Тяжёлый истребитель Су-30СМ – универсальные возможности российской авиации.

На случай полномасштабной войны армия нуждается в массовом вооружении. Универсальным оружием авиации является тяжёлый истребитель Су-30, заменивший Су-27.

Су-30

История Су-30

Война во Вьетнаме послужила толчком к созданию в США истребителя F-15 и F-16. Программу начали с 1965 г. По результатам воздушных боёв, американский истребитель F-4 выигрывал бои на дальних и средних дистанциях, но проигрывал ближний бой вьетнамцам, летавшим на лёгком истребителе МиГ-21. Это были самолёты 2-го поколения, а 3-го уже были разработаны к началу 70-х с примерно одинаковыми характеристиками: Миг-23 (СССР), «Мираж F.1» (Франция) и «Вигген J37» (Швеция). Было решено создавать на перспективу 4-е поколение «Фантомов», схожих по аэродинамической компоновке с лучшим на то время истребителем МиГ-25. В СССР взялись за создание «анти- F-15». Над созданием ПФИ (перспективного фронтового истребителя) трудились три КБ (П.О. Сухого, А.И. Микояна и А.С. Яковлева). Результаты работы: Су-27 и Миг-29.

Российская авиация после распада СССР не переставала развиваться. В 1993 г. на помощь пришла Индия, инвестировав значительные суммы денег в ОПК России. Был подписан контракт на создание модернизированного истребителя для Индии на базе первой серийной модели Су-30. Индийцы – самый требовательный покупатель, они купят только лучшее оружие с приставкой «самый». С 1997-го года наш традиционный партнёр был удовлетворён новыми характеристиками самолёта и начал приобретать для себя серийную версию Су-30МКИ (Модернизированный Коммерческий Индийский), максимально приближенный к Су-30СМ. Примеру Индии последовали Китай, Малайзия, Алжир, Вьетнам, Венесуэла и Казахстан (в русской версии).

Су-30


Мощь Су-30СМ

Предшественник

Его предшественники Су-27М с ПГО (передним горизонтальным оперением) и Су-ПУ (пилот и командир группы). На создание широких возможностей ушли долгие годы труда не одного поколения, существует множество модификаций Су-30. Последняя разработка КБ «Сухого» Су-30СМ завершила эру самолётов 4-го поколения и с 2012г. поступает на вооружение Российской Армии. Самолёт воплотил в себе труды конструкторов 1969 – 2012 гг.


Конструкция

Хорошая наследственность от Су-27 позволила почти не менять конструкцию для Су-30. Путём экспериментов была выбрана интегральная схема компоновки, где фюзеляж соединялся с крыльями и гондолами двигателей плавным наплывом. Требовалось установить топливный бак на 9 т керосина (на Су-30СМ 9,64 т), мощную РЛС (радиолокационную станцию) для дальнего обнаружения, большую бомбовую и ракетную нагрузку. Конструкция получалась тяжёлой и громоздкой. Композитные материалы (углепластик) были нестабильны, поэтому их применили только в обтекателях (чтобы не передавать высокую температуру другим узлам самолёта). Конструкторы использовали титан, облегчивший общий вес на 30%, прочный и лёгкий металл выдерживающий температуру 430 0С.

Для лучшей маневренности в середине 90-х вновь установлены ПГО (по заказу Индии). Переднее шасси усилено для поперечной устойчивости вторым колесом (разработка конца 80-х). От Су-27ПУ остались кабина на 2 пилота (лётчик-истребитель для управления и ведения ближнего боя и командир группы, ведущий бой на дальнем расстоянии всеми самолётами). Двигатели вынесены назад и отделены друг от друга (при повреждении одного можно лететь на втором), между ними контейнер для тормозного парашюта. В Су-30СМ двигатели АЛ-31ФП установлены под углом к центральной оси, в плоскости поворота отклонение на 320, а отклонение их при управлении 150. У предшественников было вертикальное отклонение, а теперь появилась маневренность и в горизонтальной плоскости. Это главное улучшение для маневренности.


Автоматика, радиоэлектроника, программное обеспечение

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

Тяжелый истребитель Су-30



Вооружённость

Пушка ГШ-301 на 150 снарядов установлена в наплыве правого крыла. В вязком бою ракеты имеют наименьшую эффективность, поэтому это простое орудие используют в ближней схватке. Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ несёт массу до 8 т на 12-ти подвесных точках. В зависимости от комплектации может выполнить функцию бомбардировщика с самостоятельной защитой себя от истребителей. Ракеты воздух-воздух Р-27Р1(ЭР1) увеличенной дальности 130 км (по истребителю до 62,5 км), достигают высоты 27 км, с радиокоррекцией, захват цели самонаведением на траектории полёта. Взрывное её устройство и контактное и бесконтактное, масса 350 кг.

Ракета воздух-воздух Р-27Т1(ЭТ1): тепловая головка с инфракрасным наведением типа «пустил и забыл», средней дальности 80 км, массой 343 кг. Далее РВВ-АЕ – ракета средней дальности воздух-воздух для уничтожения ракет, истребителей, бомбардировщиков, вертолётов в условиях РЭП, принцип «пустил и забыл», взрыватель лазерный (бесконтактный), используется решётчатый электроруль (аналогов в мире нет). Продолжает эту линию воздух-воздух Р-733, ракета малой дальности для высокоманевренного воздушного боя с пассивным инфракрасным самонаведением. Установлены два бесконтактных датчика взрывателя: радиолокационный и лазерный. Ракета с увеличенной перегрузкой до 12g., вес 105 кг, угол атаки до 450, управление аэрогазодинамическое (уникальное).

Оружие Х-31АП для поражения эсминцев 2 попаданиями с увеличенной вдвое дальностью до 160 км, запуск с высоты до 15 км. Ракета весом 715 кг применима при волнении моря 4 – 5 баллов, визирование по вертикали (+10) – (-200), по горизонтали (+27) – (-270). По надводным или надземным неподвижным видимым целям применяется оружие Х-59МЭ с подвесным контейнером АПК-9МЭ, точность 2 – 3 м обеспечивают система навигации и самоуправление, оператор имеет возможность после запуска выбрать другую цель. Боевая часть ракеты проникающая или кассетная, вес 960 кг.

Ракетное оружие «воздух-поверхность» Х-29(ТЕ, Л) предназначено поражать видимые трудноуязвимые железобетонные цели (мосты, шоссе, укрепления, корабли водоизмещением 10000 т). Это фугасно-проникающая ракета 660 и 690 кг несёт заряд 320 кг., с пассивным телевизионным наведением и подсветкой по отражаемому пятну лазера.

Управляемая бомба КАБ-500 КР/ОД (бетонобойная фугасно-проникающая/объёмно-детонирующая фугасная), тип КР уничтожает неподвижные цели (ж/б укрытия, мосты, взлётно-посадочные полосы, транспортные суда). Тип ОД попадая в подземные или другие укрытия создаёт ударную волну, распространяясь по помещениям, живая сила противника погибает от разрыва внутренних органов (в Афганистане, до применения этих бомб, солдаты противника после диверсионной вылазки уходили по подземным ходам). Самонаведение производится телевизионно-корреляционными головками (ГСН). Замаскированные цели можно уничтожить, задав бомбе координаты, «сбросил и забыл». Условием является высота сбрасывания 0,5 – 5 км и скорость самолёта 550 – 1100 км/ч.

Управляемые авиабомбы КАБ-1500Кр(Л) сбрасывают с высоты 1 – 8 км на скорости 550 – 1100 км/ч, «сбросил и забыл». Для разрушения укреплений особой прочности, ядерных складов малоразмерных заглублений, командных пунктов, установок баллистических ракет. Бомба проникает вглубь земли от 10 до 20 м.  После создания дорогостоящих управляемых ракет разрабатываются средства по их противодействию, в связи с этим не стоит забывать о других ракетах и бомбах. В зависимости от обстановки применяется и неуправляемые бомбы ФАБ-500, 32хФАБ-250/ФАБ-100, неуправляемые ракеты воздух-воздух. Уникальная ракета «БраМос» (сокращённо Брахмапутра в Индии и Москва) на вооружении с 2016 г. Превышает скорость звука в 2,5 – 2,8 раза, это средство уничтожения авианосцев в 3,5 раза быстрее и мощнее своих западных конкурентов. Её не остановят и средства РЭБ, она не управляема.

Су-30 СМ


Лётные характеристики

Маневренность – это конёк для «Сухих». «Кобрирование» (скольжение на хвосте) для выбора угла атаки, было заложено конструкторской мыслью ещё при создании первой модели 1972 г.. А с разработкой в 1982 г. ПГО, это стало легко выполнимо в 1985 г.. «Колокол» пилоты выполняют на самолётах марки Су с 1977 г., зависнув вертикально, исчезают с системы наведения управляемых ракет (неподвижная точка на радаре). Эти элементы доступны самолётам США, Франции, Швеции и Англии только с 2000-х. За счёт возможностей двигателя и ПГО самолёт делает «Столб», уходя резко вверх от преследования ракеты или самолёта, способен развернутся на хвосте «Петля Фролова» и атаковать преследователя. Сложный элемент «Хук» наносит удар в бок противнику, делая аэродинамическое притормаживание на вираже.

Разворот на 900 и резкая смена положения в противоположную сторону выполняются без усилий пилота. Машина сбалансирована так, что при помощи автоматики вернёт себя в горизонтальное положение. Начиная с Су-30МКИ используется приём «Штопор», смертельный для неманевренных типов машин, снижаясь по спирали вниз (падение листа), «Сухой» планирует на 3600 вокруг вертикальной оси, обстреливая облетающую его жертву. Все эти элементы современного ближнего боя созданы на русском (советском) самолёте, который создан для боевых манёвров. С дозаправкой в воздухе можно преодолеть расстояние 8 – 10 км. На форсаже двигатель способен выдерживать высокие температуры 30 мин. Скорость на высоте17 500 м 2125 км/ч, не самая большая. Высота на пределе не имеет значения для машины с любым углом атаки по тангажу, рысканию или накренению («Кобра Пугачёва» 1200 по вертикали).

 

Победы

Есть практика Эфиопо-Эритрейского конфликта, где Су-27 трижды сбил Миг-29. В 1992 г. русские были приглашены на авиабазу «Ленгли» в штат Вирджиния. СУ-27УБ пилотируемый майором Е.Карабасовым в учебном бою сначала ушёл от преследования, а затем победил после вертикального разворота. На учениях Индии и НАТО Су-30МКИ выходит победителем против лёгких «Миражей» и «Фантомов» в 6 – 8 случаях из 10, и в 100% случаев против тяжёлых истребителей стран НАТО. Однако есть и отрицательный опыт учебных поражений Су-27 от МиГ-29 во времена СССР, из ста боёв 80% одержали «Микояновцы».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить