Корвет проекта 20380 – это новая страница в истории российского флота

Принципиально новый тип русских ракетных боевых противолодочных кораблей (БПК) многофункционального назначения 2-го ранга водоизмещением 2200 т, длиной 103,7 м, шириной 13,2 м, со скоростью 26 – 30 узлов уже представлен четырьмя корветами проекта 20380. Экипаж состоит из 100 человек. Автономность хода рассчитана по запасу продуктов на 15 суток. На Балтийском море уже проходят службу «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Заложены такие суда и для других флотов – «Совершенный», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Резкий», «Герой РФ Алдар Цеденжалов». Ожидается большее их количество, как минимум два десятка – и это только для охраны морских рубежей. Им нет равных в мире среди сторожевых кораблей (по классификации НАТО это корветы и фрегаты) благодаря вооружённости и оснащённости, точности и скорости поражения целей.

Этот новый тип БПК способен обнаружить и уничтожить вражеские подлодки, надводные цели любого ранга (включая авианосцы), истребители 4-го и 5-го поколений, крылатые ракеты, торпеды. А также оказывать мощную поддержку огнём при высадке десанта, преодолевать значительные расстояния (4000 миль). Он может в одиночку сражаться с эсминцами и авианосцами НАТО. Быть малозаметной целью из-за использования технологий «стелс», вовремя обнаруживать все цели под водой, на воде и в воздухе, подавлять вражеские РЛС с помощью средств РЭБ. Такие корабли ещё не использовались в России (СССР), и это не всё – корветы 20380 предназначены для модернизации, каждый из них способен быть уникальным. С их помощью изменится тактика боёв – ВМФ РФ получает новые возможности – качественно-новые боевые единицы.

Новый класс судов изначально куётся в главной кузнице кораблей для ВМФ России на «Северной верфи» Санкт-Петербургского гиганта. Проект реализуется ещё и на другой российской верфи, в г. Комсомольске-на-Амуре Амурским ССЗ. Проект корвета 20380 разработан на ЦМКБ «Алмаз» (в центральном конструкторском бюро, расположенном в СПб). На флоте его ждали с нетерпением, при этом, это бюджетный вариант, который при случае станет неприятно удивлять своих заокеанских недругов.

Первое отличие нового поколения от старого – это полная комплексная автоматизация. Под шифром БЧ7 скрывается боевой информационный пост (БИП), где на автоматизированном рабочем месте (АРМ) находятся командиры радиотехнического и гидроакустического вооружения. Именно сюда стекается вся информация с других АРМ, которых всего 8. Здесь происходит сбор и обработка всех данных о целях. При волнении моря в 5 баллов (волна 2 м.) все вооружение исправно выполняет поставленные задачи.

Корветы 20380

Вооружение проекта 20380

Обнаружение надводных целей

Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201 М2,2 видит все объекты на 3600. Но для этого нужно дать команду, в каком направлении посмотреть. РЛС «Монумент-А», работающая в активном режиме принимает информацию на расстоянии 45 км, в идеальных условиях 90 км. Эта же станция работает в диапазоне 50 – 500 км в пассивном режиме в зависимости от радиолокационных средств надводных судов. На ЖК-мониторах выводятся три обозначения объектов: красным – цель, синим – вероятный противник, зелёным – нейтральный.

Система «Сигма»

Боевая информационно-управляющая система «Сигма» – это программное обеспечение (ПО) и операционная система (ОС) корабля. Для обработки данных используется информация, в том числе от других кораблей и береговых пунктов и авиации, со всеми кто взаимодействует в группе. Технологический прогресс позволяет сделать такую систему противовзломной. Командиры корвета 20380 по сигналам, идущим от вражеского корабля, определяют степень возможной угрозы с помощью «Сигмы» – к какой стране принадлежит судно, устанавливается его бортовой номер, класс и название корабля. После подтверждения этих данных оптико-электронной станцией МТК выбираются эффективнейшие и безопасные средства его поражения.

РЛС «Фурке-2»

Радиолокационная дальность обнаружения цели позволяет РЛС «Фурке-2» увидеть воздушные цели на расстоянии (110 км), значит, самые современные ракеты будут перехвачены, а более эффективное нанесения авиаудара (с расстояния 2 – 10 км) станет невозможным.

Корветы 20380

Ударное ракетное оружие «Уран»

Надводные цели поражаются ракетным комплексом корабля «Уран». Дальность поражения 130 км из 2-х пусковых установок (ПУ). Четырёхствольная пусковая установка ПУ вмещает в себя дозвуковые ракеты Х-35 или «БраМос» или «УКСК Калибр».

Зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Редут»

Самолёты и ракеты недругов станут добычей ЗРК «Редут» из 3-х модулей по 4 ячейки – это 12 ЗУР большой и средней дальности 9М96М, 9М96Е или 48 единиц малой дальности ЗУР 9М100 – комплектность можно комбинировать. Ракеты под действием силы сжатого воздуха выстреливаются из ячеек вверх на 20 – 30 м, затем турбореактивный маршевый двигатель производит доставку к цели с помощью АКГ (активной радиолокационной головки самонаведения).

Зенитная артиллерия АК-630

Никогда не лишняя на борту автоматическая зенитная артиллерийская установка АК-630, устанавливаются 2 таких пушки по бортам, скорострельность этого кортика впечатляет – 5000 выстрелов/мин осколочно-фугасными зажигательными снарядами. Воздушной и надводной целям нельзя приблизиться на 400 – 4000 м.

Зенитное ракетно-артиллерийское оружие

Зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М» вооружён боекомплектом ракет в количестве 32 шт. и 30-ти мм снарядами 3000 шт. Зенитными ракетами уничтожаются ВЦ в пределах 1,5 – 8 км, а зенитным автоматом 500 – 4000 м.

Артиллерийская система АУ А-190

Корабельная универсальная установка АУ А-190 калибром 100 мм для уничтожения береговых, надводных объектов на расстоянии 21,3 км ОФС (осколочно-фугаными снарядами) и воздушных противников вверх на 15 км СДВ (снарядом с дистанционным взрывателем) либо радиолокационным снарядом РС. Угол эффективной стрельбы по воздушной цели выбирается под углом атаки 40 – 450. Ствол орудия нарезной, подача боеприпасов двусторонняя, которая находится в барбете артустановки. При подаче с обеих сторон имеем скорострельность 80 выс/мин, при одной – 60. Пушкой можно попасть в маленькую резиновую лодку – такая точность. Уничтожить крейсер – такая мощь. После 20-го выстрела температура ствола достигает 100 0С. Поэтому продумана система водяного охлаждения, в полость ствола по гибкому шлангу поступает морская вода и удаляется в море. АУ А-100 рассчитана на 2500 выстрелов, один боекомплект 320 шт.

Боевой пост РТВ

На боевом посту РТВ (радиотехнического вооружения) производятся выстрелы и запуск ракет. Цель отображена на жидкокристаллических мониторах с помощью оптического канала сопровождения цели в виде реального видеоизображения. Так легче корректировать стрельбу из орудия. Один РВМ отвечает за модуль управления антенной. Вручную на экране захватывают цель и также и тут же передают данные, например, для СУ (стоек управления) АУ А-100 и АК-630. Автоматика сама завершает процесс наведения за доли секунд – сокращается время подготовки к стрельбе.

Система управления огнём СУО «Пума-02»

Сопровождаются одновременно 4 цели, и даётся указание на 2 наиопаснейшие. При введении данных цели в СУ вводятся тысячные дистанции из 6000, а не градусы из 360-ти – результат максимальная точность стрельбы. В результате артиллерийские снаряды запланировано попадают только в выбранную стрелком часть вражеского корабля. Выбирается режим стрельбы, например, боевой, одиночный, если нужно выпустить множество, то при стрельбе нажимается педаль и удерживается нужное количество времени.

Обнаружение и торпедирование подлодки корветом 20380

Для борьбы с подводной лодкой противника предназначается три корвета этого класса, 2 вертолёта К-27ПЛ под объединением «Сигмы» но даже один корвет 20380 способен самостоятельно обнаружить и уничтожить её.

Вначале проверяется гидрология звука медом опускания в воду зонда для установления скорости распространения звука под водой. Известно 6 типов применения гидрологии в зависимости от дна, метеоусловий, времени суток и т.д. Эти данные будут учтены комплексом «Пакет». В носовой части находится гидроакустический комплекс «Заря-2», его антенна находится под килем. Её возможности:

- Автоматическое обнаружение подлодок, кораблей и торпед на дальности 19 км.
- Автоматическое сопровождение цели.
- Авто-оповещение.
- Самоконтроль помех на станции.

Подводные лодки могут хорошо прятаться под слоем «скачка», т.е. сразу под границей смешивания поверхностных и глубинных вод, которые зеркально отражают звуковые сигналы, так как это делает дно. А всё благодаря разности солёности, плотности и температур смешиваемых толщь воды. Этот приём подводников называется «покладкой на жидкий грунт». Для такого случая корветом используется гибкая буксируемая антенна (ГБК) «Минотавр». Кабельную антенну с буксиром-излучателем опускают на нужную глубину подъёмным устройством. Гибкий хвост «Минотавра» менее подвержен потерям сигнала в отличие от подкильной антенны из-за донно-поверхностного рассеивания. В пассивном режиме ПЛ обнаруживаются в 15 – 20-ти км, а в активном 40 – 60-ти км.

Торпедирование

Выстрелы производятся с ХП БЧ-3 (ходового поста 3-й боевой части) при получении координат пеленга (угла), дистанции (расстояния) и курса (траектории движения) цели. В новых комплексах «Пакет» помещены секретные торпеды и антиторпеды, которые ещё скрываются от любопытных глаз. Они поражают подводные цели и торпеды. С каждого борта по 4 спаренные трубы. Тепловая торпеда МТТ для подлодок всех рангов, ими можно поражать и надводных неприятелей. Пуск происходит под давлением пороховых газов, после приводнения срабатывает самонаведение. Глубина цели достигается на расстоянии до 600 м. на дальности 8 км калибром 324 мм.

 

Палубная авиация К-27

В зависимости от задачи, на борту находится любая из модификаций К-27, это может быть противолодочный вертолёт К-27ПЛ или поисково-спасательный К-27ПС. Первый, может искать лодки на скорости 75 км/ч и удаляться на 200 км, максимальная скорость 270 км/ч. С его помощью передаются любые координаты подводных, надводных и воздушных объектов. Он способен нести 4 торпеды из комплекса «Пакет». Второй, для оказания помощи. На палубе есть вертолётная площадка из сетки, предотвращающей сдвиг машины, есть и бронированный ангар для его хранения и ремонта.

Средства связи

С помощью звука можно общаться с подлодкой группы. Спутниковое сообщение обеспечено с помощью СН-3101.

Средства РЭБ

Установлен комплекс дальнего радиоэлектронного подавления ТК-25. Комплекс выстреливаемых помех применяется для ближнего рубежа ПК-10 4 ПУ с общим боекомплектом 80 снарядов.

Корпус корвета 20380

Применяется стальной бронированный корпус корвета 20380. Модульная конструкция обеспечивает дальнейшую модернизацию судна. Надстройки корабля выполняются из полимерно-композитных материалов – впервые в мировой практике. Применены подводные обводы низа корпуса, снижающие сопротивление хода. Поэтому увеличивается скорость и дальность плавания, экономия топлива – причина выбора лёгкой экономной ГЭУ (главной энергетической установки). Углы настройки корпуса снижают заметность при применении противником средств обнаружения – «партнёры» видят силуэт размытый и нечёткий. Используемые стелс-материалы в надстройке поглощают или пропускают РЛС-лучи сквозь корпус. Сталь корпуса покрывается слоями стекло-пластика из специального состава на основе углеродистого волокна – в несколько раз уменьшающего видимость для чужих РЛС и тепловизоров. Для этих же целей используются также теплоизоляторы.

ГЭУ проекта корвета 20380

В ГЭУ корвета 20380 входят 4 дизельных двигателя, объёдинённых в 2 дизель-агрегата, мощность по 6 тыс.л.с. «Коломенские» двигатели ремонтопригодны и долговечны. Одну валолинию с пятилопостным винтом вращают два последовательно установленных двигателя в кормовой части и аналогичная им пара в кормовой, создавая усилие в 24 000 л.с. Для бесшумности работы моторов использованы технологии подводных лодок – заметность корабля в гидроакустическом диапазоне стала существенно меньше. И всё благодаря амортизаторам и специальным материалам.  

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить