходят в конец 80-ых годов. В 1990 году проект был заморожен, а поиск инвесторов не давал результата целых 20 лет. Работы возобновились только в 2011 году и пришлось создавать все практически с нуля.
Этот вертолет несколько больше чем Ансат и способен поднимать в воздух в полтора раза больше пассажиров или груза. Эти две модели, несмотря на внешнее сходство и похожие размеры, не являются прямыми конкурентами. Ансат это в первую очередь легкий и экономный вертолет. Ка-62 - обладает высокой крейсерской скоростью и повышенной подъемностью, и это его главные достоинства. Но при этом Ка-62 довольно тяжеловат, обладает меньше маневренностью и скоростью набора высоты, что является очень важным фактором при некоторых условиях эксплуатации.
Вертолет Ми-38
Ми-38 достойный продолжатель самого известного нашего вертолета времен СССР М-8 и его прямой наследник. Разработки более современного вертолета подобного класса велись давно, однако первым стал Ми-171, который является по сути очередной глубокой модернизацией Ми-8. Первые новости о совершенно новой модели появились в новостях в 2013 году, когда он на этапе испытаний установил сразу несколько рекордов.
В настоящее время серийное производство еще не начато и было произведено всего 4 летных экземпляра, однако уже ясно, что это дело не такого далекого будущего. Основные достоинства Ми-38, как и своего предшественника, это высокая грузоподъемность, а также большая практическая дальность и практический потолок. Однако появились и существенные улучшения, например почти на 30% процентов выросла крейсерская скорость и высокая скорость набора высоты.
Сравнительная таблица гражданских вертолетов
Афалина | Ансат | Ка-62 | Ми-38 | |
Мощность двигателя л.с. | 135 | 2х630 | 2х1545 | 2х2350 |
Количество Пассажиров | 2 | 9 | 12-15 | 30 |
Максимальная взлетная масса/Грузоподъемность кг | 600/230 | 3300/1300 | 6500/2000 | 14200/6000 |
Крейсерская скорость км/ч | 200 | 250 | 295 | 295 |
Практическая дальность км | 750 | 635 | 780 | 1300 |
Практический потолок м | 2000 | 5700 | 5700 | 9150 |
Скорость набора высоты м/сек | 21,5 | 13,6 |
Ми-28Н Ночной охотник
Российская армия обладает одним из лучших, а возможно и лучшим, подбором боевых вертолетов, способных выполнять самые серьезные задачи. Самым, пожалуй, известным советским боевым вертолетом был Ми-24, разработанный еще в 70-ых годах прошлого века. Однако время не стоит на месте и уже в 80-ых годах была начата разработка более современной ударной машины на базе Ми-24, тем более 24-ка это не чисто ударный вертолет, а он так же использовался как десантный. Свой первый полет опытный образец Ми-28 совершил уже 1982 году, однако проект сильно затянулся и первый опытный образец обновленного Ми-28Н был показан широкой публике лишь 14 лет спустя. Несмотря на непростую ситуацию в стране, коллектив предприятия смог довести боевую машину до ума, однако у военных просто не было денег на обновление парка вертолетов. Первый госзаказ был получен лишь в 2005 году, и то покупка 67 машин была растянута на 7 лет и все это время велась его доработка и улучшение. Ми-28Н принят на вооружение министерством обороны 27 декабря 2013. На текущий момент ВВС России располагает порядка 90 Ми-28 и планирует дальше продолжать обновлять парк ударных вертолетов.
Ка-52
Соревновательный принцип в СССР между различными КБ был основополагающем при создании самых различных боевых машин, Ми-28 и Ка-50 разрабатывались параллельно, и даже характеристики у них во многом очень похожи. Свой первый полет Ка-50 так же совершил в 1982 году. Ка-52 - серьезно доработанная версия ударного вертолета Ка-50. Свой первый полет Ка-52 совершил в 1997, однако начала производства пришлось ждать еще 11 лет и лишь в 2008 первые серийные образцы поступили для испытаний, которые продлились еще 3 года. На вооружение вертолет был принят в 2011 году и настоящее время подписан контракт на поставку 140 вертолетов для ВВС России.
В настоящее время Ка-52 является лучшим ударным вертолетом по многим параметрам не только в России, но и в мире. Однозначно лучшим его назвать нельзя, ведь у каждой модели есть как преимущества, так и недостатки, однако некоторые его боевые возможности впечатляют. Например Ка-52 обладает лучшей боевой нагрузкой в классе, которая может достигать 2800 кг. Так же впечатляют и его скоростные возможности, например набор высоты - 16 м/с, а так же высокая крейсерская скорость в 310 км/ч.
Ка-90
В настоящий момент потенциал современных вертолетов раскрыт практически полностью, конструкторы борются скорее за небольшие улучшения, а так же модернизируют модели за счет более современной электроники. Для настоящего прорыва необходимо пересмотреть полностью концепцию создания этих летающих машин. Одной из таких попыток является создание абсолютно новой и прорывной машины Ка-90, способной разгоняться до 700-800 км/ч, что для современных вертолетов является запредельной цифрой. Однако это будет уже скорее не вертолет, а своеобразный гибрид, который будет разгоняться за счет винтов до 400 км/ч, а дальше будет продолжать полет за счет возможностей планера а так же установленных на вертолет двигателей. Создание первого опытного образца Ка-90 планируется на 2020 год, а пока мы имеем только общую концепцию и макет, представленный широкой публике еще в 2008 году.