МРК проекта 22800 Каракурт

Проект 22800 "Каракурт" - малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.

  1. Общее описание
  2. Задачи проекта
  3. Боевые возможности
  4. Технические характеристики
  5. История создания

Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.

МРК 22800 каракурт

Задачи проекта 22800

МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль. 

Пуск ракета с каракурта

Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт

Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.

Технические характеристики Каракурта 22800

  • Скорость 30 узлов.
  • Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
  • Автономность по запасам провизии – 15 суток.
  • Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
  • Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
  • Экипаж 52 человека.
  • За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.  

22800 каракурт, палуба

История проекта 22800

Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО. 

МРК каракурт на заводе Пелла

Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.

Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.

МРК каракурт на заводе Пелла 

Комментарии  

0 #1 МОСКВИЧ 04.02.2018 01:09
Корабли красивы и хороши, но слишком маленькие! Ну это такое, в конце концов, 65 метров длины? Просто увеличенный ракетный катер! Флоту нужны хотя бы 120-130-метровые фрегаты УРО, корабли 2-го ранга, а не такие «малыши» — исключительно прибрежного действия. К сожалению, громкие заявления «россиянских» руководителей об «обновлении отечественного ВМФ» существенно расходятся c реальными делами. И на самом деле перевооружение «морской составляющей» давно уже «буксует». Даже фрегат пр. 22350 «Адмирал Горшков», заложенный аж в 2006 году, до сих пор так в строй и не ввели. Фрегаты другого проекта 21536, предназначенные для черноморцев, также построили в количестве всего 3-х штук. Надводные боевые корабли 1-го ранга, крейсера, эсминцы УРО не закладывались с конца 1990-х годов. По факту «великая и ужасная» Россияния практически лишилась полноценного океанского флота, а её «москитная» флотилия — способна напугать разве что боевиков ИГ...
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить