Корвет проекта 20380 – это новая страница в истории российского флота

Корвет проекта 20380 - принципиально новый тип русских ракетных боевых противолодочных кораблей (БПК) многофункционального назначения 2-го ранга водоизмещением 2200 т, длиной 103,7 м, шириной 13,2 м, со скоростью 26 – 30 узлов уже представлен четырьмя кораблями. Экипаж состоит из 100 человек. Автономность хода рассчитана по запасу продуктов на 15 суток. 

  1. Общее описание проекта
  2. Конструкция
  3. Системы корабля
  4. Вооружение
  5. Борьба с подлодками
  6. Палубная авиация

Общее описание

На Балтийском море уже проходят службу «Стерегущий», «Сообразительный», «Стойкий» и «Бойкий». Заложены такие суда и для других флотов – «Совершенный», «Громкий», «Ретивый», «Строгий», «Резкий», «Герой РФ Алдар Цеденжалов». Ожидается большее их количество, как минимум два десятка – и это только для охраны морских рубежей. Им нет равных в мире среди сторожевых кораблей (по классификации НАТО это корветы и фрегаты) благодаря вооружённости и оснащённости, точности и скорости поражения целей.

Этот новый тип БПК способен обнаружить и уничтожить вражеские подлодки, надводные цели любого ранга (включая авианосцы), истребители 4-го и 5-го поколений, крылатые ракеты, торпеды. А также оказывать мощную поддержку огнём при высадке десанта, преодолевать значительные расстояния (4000 миль). Он может в одиночку сражаться с эсминцами и авианосцами НАТО. Быть малозаметной целью из-за использования технологий «стелс», вовремя обнаруживать все цели под водой, на воде и в воздухе, подавлять вражеские РЛС с помощью средств РЭБ. Такие корабли ещё не использовались в России (СССР), и это не всё – корветы 20380 предназначены для модернизации, каждый из них способен быть уникальным. С их помощью изменится тактика боёв – ВМФ РФ получает новые возможности – качественно-новые боевые единицы.

Новый класс судов изначально куётся в главной кузнице кораблей для ВМФ России на «Северной верфи» Санкт-Петербургского гиганта. Проект реализуется ещё и на другой российской верфи, в г. Комсомольске-на-Амуре Амурским ССЗ. Проект корвета 20380 разработан на ЦМКБ «Алмаз» (в центральном конструкторском бюро, расположенном в СПб). На флоте его ждали с нетерпением, при этом, это бюджетный вариант, который при случае станет неприятно удивлять своих заокеанских недругов.

Конструкция 

Корпус корвета 20380

Применяется стальной бронированный корпус корвета 20380. Модульная конструкция обеспечивает дальнейшую модернизацию судна. Надстройки корабля выполняются из полимерно-композитных материалов – впервые в мировой практике. Применены подводные обводы низа корпуса, снижающие сопротивление хода. Поэтому увеличивается скорость и дальность плавания, экономия топлива – причина выбора лёгкой экономной ГЭУ (главной энергетической установки). Углы настройки корпуса снижают заметность при применении противником средств обнаружения – «партнёры» видят силуэт размытый и нечёткий. Используемые стелс-материалы в надстройке поглощают или пропускают РЛС-лучи сквозь корпус. Сталь корпуса покрывается слоями стекло-пластика из специального состава на основе углеродистого волокна – в несколько раз уменьшающего видимость для чужих РЛС и тепловизоров. Для этих же целей используются также теплоизоляторы.

ГЭУ проекта корвета 20380

В ГЭУ корвета 20380 входят 4 дизельных двигателя, объёдинённых в 2 дизель-агрегата, мощность по 6 тыс.л.с. «Коломенские» двигатели ремонтопригодны и долговечны. Одну валолинию с пятилопостным винтом вращают два последовательно установленных двигателя в кормовой части и аналогичная им пара в кормовой, создавая усилие в 24 000 л.с. Для бесшумности работы моторов использованы технологии подводных лодок – заметность корабля в гидроакустическом диапазоне стала существенно меньше. И всё благодаря амортизаторам и специальным материалам.

Корветы 20380

Системы корабля

Первое отличие нового поколения от старого – это полная комплексная автоматизация. Под шифром БЧ7 скрывается боевой информационный пост (БИП), где на автоматизированном рабочем месте (АРМ) находятся командиры радиотехнического и гидроакустического вооружения. Именно сюда стекается вся информация с других АРМ, которых всего 8. Здесь происходит сбор и обработка всех данных о целях. При волнении моря в 5 баллов (волна 2 м.) все вооружение исправно выполняет поставленные задачи.

  • Обнаружение надводных целей. Многофункциональный телевизионный комплекс МТК-201 М2,2 видит все объекты на 3600. Но для этого нужно дать команду, в каком направлении посмотреть. РЛС «Монумент-А», работающая в активном режиме принимает информацию на расстоянии 45 км, в идеальных условиях 90 км. Эта же станция работает в диапазоне 50 – 500 км в пассивном режиме в зависимости от радиолокационных средств надводных судов. На ЖК-мониторах выводятся три обозначения объектов: красным – цель, синим – вероятный противник, зелёным – нейтральный.
  • Система «Сигма». Боевая информационно-управляющая система «Сигма» – это программное обеспечение (ПО) и операционная система (ОС) корабля. Для обработки данных используется информация, в том числе от других кораблей и береговых пунктов и авиации, со всеми кто взаимодействует в группе. Технологический прогресс позволяет сделать такую систему противовзломной. Командиры корвета 20380 по сигналам, идущим от вражеского корабля, определяют степень возможной угрозы с помощью «Сигмы» – к какой стране принадлежит судно, устанавливается его бортовой номер, класс и название корабля. После подтверждения этих данных оптико-электронной станцией МТК выбираются эффективнейшие и безопасные средства его поражения.
  • РЛС «Фурке-2». Радиолокационная дальность обнаружения цели позволяет РЛС «Фурке-2» увидеть воздушные цели на расстоянии (110 км), значит, самые современные ракеты будут перехвачены, а более эффективное нанесения авиаудара (с расстояния 2 – 10 км) станет невозможным.
  • Боевой пост РТВ. На боевом посту РТВ (радиотехнического вооружения) производятся выстрелы и запуск ракет. Цель отображена на жидкокристаллических мониторах с помощью оптического канала сопровождения цели в виде реального видеоизображения. Так легче корректировать стрельбу из орудия. Один РВМ отвечает за модуль управления антенной. Вручную на экране захватывают цель и также и тут же передают данные, например, для СУ (стоек управления) АУ А-100 и АК-630. Автоматика сама завершает процесс наведения за доли секунд – сокращается время подготовки к стрельбе.
  • Система управления огнём СУО «Пума-02». Сопровождаются одновременно 4 цели, и даётся указание на 2 наиопаснейшие. При введении данных цели в СУ вводятся тысячные дистанции из 6000, а не градусы из 360-ти – результат максимальная точность стрельбы. В результате артиллерийские снаряды запланировано попадают только в выбранную стрелком часть вражеского корабля. Выбирается режим стрельбы, например, боевой, одиночный, если нужно выпустить множество, то при стрельбе нажимается педаль и удерживается нужное количество времени.
  • Средства связи. С помощью звука можно общаться с подлодкой группы. Спутниковое сообщение обеспечено с помощью СН-3101.
  • Средства РЭБ. Установлен комплекс дальнего радиоэлектронного подавления ТК-25. Комплекс выстреливаемых помех применяется для ближнего рубежа ПК-10 4 ПУ с общим боекомплектом 80 снарядов.

Корветы 20380

Вооружение проекта 20380

  • Ударное ракетное оружие «Уран». Надводные цели поражаются ракетным комплексом корабля «Уран». Дальность поражения 130 км из 2-х пусковых установок (ПУ). Четырёхствольная пусковая установка ПУ вмещает в себя дозвуковые ракеты Х-35 или «БраМос» или «УКСК Калибр».
  • Зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Редут». Самолёты и ракеты недругов станут добычей ЗРК «Редут» из 3-х модулей по 4 ячейки – это 12 ЗУР большой и средней дальности 9М96М, 9М96Е или 48 единиц малой дальности ЗУР 9М100 – комплектность можно комбинировать. Ракеты под действием силы сжатого воздуха выстреливаются из ячеек вверх на 20 – 30 м, затем турбореактивный маршевый двигатель производит доставку к цели с помощью АКГ (активной радиолокационной головки самонаведения).
  • Зенитная артиллерия АК-630. Никогда не лишняя на борту автоматическая зенитная артиллерийская установка АК-630, устанавливаются 2 таких пушки по бортам, скорострельность этого кортика впечатляет – 5000 выстрелов/мин осколочно-фугасными зажигательными снарядами. Воздушной и надводной целям нельзя приблизиться на 400 – 4000 м.
  • Зенитное ракетно-артиллерийское оружие. Зенитно-ракетный комплекс «Кортик-М» вооружён боекомплектом ракет в количестве 32 шт. и 30-ти мм снарядами 3000 шт. Зенитными ракетами уничтожаются ВЦ в пределах 1,5 – 8 км, а зенитным автоматом 500 – 4000 м.
  • Артиллерийская система АУ А-190. Корабельная универсальная установка АУ А-190 калибром 100 мм для уничтожения береговых, надводных объектов на расстоянии 21,3 км ОФС (осколочно-фугаными снарядами) и воздушных противников вверх на 15 км СДВ (снарядом с дистанционным взрывателем) либо радиолокационным снарядом РС. Угол эффективной стрельбы по воздушной цели выбирается под углом атаки 40 – 450. Ствол орудия нарезной, подача боеприпасов двусторонняя, которая находится в барбете артустановки. При подаче с обеих сторон имеем скорострельность 80 выс/мин, при одной – 60. Пушкой можно попасть в маленькую резиновую лодку – такая точность. Уничтожить крейсер – такая мощь. После 20-го выстрела температура ствола достигает 100 0С. Поэтому продумана система водяного охлаждения, в полость ствола по гибкому шлангу поступает морская вода и удаляется в море. АУ А-100 рассчитана на 2500 выстрелов, один боекомплект 320 шт.

Обнаружение и торпедирование подлодки корветом 20380

Для борьбы с подводной лодкой противника предназначается три корвета этого класса, 2 вертолёта К-27ПЛ под объединением «Сигмы» но даже один корвет 20380 способен самостоятельно обнаружить и уничтожить её.

Вначале проверяется гидрология звука медом опускания в воду зонда для установления скорости распространения звука под водой. Известно 6 типов применения гидрологии в зависимости от дна, метеоусловий, времени суток и т.д. Эти данные будут учтены комплексом «Пакет». В носовой части находится гидроакустический комплекс «Заря-2», его антенна находится под килем. Её возможности:

  • Автоматическое обнаружение подлодок, кораблей и торпед на дальности 19 км.
  • Автоматическое сопровождение цели.
  • Авто-оповещение.
  • Самоконтроль помех на станции.

Подводные лодки могут хорошо прятаться под слоем «скачка», т.е. сразу под границей смешивания поверхностных и глубинных вод, которые зеркально отражают звуковые сигналы, так как это делает дно. А всё благодаря разности солёности, плотности и температур смешиваемых толщь воды. Этот приём подводников называется «покладкой на жидкий грунт». Для такого случая корветом используется гибкая буксируемая антенна (ГБК) «Минотавр». Кабельную антенну с буксиром-излучателем опускают на нужную глубину подъёмным устройством. Гибкий хвост «Минотавра» менее подвержен потерям сигнала в отличие от подкильной антенны из-за донно-поверхностного рассеивания. В пассивном режиме ПЛ обнаруживаются в 15 – 20-ти км, а в активном 40 – 60-ти км.

Торпедирование

Выстрелы производятся с ХП БЧ-3 (ходового поста 3-й боевой части) при получении координат пеленга (угла), дистанции (расстояния) и курса (траектории движения) цели. В новых комплексах «Пакет» помещены секретные торпеды и антиторпеды, которые ещё скрываются от любопытных глаз. Они поражают подводные цели и торпеды. С каждого борта по 4 спаренные трубы. Тепловая торпеда МТТ для подлодок всех рангов, ими можно поражать и надводных неприятелей. Пуск происходит под давлением пороховых газов, после приводнения срабатывает самонаведение. Глубина цели достигается на расстоянии до 600 м. на дальности 8 км калибром 324 мм. 

Палубная авиация К-27

В зависимости от задачи, на борту находится любая из модификаций К-27, это может быть противолодочный вертолёт К-27ПЛ или поисково-спасательный К-27ПС. Первый, может искать лодки на скорости 75 км/ч и удаляться на 200 км, максимальная скорость 270 км/ч. С его помощью передаются любые координаты подводных, надводных и воздушных объектов. Он способен нести 4 торпеды из комплекса «Пакет». Второй, для оказания помощи. На палубе есть вертолётная площадка из сетки, предотвращающей сдвиг машины, есть и бронированный ангар для его хранения и ремонта.