Атомная подводная лодка "Дмитрий Донской"

Субмарина «Дмитрий Донской» - самая быстрая и современная модель проекта 941 «Акула», которая впервые в истории морского флота выполнила 121-дневной, дальний поход без всплытия. Этот крейсер - настоящая гордость ВМФ РФ, он имеет колоссальные размеры, но вместе с этим, двигается под водой на огромной скорости и практически бесшумно.

  1. История
  2. Общее описание и конструкция
  3. Силовая установка
  4. Радиоэлектронное оборудование
  5. Вооружение
  6. Технические характеристики в цифрах

Краткая история проекта

Разработка проекта 941«Акула», по которому была построена подлодка «Дмитрий Донской» началась в 1972 году, в ленинградском конструкторском бюро «Рубин. Это был ответ на строительство ракетного подводного крейсера «Огайо», правительством США. Субмарина изначально получила название «Тайфун», ведь его разработчики во всём стремились превзойти своего конкурента. Проектом руководил генеральный конструктор Игорь Спасский.

Строительство первого судна, по этому проекту, началось в 1976 году, в городе Северодвинск на «Северном машиностроительном предприятии» («Севмаше»). Для этого даже был построен новый, крытый цех, ведь огромные размеры будущей подлодки не позволяли использовать уже готовые помещения. Такие огромные размеры были обусловлены, размещением на субмарине, на тот момент, самых современных многоступенчатых, работающих на твёрдом топливе, баллистических ракет - Р-39 (РСМ-52).

АПЛ "Дмитрий Донской"

Первый спуск на воду «Дмитрия Донского» был произведён в 1980 году, после чего началась программа швартовых испытаний и пробный пуск баллистической ракеты. Так как крейсер все испытание прошёл успешно, уже в 1981 году он был зачислен в строй ВМФ.

С 1984 по 1988 год – «Дмитрий Донской» выполняет большое количество важных для страны задач, именно он совершил первый пролом глыбы льда корпусом подлодки. Но в 1988 году, в связи с запланированными работами по модернизации, субмарина была переведена в резерв первой категории. 

1991 год – переломный в истории крейсера, так как все работы по обновлению проекта были свёрнуты, в связи с уменьшением финансирования. Они были возобновлены только в 1996 году. Был создан новый проект - 941УМ, предполагающий установку на подлодке, современного ракетного комплекса «Булава М».

В 2002 году крейсер был торжественно выведен из цеха, после чего были сразу начаты швартовые испытания, в том числе и стрельба ракетами «Булава», по движущей мишени, из подводного и надводного положения. Именно в этом году субмарине присвоили название «Дмитрий Донской», в честь великого князя.

После последней модернизации, «Дмитрий Донской» стал в основном использоваться для подтверждения технических характеристик баллистических ракет

2004 году подводная лодка была повторно переведена в состав Северного флота, после чего начались полноценные испытания.

2017 год - крейсер вместе с другими кораблями совершил переход, приуроченный дню ВМФ, со своего места базирования в Североморске на Балтийское море и обратно.

АПЛ "Дмитрий Донской"

Общее описание, особенности внешнего вида

Субмарина «Дмитрий Донской » состоит из пяти корпусов, а не двух, как другие подводные лодки. Два основных корпуса и три дополнительных имеют катамаранное расположение, и именно эта особенность наделяет его очень хорошей плавучестью (более 40%). Благодаря этому субмарина может разбивать огромные глыбы льда, толщиной до 2,5 м. Поэтому, на данный момент, она одна из немногих, которые способных вести дежурство даже очень близко к Северному полюсу.

Внутри подводной лодки находятся два основных корпуса, они разделены на 8 отсеков и располагаются параллельно друг к другу. В промежутке между ними размещаются механический и торпедный отсек, а также модуль управления. Также внутри находится две всплывающие спасательных камеры, в которых, в экстренной ситуации, может разместиться весь экипаж. Торпедные аппараты располагаются в носовой части субмарины.

Длина подводной лодки – 172 м, ширина - 23 м, а высота субмарины – 26 м. Корпус изготовлен из титановых сплавов и покрыт специальной резиной, что обеспечивает высокий уровень звукоизоляции и противолокации - благодаря этому крейсер практически невозможно обнаружить. Подлодка способна погружаться на предельную глубину - на 400 м, а его рабочая глубина – 320 метров.

Ещё одна особенность этой подводной лодки – очень комфортные условия проживания для экипажа, так как она оснащена даже спортивным залом, бассейном, солярием и сауной. Также есть две кают-компании и кубрики для небольших групп матросов. Экипаж крейсера состоит из 165 человек, из которых 51 - это офицер. Первый капитан субмарины - герой Светского Союза – Ольховников Александр Васильевич.

АПЛ "Дмитрий Донской", инфографика

Силовая установка

Субмарина «Дмитрий Донской», оснащена двумя ядерными реакторами ОК-650, которые работают на тепловых нейтронах. В роли топлива, используется высокообогащённая двуокись урана, благодаря этому субмарина разгоняется под водой со скоростью до 27 узлов (это почти 50 км/ч), а над водой – 12 узлов. Мощность этих реакторов – 2 450 000 л.с.

Дополнительную автономность подводной лодке обеспечивают паротурбинные установки по 40000 л.с. и 50000 л. с. Они усиливаются паротурбинными атомными энергетическими установками, по 32 МВт каждая. А в экстренных ситуациях резервными источниками питания выступают дизельные генераторы АСДГ-800 (2 шт.), а также свинцово-кислотный аккумулятор.

Ядерная установка способна работать в автономном режиме около 4 месяцев. Контролировать состояние субмарины под водой, при любом уровне мощности и даже критическом позволяет импульсная аппаратура. Это даёт возможность, даже при полном отсутствие электропитания, компенсирующим решёткам опускаться на нижние концевики, и выключать мотор.

Радиоэлектронное оборудование

  • БИУС «Омнибус» - информационная система, позволяющая автоматизировать управление оружием и техническими средствами соединений.
  • «Скат-КС» - гидроакустический комплекс, который обеспечивает обнаружение и классификацию целей с помощью эхопеленгования, а также обработку информации и выдачу торпедам исходных данных для попадания в цель.
  • Прецизионный эхоледомер МГ-518 «Север» - это совокупность гидроакустических средств, которые проводя подводную локацию способны вычислять толщину подводной части льда. Это так званный «ледомер», позволяющий оперативно получать и обрабатывать информацию о состоянии ледового покрытия.
  • МРКП-58 «Буран» - корабельная система, которая работает для обнаружения работающих радиолокационных станций.
  • Навигационный комплекс «Симфония» - быстро обрабатывает поступаемую информацию, из разных навигационных источников, используя фильтр Калмана.
  • Автоматизированный комплекс для радиоподавления, радиоразведки, а также для радиорелейной и спутниковой радиосвязи – «Молния Л1».
    Гидроакустическая станция миноискания МГ-519 - «Арфа».
  • Находясь на глубине до 150 м, у центра управления подводной лодки, есть возможность получать сигналы из спутника с помощью буя с антенной на длинном кабеле, которые выпускаются на поверхность моря.

Вооружение

Военный комплекс подводной лодки состоит из 6 торпедных аппарата, калибра 533 мм и боекомплекта из 22 торпед типа УСЭТ-80, а также ракето–торпедами «Водопад». Она может выпускать их залпом, даже находясь на глубине до 55 м. 

Ракетное вооружение субмарины – баллистические ракеты (20 шт), оснащенные ядерным боезарядом - «Булава». Система управления пуском ракет продублированная и застрахована от несанкционированного запуска.

Противовоздушная оборона осуществляется 16 зенитно-ракетными комплексами «Игла».

 АПЛ "Дмитрий Донской", пуск Булавы


Технические характеристики в цифрах

Общая информация:

  • Кодификация НАТО – SSBN «Typhoon»
  • Тип корабля – тяжёлый ракетный подводный крейсер стратегического назначения (ТРПКСН).
  • Название проекта – 941УМ «Акула».
  • Проект разработан – центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин».

Основные характеристики:

  • Надводная скорость – 12 узлов (20 км/ч).
  • Подводная скорость – 27 узлов (50 км/ч).
  • Рабочая глубина погружения – 320 метров.
  • Предельная глубина погружения – 400 метров.
  • Автономность плавания – 120 суток.
  • Экипаж – 165 человек.

Размеры

  • длина - 172 м
  • ширина – 23,3 м и
  • высота – 26 м
  • Средняя осадка по КВЛ - 11 м.
  • Надводное водоизмещение – 28500 тонн.
  • Подводное водоизмещение – 49800 тонн.

Силовая установка

  • Энергетический комплекс– атомный, он включает в себя:
  • Ядерный реактор ОК-650 190 МВт – 2 шт.
  • 2 турбины, одна - 40000 л.с, а вторая – 50000 л.с.
  • Паротурбинные АЭУ по 3,2 МВ – 4 шт.
  • Резервный дизель генератор АСДГ-800 кВт – 2 шт.
  • Свинцово-кислотный аккумулятор.

Вооружение:

  • Торпедные аппараты, с калибром 533 мм – 6 шт.
  • Торпеды: УСЭТ-80 и «Водопад» - 22 шт.
  • Баллистические ракеты «Булава» - 20 шт.
  • Переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла » - 8 шт.

Субмарина «Дмитрий Донской» имеет повышенный уровень скрытности, ведь оснащена системой, делающей её практически незаметной для обнаружения, а мощность этого крейсера способна даже обеспечить электричеством небольшой город. С борта «Дмитрия Донского» проводились практически все испытания баллистических ракет, а также новейших проектов «Ясень» и «Борей». Эта подлодка не имеет аналогов по вооружению и боевым возможностям, а также она часто используется для представления мощи морского флота, при проведении общественно-политических мероприятий.