Штурмовик Су-39

Су-39 -  Российский штурмовик нового поколения, глубокая модернизация СУ-25.

  1. Общее описание
  2. Конструкция
  3. Технические характеристики
  4. Вооружение
  5. Броня
  6. Авионика
  7. Историческая справка

Предтечей штурмовика Су-39 стал прекрасно показавший себя самолет Су-25, который был основательно модернизирован. На новинку планировалось установить боле совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) и расширить гамму применяемого вооружения. Новинку создавали с намерением повышения эффективности применения оружия при ее нахождении недалеко от цели, надежного преодоления ПВО потенциального противника и возможности совершать полеты вблизи земли, копируя ее рельеф.  Предполагалось, что наряду с поражением бронетехники, штурмовик будет успешно бороться с морскими целями, фронтовой и транспортной авиацией врага, средствами противовоздушной обороны и объектами противника, расположенными в прифронтовой зоне. Для этого авионику и все боевое оружие Су-39 было подвергнуто коренной переделке.

Эксперты считают, что в перспективе перед авиацией обороняющегося государства в качестве главной задачи будет поставлено уничтожение ударной бронетанковой техники врага или, как минимум, замедление темпов их движения вперед, чтобы наземные войсковые части смогли перегруппироваться и организовать активный отпор. Отмеченные выше две задачи штурмовики Су-39 должны обеспечивать в зоне радиусом 900 км.

Штурмовик СУ-39

Конструкция

По конструкции самолет Су-39 в основном идентичен устройству машины Су-25УБ, предназначенной для учебно-боевых тренировочных полетов. Но поскольку Су-39 – одноместный самолет, то место второго члена экипажа было занято мягким топливным баком и расположенной над ним нишей, где было размещено дополнительное БРЭО. Двуствольную пушку пришлось сместить от оси симметрии правее на 27,3 см и разместить под топливным баком, а ставшее свободным пространство заполнить дополнительным БРЭО. Хвостовую нишу фюзеляжа Су-39 заполнили еще одним мягким топливным баком.

Технические характеристики

  • Размах крыла - 14,36 м,
  • Площадь крыла - 30 м2
  • Длина – 15,06 м
  • Высота – 5,2 м. 
  • Экипаж - 1 человек
  • Нормальный взлетный вес - до 17 тонн,
  • Максимальный взлетный вес - 21,5 тонны.
  • Объем топлива составляет 4900 литров,
  • Двигатель - 2хТРД Р-195(Ш)
  • Максимальная тяга двигателей - 2х4500
  • Максимальная скорость - 950 км/час,
  • Боевой радиус действия - на высоте 1050 км, у земли – 650 км.
  • Максимальный потолок - 12000 метров.

Вооружение

  •  Двухствольная 30 мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 200 сн.
  • Точки подвески - 11
  • Нормальная боевая нагрузка - 2000 кг
  • Максимальная боевая нагрузка - 6000 кг

Типы снарядов

  • Управляемые ракеты  "воздух-воздух" - Р-60, Р-73
  • Управляемые ракеты  "воздух-поверхность" - сверхзвуковые противотанковые ракеты «Вихрь», Х-25, Х-29Л/Т, Х-58,  Х-31А/АД/П, Х-35 (с РЛС «Копье»), С-25Л
  • Неуправляемые ракеты: 80 мм С-8 в блоках Б-8 160 шт,  122мм С-13 в блоках Б-13 40 шт, 240мм С-24 8шт
  • Бомбы: ФАБ-500, ФАБ-250, КАБ-500Кр, контейнера КМГУ-2
  • Так же возможно крепление пушечных контейнеров СППУ-22-1 с двухствольной 23 мм пушкой ГШ-23 и СППУ-687 с 30 мм пушкой ГШ-301

Штурмовик СУ-39

Авионика

Благодаря тому, что на модернизированную машину была установлена новая РЛС, она в состоянии участвовать в полноценном воздушном бою с вражескими истребителями, используя для этого управляемые ракеты (УР) «Воздух-воздух», обладающие различными пусками по дальности в зависимости от модификации.  Для поражения морских целей врага штурмовик снабжен противокорабельными ракетами, дальность пуска которых доходит до 110 км. Чтобы вывести из строя РЛС противника, на самолете есть запас противолокационных ракет разного типа. Для борьбы с наземными целями к этому бортовому оружию была добавлена высокоточная ракета «Вихрь». Авионика штурмовика в состоянии самостоятельно отыскивать объекты поражения, определять главную цель и пускать в ход нужный тип средства поражения.

Современное пилотажно-навигационное оборудование, установленное на самолете Су-39, позволило ему летать днем и ночью в любых погодных условиях. Причем весь полет от взлета до посадки может протекать на автопилоте. Данный штурмовик в основном создавался для уничтожения следующих целей потенциального противника:

  • самоходно-поражающей техники (танки, БТР, БМП и САУ), где бы она не находилась (поле боя, маршевая колонна, место сосредоточения перед вводом в бой), независимо от времени суток и погодных условий;
  • разнообразных объектов на воде (средства для переброски десантников, скоростные суда, торпедоносцы и т. д.);
  • авиации, приданной сухопутным войскам, тяжелой и ударной военно-транспортной воздушной техники, находящейся как на земле, так и в воздухе.

Броня Су-39

Наличие средств сохранности самолета в боевых условиях, вес которых составляет 1,12 тонны, почти абсолютно защищают пилота и все жизненно важные части машины от поражающего огня противника, произведенного стрелково-пушечным оружием, калибр которых менее 30 мм. Также они обеспечивают возвращение штурмовика на базу и приземление на ВВП аэродрома, если он был поражен выстрелом из ПЗРК наподобие «Стингера». Во много этого удалось добиться за счет соответствующей компоновке самолета, когда двигатели разделены и защищены фюзеляжем и есть возможность продолжать полет на одном исправном двигателе. Пилота же защищает титановая кабина, которую не в состоянии пробить даже 30-мм пушечный авиационный снаряд, а также бронестекла и броненадголовники.  Также для обеспечения неуязвимости Су-39 используются средства боевого противостояния, отвлечения и маскировки. Имеются в виду станция, создающая активные радиотехнические помехи, станция сканирования, засечки и установления, облучающих машину РЛС противника, источник ярких ИК-помех, средство, отстреливающая дипольные отражатели и трассеры.

Чтобы штурмовик был не сильно заметен оптически при боевом применении, его покрывают особым лакокрасочным составом, поверх которого еще наносится слой радиопоглощающего покрытия, уменьшающего ЭПР машины при захвате лучами РЛС. Защитой самолета, когда пилоту не удается заметить пуск ракеты с тепловым наведением, занимается смонтированная пол килем станция. Там же нашлось место цезиевой лампе на 6 кВт, создающей оптико-электронные помехи для ракет и отведения их от самолета. Можно также пользоваться традиционным средством – программным отстрелом ложных термических целей.

Сильно мешает обнаружить Су-39 его бесфорсажная двигательная установка ТРД Р-195, на которой установлено неуправляемое сопло и сниженная в разы его ИК-сигнатура. Этому также способствует профилированная жаровая труба и увеличенное центральное тело, из-за чего нет прямой видимости турбинных лопаток. Затрудняет тепловое обнаружение штурмовика и низкотемпературные выхлопные газы, в которые подмешивается атмосферный воздух.

Штурмовик СУ-39

Историческая справка

Эту машину начали разрабатывать еще в далеком 1986 году. Датой его первого полета считается 15 августа 1995 года. Тогда же эту машину официально назвали Су-39, которая существует в четырех экземплярах, серийные государственные испытания которых продолжаются до сих пор.  Штурмовику Су-39 свойственна отличная полетная устойчивость, благодаря чему совместно со «Шквалом», обеспечивается точное попадание с расстояния в десять км в 60-ти см диск. Поскольку процент попадания в цель одной ракетой «Вихрь» очень высок, штатного боезапаса Су-39 хватает, чтобы поразить бронированные цели врага в количестве 14-ти единиц.

В основном ПТУР «Вихрь» предназначен для уничтожения с первого раза мощных ОБТ, толщина брони которых доходит до 100 см. Процент прямого попадания этой УР в движущийся по земле немецкий танк «Леопард-2» одним выстрелом достигает 85%. Необходимо указать, что на эти штурмовики могут устанавливаться УР с еще большей поражающей силой. При пуске ракет «Вихрь» для уничтожения бронетехники врага Су-39 остается неуязвимым, поскольку он может находиться на расстоянии, недоступном для зенитных орудий противника. А так как пуск ракет возможен с небольших высот и малой дистанции до цели, их можно использовать и при значительной облачности. Полностью заправленные и вооруженные штурмовики Су-39 могут осуществлять взлет и посадку с грунтовых аэродромов, расположенных на высоте до 3000 м над уровнем моря, длина которых не менее 1200 метров.