Проект 941 Акула – стратегический тяжёлый подводный крейсер России

Проект 941 Акула – стратегический тяжёлый атомный подводный крейсер, мощнейшее средство ядерного сдерживания России. 

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Технические характеристики
  4. Силовая установка
  5. Вооружение
  6. Интересные факты

Возможность ядерного ответного удара сдерживает Запад от войны с Россией. Лодки аналогичные этому проекту и сегодня вносят коррективы в манеру поведения НАТО по отношению к Москве. Со времён Горбачёва-Ельцина спонсируются программы по её уничтожению через свои же международные институты «мира». Самая большая ядерная субмарина обладает превосходной скрытностью, автономностью, дальностью хода, акустикой и непревзойдённой мощью 20-ти баллистических ракет по 2000 килотонн в тротиловом эквиваленте.

История создания проекта 941 Акула

Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.

Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».

Проект 941 Акула

С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).

Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».

Проект 941 Акула

Конструкция

По принципу общения западной прессы с неразвитым воображением обывателей США, с 1990-ми в Россию перекочевала манера подачи информации. Об уникальности проекта теперь говорят сводки рекордов Гиннеса. Вместо высоты 25 м на слуху сравнение с 9-ти этажным домом. Длина судна 172,8 м, измеряется странным образом в двух футбольных полях. Стоит добавить, ширина составляет 23,3 м. Новой идеей в судостроении стал спаренный корпус по принципу катамарана с шахтами ПУ (пусковых установок) для БР (баллистических ракет). Двойной корпус сообщается 3-мя отсеками в носовой, кормовой и центральной части корабля. Всего 19 отсеков, что повышает живучесть титановой лодки. Покинуть подлодку можно через 2 спасательные камеры из расчёта на всех членов экипажа из 165 человек. БИУС (боевая информационная управляющая система) с новейшими системами: гидроакустической, радиолокационной и спутниковой.

Скрытность подводного хода обеспечивает толстое резиновое покрытие весом 800 т. Кольцевые обтекатели лопастей (фенестроны) снижают шумность хода. Всё оборудование крейсера крепится к корпусу через резиновые кордовые амортизаторы. Дальность плавания 6 месяцев, ограничивается временем запаса провизии. Поэтому внутри «Плавучего Хилтона» есть зал отдыха, спортзал, бассейн, сауна, живой уголок. Подводная скорость 25 узлов при уникальном водоизмещении 48 000 т, надводная 12 узлов при водоизмещении 23 200 т. Глубина работы 400 м, максимальное погружение на 500 м. Чтобы управлять массой такого корабля понадобилось крестообразное оперение в корме, убираемые горизонтальные рули установлены за глубинными семилопастными винтами. Манёвренность субмарины повышается подруливанием боковых устройств с поворотными гребными винтами с электроприводом по 750 кВт.

Технические характеристики

  • Длина - 172,8м
  • Ширина - 23,3м
  • Высота - 25м
  • Экипаж - 165 человек
  • Водоизмещение
    • подводная 48000 тонн
    • надводная 23200 тонн
  • Осадка - 11,2м
  • Максимальная глубина погружения - 500м
  • Скорость надводная - 12 узлов
  • Автономность плавания - 6 месяцев

Характеристики массы, прочности и силовых установок позволяют ломать лёд 2,5 м и наносить неожиданные удары из Арктики. Для этого задвигаются носовые рули, а ледоколящие приспособления носа и рубки медленно прижимаются к замёрзшей толще воды и лодка без труда выходит испод воды. Подводный ракетный крейсер работы КБ «Рубин» единственный в своём роде проект. Удалось получить наименьшую осадку (средняя – 11,2 м), чтобы подходить к обычным пирсам и ремонтным базам. Плавучесть корабля тоже стала выше на 35% - всё благодаря водоизмещению 48 000 т, половина которого является балластной водой при полном погружении. За это был прозван на флоте «Водовозом».

В ноябре 1981 года в состав американской глобальной системы «Трайдэнт» принята первая лодка типа «Огайо» с 24-ю межконтинентальными ракетами. Столько же ПУ было спроектировано и в советской модели, но адмирал флота Горшков потребовал сократить число БР до 20-ти, чтобы соответствовать характеристикам боевой устойчивости. Заподозрившим адмирала в получении новых привилегий, положенных в случае увеличения боевых единиц, нечего было говорить после результатов учений, где на первом выходе лодка «Огайо» со 150-ю БР была условно уничтожена тихоокеанской подлодкой К-492 под командованием В.Дудко.

Проект 941 Акула

Силовая установка проекта 941 «Акула»

Ядерная энергетическая силовая установка проекта 941 «Акула» блочного принципа, состоит из 2-х реакторов водяного типа. Тепловая мощность каждой 190 МВт, расположенных в отдельных корпусах. Энергия тепловых нейтронов ОК-650 движет 2 паровые турбины, достигая максимального водоизмещения 48 тыс.т. Конструкцией предусмотрены 4 турбогенератора по 3200 кВт. Резервные приводы винтов из 2-х дизель-генераторов по 800 кВт. Энергией подводной лодки можно питать военные базы и крупные промышленные города. Возможно, что это происходило во время украинской энергетической блокады Крыма, где Севастополь был освещён. Данное предположение нельзя подтвердить или опровергнуть, ведь такое становится возможным только в обход международным договорённостям.

Проект 941

Вооружённость субмарины проекта 941 «Акула»

Используемые до этого жидко-топливные отечественные межконтинентальные ракеты не превышали расстояния 2,5 тыс.км, в то время как американские БР на твёрдом топливе преодолевали 6,5 тыс.км. В СССР были наработки дорогостоящих твердотопливных ракет, пришло время их использовать для слишком крупных 100 т ракет. Амбициозный проект для «Акулы» был выполнен, в отличие от американцев, которым вынужденно пришлось вооружать «Огайо» зарядами меньшей разрушающей способности. Ракетный комплекс Д-19 разработан для Р-39. «Акула» может произвести залповый пуск с интервалом 13 секунд. В момент поражения ракета разделяется на 10 двухсоткилотонных бомб, каждая в 10 – 15 раз больше сброшенных Америкой на японские города.

Пуск первой БР с момента отдачи приказа происходит по истечении 6 минут, из шахты её выталкивает пороховой аккумулятор со сдвигом в сторону от корабля, чтобы не повреждать корпус. Первая ступень маршевого двигателя включается после стартового отстрела и выводит ракету на околоземную орбиту. Спустя несколько минут первая ступень отстреливается. На этом этапе вражеская система ПРО оповещает о нанесении ядерного удара. Ракетоноситель уже выведен в точку развода, сбрасывается обтекатель и блок разведения находит своего адресата. Коррекция полёта происходит активным методом при помощи бортовых систем навигации, высокая точность счётно-вычислительной системы не позволяет совершить ошибки. Отклонение в единицу угловой секунды уводит боеголовки на десятки километров от цели.

Проект 941 Акула

Войдя в зону действия противоракетной обороны, чувствительная бортовая система ракеты реагирует на предшествующий пуск противоракет и выпускает металлический мусор, сбивая их с верного пути. Коридор разброса 600 – 700 км в длину и 100 – 200 км в ширину. Отстреливаются 10 блоков, последним подрывается модуль развода. Дальше противоракетчикам НАТО нечего наблюдать, на радаре происходит страшная вспышка. В это время боевые блоки входят в атмосферу с уже недостижимой противоракетам скоростью 8 км/сек. Основная часть мусора сгорает от первого контакта с атмосферой, напоминая включение и выключение ёлочной гирлянды, но крупные ложные цели остаются в строю. Спустя 60-100 секунд произойдёт взрыв, ещё через 10 минут умолкнут ударные волны.

При этом Р-39 не самая лучшая для преодоления ПРО. Став на вооружение вначале 1980-х, сразу же начались работы по усовершенствованию БР для «Акулы». Следующее поколение Р39-УТТХ «Барк» должно было в скором времени заменить Р39. Испытания проводились на «Акуле», прекрасно заменяющей сложный комплекс ядерного полигона. Но лучшей БР суждено было стать не комплексу «Барк», а «Булаве», которая теперь и стоит на вооружении. Первый запуск 27.09.2005. С приходом команды Горбачёва к власти, недальновидного политика (скорее предателя), у проекта 941 начались трудные времена. За период 1981 – 1989 гг. удалось поставить в строй ВМС СССР 6 подлодок этого класса. Утилизацию 7-го корабля на этапе строительства, как официально объясняют документы, провели из-за нехватки денег, а также руководствуясь договором ОСВ-1. Р39 прекратили выпускать в 1987-м.

Проект 941 Акула

Лодка способна защитить себя при встрече с неприятелем, в носовой части 6 торпедных отсеков калибра 533 мм. Помимо обычных торпед на борту ещё ракето-торпеды «Шквал» или «Водопад». При случайной встрече с самолётами и вертолётами, которых следует избегать, есть ПЗРК «Игла». Для испытаний нового ракетного вооружения до 2019 года продолжат службу ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь» и акулий первенец ТК-208 «Дмитрий Донской». На смену устаревающим «долгоруким гигантам» 3-го поколения пришли аналогичные лодки проекта 955, 4-го поколения «Борей» с «Булавой». Эти субмарины в количестве 10-ти единиц должны быть сданы флоту к 2020-му. В 2012 г. ведомство Минобороны заявило о нерентабельности капитального ремонта, указав причину, что строительство «Бореев» вдвое дешевле.

Известные события из боевых дежурств проекта 941 «Акула»

  • О всплытии лодки во льдах северного полюса стало известно в 1985-м году, где был произведён пуск Р-39, разработанной позже субмарины в 1984-м.
  • Подводники НАТО постоянно натыкаются на что-нибудь, в 1987-м крейсер ТК-12 принёс на себе гидроакустическую антенну британской подлодки «Суифштюр».
  • В 1991 году взорвалась и сгорела в шахте учебная ракета, боевая часть оказалась в море, пострадавших нет благодаря уникальной конструкции и противопожарным тренировкам.
  • В 1997 году был произведён залп, событие происходило в Баренцевом море. Это была утилизация ракет по сроку годности.  

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить