Миг 1.44 МФИ - опередивший на 15 лет Т-50

В 1991 году с развалом Советского Союза, рухнул и огромный военно-промышленный комплекс и несмотря на то, что предприятия некуда не делись, их продукция вдруг стала некому не нужна. Военные предприятия выживали как могли в условиях рынка и даже умудрялись в таких условиях создавать уникальные аппараты, аналогов которым в мире практически нет, и одной из таких машин стал Миг 1.44, первый российский истребитель пятого поколения, так и не пошедший в серию.

История Миг 1.44

Если завершение проекта было быстрым и стремительным, то рождался самолет долго, можно сказать в муках, однако изначально ничего не предвещало подобного развития событий. В 1972 году в США был принят на вооружение F-15, фронтовой истребитель четвертого поколения, который задал высокую планку для истребителей и Америка на десять лет завоевала себе доминирование в воздухе. 21-ые и 23-ые МиГи не могли тягаться на равных с новыми самолетами,  и в срочном порядке были развернуты программы по созданию СУ-27 и МиГ-29, однако уже на стадии создания в ОКБ Микояна понимали, что создавая истребитель четвертого поколения, сразу же нужно закладывать основу для истребителя следующего поколения. МиГ-29 пошел в серию в 1983 году и сразу после начала его серийного выпуска была принята «Комплексная целевая программа» по созданию истребителя следующего поколения. Над проектами работали сразу два КБ: Сухого и Микояна. ОКБ Сухого разрабатывало самолет с обратной стреловидностью крыла, а ОКБ Микояна было рекомендовано взять за основу аэродинамическую схему "Утка" (в передней части располагаются небольшие крылья). Оба проекта в перспективе имели возможность получить уникальные для своего времени аэродинамические возможности.

 Миг 1.44 МФИ

СССР наконец получил реальный шанс опередить США, однако работы шли медленно, ведь задача стояла очень сложная. В конце 80-ых начались испытания первых прототипов истребителей, созданных по схеме "Утка". Поначалу реализация проекта казалось невозможной - сделать самолет малозаметным, при это не ухудшить его аэродинамических свойств, однако с каждым новым вылетом оставалось все меньше недочетов, а реализация проекта становилась все ближе. Испытания проходили в режиме строжайшей секретности в степях полигона НИК ВВС под Актюбинском, даже специально подсчитывали время, когда над местностью пролетали американские спутники, и в это время самолеты закатывали в ангар. 

В 1991 году все было готово для постройки первого опытного образца, с учетом всех недостатков и наработок выявленных на испытаниях, однако наступивший развал Союза, а вместе с ним и развал ВПК не позволил воплотить его в жизнь. Несмотря на все сложности, ОКБ Микояна удавалось двигать проект вперед, хоть и не по всем направлениям, но многое воплощалось в жизнь. Первый экземпляр по номером 1.42 был создан в 1994 году для статистических испытаний, спустя пять лет был создан экземпляр 1.44, на основе которого создавался следующий, который серьезно превосходил по ТТХ своих предшественников. 29 февраля 2000 году самолет под номером 1.42 наконец поднялся в воздух, однако в итоге он проиграл проекту С-37 ОКБ Сухого, в создании которого наблюдалось больше прогресса.

 Миг 1.44 МФИ

 

Технические характеристики

При создании проекта к нему были представлены три главных требования: сверхманевренность, малозаметность и способность к сверхзвуковому полету в бесфорсажном режиме. Для 80-ых годов требования были невероятно высокими, ведь с вместе с самолетом приходилось разрабатывать, новые материалы и новую начинку, новое вооружение. В итоге все три требования были достигнуты, однако на продолжение проекта МиГ 1.44 просто не было денег, и выбрали более готовый на тот момент С-37. Но если посмотреть на цифры, то возникает резонный вопрос, почему все-таки не продолжили доработку, хотя бы в урезанной форме, а тем более если посмотреть на новый китайский истребитель пятого поколения, то он очень похож на МИГ 1.44. 

Первое, на что сразу следует обратить внимание, это скорость. Миг 1.44 летал в бесфорсажном режиме на сверхзвуке, а на большой высоте и вовсе мог развивать скорость 3150 км/ч (2,6 Маха). По сути 1.44 стала глубокой переработкой МиГ 25 и 31, к которому добавили возможности фронтового истребителя и получилось очень интересная модель, которая легко могла конкурировать с американским Ф-22, а высокая скорость должна была давать ему серьезное преимущество. Такую скорость самолету обеспечивали два двигателя ТРДДФ АЛ-41Ф, созданные на НПО Сатурн. Все его характеристики были подтверждены на летающей лаборатории МиГ-25, поэтому все данные взяты не просто так, а на основе реально подтвержденных данных.

Второй немаловажный показатель, а именно снижение радиолокационной заметности, достигалась всеми возможными способами. В первую была применена необычная компоновка фюзеляжа. Однако по современным меркам решения эти были не самыми удачными, однако по сравнению с предшественниками это давало преимущество. Так же максимально были защищены все части самолета, которые создавали больше всего заметности. Даже были попытки изменить форму сопел, с привычных круглых на плоские, однако нестабильное поведение двигателей не позволило реализовать новую форму. Так же при создании были применены новые материалы, которые так же помогли уменьшить заметность истребителя.

Миг 1.44

ТТХ В Цифрах

Габариты

- Длина - 21700

- Размах крыла - 16300

- Высота - 6000

- Масса - 18 000

- Максимальная взлетная масса - 28 000 (макс 35 000)

Летные характеристики

- Скорость у земли- 1500 км/ч

- Скорость на высоте - 3150 км/ч

- Практическая дальность - 4000 км

- Практический потолок - 20000 км

- Двигатель - АЛ-41Ф

- Тип двигателя - турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги

- Тяга - 2х18000 кгс 

Вооружение

 - 30 мм встроенная пушка ГШ-30-1

- Боевая нагрузка - 12 тонн

- Точки подвески: внутренние 12, внешние 8

- Ракеты:

   для воздушного боя, в отсеках вооружения: 12 × Р-77 или Р-73  

   против наземных целей, в отсеках вооружения: 2 × Х-55, Х-61, Х-41, или 8 × Х-29, Х-31, или 12 × КАБ-500, ОДАБ-500

Миг 1.44

 

Причины остановки проекта.

Несмотря на то, что самолет обладал очень высокими характеристиками, причины остановки проекта вовсе не из-за подковерных игр, как многие утверждают, а основные причины намного банальнее. Одна из главные причин это незавершенность проекта. Когда в 2000-ых годах в армию наконец пошли деньги, нам нужно было просто хотя бы обновлять парк истребителей. Нам нужно было быстро и недорого заменить старые истребители на новые. Для этого лучше всего подходили модернизированные модели МиГа 29 и 31, а так же Су-30 и другие глубокие модернизации Су-27. Все эти истребители можно было начать выпускать здесь и сейчас, и все они были дешевле чем новый МиГ, а вот для Миг 1.44 нужно было еще развернуть производство новых деталей и новых композитных материалов. Так же самолет был не очень то и дешев. На момент создания его стоимость равнялась 70 млн долларов, в то время американский Ф-22 стоил не намного дороже, однако в отличии от США, финансовые возможности нашей страны были на порядок меньше.

Так же важнейшим пунктом при принятии решения о сворачивании проекта сыграл роль тот факт, что необходимо было вложить большие деньги в создание и налаживание новых производств, так как многие вещи существовали только на МиГе 1.44 в единственным экземпляре. Проект оказывался очень дорогим, и при этом с каждым годом устаревал, так как многие решения были прорывными для конца 80-ых годов, однако для начала 21-го века, это уже не сказать что устарело, но и удивить уже мало кого могло.  

Ну и третьим важным моментом был тот факт, что параллельно с 1.44 в КБ Сухого разрабатывался проект С-37 (Су-47), который взлетел на три года раньше чем новый МиГ, и при этом был доведен до полностью до ума, однако от проекта Сухого так же отказались, ввиду сложности реализации. Однако именно с учетом этих двух проектов и был в последствии реализован Т-50 (ПАК-ФА).

 

 Миг 1.44

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить