ГАЗ-3344 - гусеничный вездеход, разрабатываемые специально для сложнейших условий бездорожья Сибири и севера нашей страны.
Заволжский завод гусеничных тягачей, расположенный в Нижегородской области, занимается производством вездеходов с 1973 года, являясь основным поставщиком вооружённых сил и нефтедобывающей отрасли, где эти машины особенно востребованы. Предприятие работает более 40 лет, однако, модельный ряд включал только однозвенные вариации. До недавнего времени, единственным отечественным предприятием, занимающимся выпуском двухзвенных вездеходов являлся ишимбайский завод «Витязь». Заволжские конструкторы решили не отставать от основных конкурентов, представив в 2014 году снегоболотоход ГАЗ-3344: первую модель, созданную в двухзвенном варианте: два самостоятельных блока рамы, оснащённые собственной ходовой частью
Конструкция
Два блока вездехода соединяются между собой шарнирно-сочленённым способом. Взаимное изменение положения звеньев относительно оси друг друга обеспечивают технике невероятную проходимость. Кроме этого, соединительный шарнир может блокироваться, следовательно, вездеход без проблем может пересекать довольно широкие препятствия и траншеи, вполне оправдывая своё предназначение.
Ширина машины примерно равна малолитражному грузовому автомобилю «Газель», поэтому ГАЗ-3344 может без проблем передвигаться по небольшим дорогам, проложенным через лесные массивы сельскохозяйственными тракторами. Колея машины рассчитана таким образом, что обеспечивает перемещение по железнодорожным веткам путей. Учитывая, что траки могут оснащаться резиновыми накладками, вездеход будет передвигаться по рельсам как по асфальтированным дорогам: не повреждая полотно и не соскальзывая на насыпи. Многотонные вездеходы предыдущих поколений тоже имеют такую возможность, однако, широкая база не даёт технике полноценно встать на рельсы, поэтому она перемещается под уклоном, часто повреждая рельсы.
Основные узлы
Компоновка техники может меняться в зависимости от целевого применения, поэтому рассмотрим базовые технические параметры.
Двигатель
Снегоболотоход может комплектоваться двумя типами двигателей:
- 190-сильным дизельным агрегатом ЯМЗ-5402.
- CUMMINS ISB4/5E3, производительностью 185 л. с.
Двигатели располагаются в кормовой части первого звена, чтобы обеспечить оптимальный баланс для гусеничной базы. Стыкуются силовые агрегаты с 5-ступенчатой коробкой ALLISON 2500, усилие на ведущие катки второго блока передаётся посредством карданного вала.
Ходовая
Оба блока обладают идентичной гусеничной базой: 6 опорных катков по каждому бору и торсионная подвеска. Направляющие катки, расположенные в передней и задней части гусеничного полотна штатно оснащаются дополнительными амортизаторами и ограничителями хода, что позволяет избежать механических повреждений на пересечённой местности.
Для передвижения техники в городских условиях, предусмотрены резиновые накладки. Благодаря конструктивным особенностям, защитные элементы можно устанавливать без демонтажа гусеничного полотна.
Корпус
По внешнему виду, вездеход напоминает семейные автомобили класса «Минивэн», поставленные на гусеничный ход. Дизайн подразумевает современный внешний вид и эргономичную форму. Кузов обоих блоков оснащается отопительными системами, имеет повышенный уровень герметичности. В передней части предусмотрены места для водителя и четырёх пассажиров. Грузоподъёмность ведущего модуля – 500 килограмм.
Второе звено рассчитано на 15 посадочных мест, или может использоваться для транспортировки грузов, весом до 2 000 килограмм. В штатном варианте, задний блок имеет остекление, дверь для посадки пассажиров, расположенную в кормовой части, отопительную систему.
Технические характеристики
- Длина – 9.5 м.
- Ширина – 2.02 м.
- Высота – 2.6.
- Масса – 10 тонн.
- Допустимая нагрузка – 2.5 тонны.
- Число посадочных мест (включая водителя) – до 20.
- Клиренс – 400 мм.
- Номинальные углы подъёма/крена – 35 и 25 градусов соответственно.
- Скоростные показатели – 60 и 6 км/ч для передвижения своим ходом и вплавь.
- Вместимость топливного бака – 400 литров.
В стандартной комплектации, вездеход поставляется в грузопассажирском варианте, однако по желанию заказчика, второй блок может оснащаться буровыми установками или телескопическими вышками. Соответственно цена таких модификаций будет выше.
Эксплуатация
ГАЗ-3344 разрабатывался специально для перевозки людей, оборудования и малогабаритных грузов на территориях, где нет дорог общего пользования. Техника способна работать в любых климатических зонах, и отлично зарекомендовала себя в районах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири.
Машина может использоваться в качестве аварийно-спасательного комплекса, пожарной техники, мобильной буровой установки, телескопической вышки для обслуживания высоковольтной линии электропередач.
Перспективы
Вполне естественно, что такая многофункциональная машина повышенной проходимости заинтересовала военных. В отличие от гражданской версии, ГАЗ-3344 военного образца будет оснащаться системами защиты и ведения огня (до 5 модулей для второго звена), иметь усиленную защиту топливных баков.
При этом делать снегоболотоход тяжело бронированным не предполагается: дополнительные стальные листы увеличат конструкционную массу, следовательно, техника потеряет мобильность. В целом, разработка Заволжских инженеров-конструкторов имеет неплохие перспективы в военной отрасли и гражданской промышленности.